Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы туристских предприятий






В связи с участием в образовании имущества туристского предприятия его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Некоммерческие организациимогут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждения, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

В туризме работают в основном коммерческие организации, являющиеся резидентами. К резидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, с местонахождением, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов.

Все коммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности – субъектами хозяйствования.

Субъект хозяйствования – это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) ив предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.

К субъектам хозяйствования относятся: коммерческие юри дические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность и отвечают по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Вкладчик товарищества на вере имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале. Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Акционерным обществом (АО) является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и другими правовыми актами. Публичная финансовая (бухгалтерская) отчетность открытого акционерного общества подлежит обязательной аудиторской проверке.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распространяются только среди его учредителей. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество или товарищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные либо частные унитарные предприятия. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Одной из наиболее распространённых форм сотрудничества с зарубежными партнерами в области предпринимательской деятельности являются предприятия с иностранными инвестициями. Это коммерческие предприятия, в которых частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.

Совместным предприятием (СП) является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических или юридических лиц РФ. Совместные предприятия могут создаваться в любых организационно-правовых формах, допустимых для предприятий.

Иностранным предприятием (ИП) является юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100%. Это предприятие может быть образовано путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, либо приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации. Предприятие со 10 %-м иностранным капиталом образуется в форме унитарного предприятия. Таковы организационно-правовые формы коммерческих организаций, функционирующих в системе туризма.

В целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и ля щиты общих имущественных интересов туристскими предприятиями по договору между собой могут создаваться объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.

Из ассоциативных форм, свойственных крупномасштабному бизнесу (корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, холдинговые компании), в туризме наибольшее распространение получают холдинги.

Холдинговые компании характеризуются тем, что контролируют другие компании за счет владения их акциями и денежным капиталом либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений позволяет холдингу влиять на хозяйственные и коммерческие решения предприятий, входящих в объединение. Хотя предприятия остаются самостоятельными в правовом отношении, холдинг может направлять их действия и русло, соответствующее интересам компании как большой целостной структуры. Холдинг может также осуществлять ряд функций связанных с общей предпринимательской деятельностью. В случае, когда это вызвано необходимостью и общей пользой, холдинг вправе централизовать и перераспределить финансовые средства своих участников.

Таким образом, для туристского холдинга необходимо Наличие ещё двух признаков:

1) одна из его компаний должна выполнять исключительно
контролирующие функции;

2) каждая компания должна осуществлять все необходимые
мероприятия по формированию туристского продукта.

Туристские предприятия в основном (90, 5%) являются частными. Среди них 22, 5% – общества с дополнительной ответственностью, 22, 2% – унитарные предприятия, 20, 9% – общества с ограниченной ответственностью, 19, 4% – индивидуальные предприниматели. Достаточно низок удельный вес совместных (4, 7%) и иностранных (3, 6%) предприятий.

Особое место в информационном и методическом обеспечении туристской деятельности отводится туристским информационным центрам (далее – ТИЦ), которые являются важным звеном в туристской индустрии всех стран мира.

Работа ТИЦ способствует развитию въездного и внутреннего туризма. Информационные туристские центры принимают участие в создании единого туристского информационного пространства и продвижении на рынок конкурентоспособного туристского продукта.

Туристско-информационный центр (ТИЦ) – это, как правило, некоммерческое юридическое лицо, накапливающее и систематизирующее информацию о туристском продукте и услугам, сопутствующим этому продукту на конкретной территории, с целью обеспечения приёма и информирования туристов, а также содействия органам местной администрации в области развития, координации туристской деятельности и продвижения турпродуктов на местном, национальном и международном рынках. В большинстве случаев туристские информационные центры обеспечиваются бюджетными средствами.

Статья 20 главы 4 Федерального закона о туризме и туристской индустрии гласит, что туристско-информационные центры – это некоммерческие организации, целью деятельности которых является содействие органам государственной власти в формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления на безвозмездной основе потребителям документированной туристской информации.

Туристские информационные центры обозначается знаком, в котором на зеленом фоне расположена буква «i» белого цвета.

Туристские информационные центры могут оказывать за плату только следующие услуги:

· бронирование мест для временного проживания туристов на текущие или следующие сутки;

· бронирование экскурсионных услуг;

· сдача в прокат средств (туристского инвентаря), необходимого для экскурсионных услуг;

· бронирование билетов на все виды транспорта для перевозки в пределах Российской Федерации;

· продажа сувениров и фотопринадлежностей;

· продажа печатных изданий, знакомящих с услугами субъектов туристской индустрии и туристскими ресурсами.

Порядок формирования и функционирования туристской информационной системы, а также осуществления деятельности туристских информационных центров определяется Правительством Российской Федерации.

ТИЦ – это структура, которая в большинстве случаев создается администрацией региона или области. Они формируются в каждой туристской зоне – городе, курорте, территории отдыха и развлечений.

Цель создания ТИЦ – предоставление информационных и сопутствующих им услуг всем категориям посетителей – туристам, экскурсантам, посетителям (визитерам), местному населению.

Администрация напрямую заинтересована в привлечении клиентской базы. Это, в свою очередь, влияет на увеличение количества рабочих мест для населения региона и сопутствует продаже услуг и туристского продукта, что в итоге обеспечивает налогооблагаемую базу.

Туристские информационные центры можно классифицировать по характеристикам функционирования на туристском объекте. К ним относятся:

· национальные или региональные ТИЦ в столицах или региональных административных центрах;

· зарубежные представительства (офисы) по туризму;

· ТИЦ в крупных туристских исторических центрах (в Париже, Лондоне, Мадриде, Москве);

· в курортных местностях;

· в узловых транспортных пунктах, терминалах железнодорожных вокзалов, аэропортов, автобусных станциях, портах и пристанях;

· на пограничных переходах и КПП;

· в национальных парках;

· в тематических парках;

· на крупных туристских объектах, в музеях, супермаркетах;

· на выставках и при организации иных массовых мероприятий.

Информационные туристские центры выполняют ряд функций:

· создание конкурентоспособной инфраструктуры туристского сервиса;

· содействие всестороннему развитию туризма;

· содействие развитию туристских предприятий;

· организация и проведение семинаров, выставок, конференций, информационных туров с целью обмена опытом;

· накопление и распространение информации о размещении, питании, отдыхе и развлечении;

· обеспечение туристской информацией гостей и жителей региона;

· издание туристских справочных карт;

· создание и поддержка информационного сайта;

осуществление в установленном законом порядке редакционно-издательской, рекламно-информационной деятельности.

В информационно-туристских центрах туристы и посетители могут получить бесплатно или за плату информационные издания, консультации и рекомендации. Обычно эти центры содержат web-site, посвящённый туристскому продукту крупного города или региона. Ведётся активная обработка поступающих запросов всех видов и передача информации по ним. Значительная часть работы ТИЦ посвящена маркетинговой деятельности, изучению и анализу предложения на туристском рынке, продвижению туристского продукта, формированию спроса на услуги.

Хотя, как было сказано выше, туристские информационные центры являются некоммерческими организациями и финансируются из бюджетов регионов или централизованных бюджетных средств (в рамках уставной деятельности и направления прибыли учредителю, либо на уставные цели развития), они выполняют и некоторые коммерческие функции: предоставление и продвижение услуг отдельных коммерческих структур и туристских объектов, предоставление собственных платных услуг гостям и населению, продажа информационных материалов, книг, карт, сувениров и т.п.

Какими бы уникальными свойствами не обладал туристский центр, отсутствие информации о нём или же неверное информационное позиционирование на рынке может свести к нулю все усилия по его созданию.

Одним из наиболее успешных примеров по информационному обеспечению и продвижению национального туристского продукта является Франция. Первый туристский офис возник там в 1889 году. В настоящее время количество подобных организаций превысило 2494. Около 12 760 человек являются сотрудниками туристских офисов. Общие затраты на их содержание составляют около полумиллиарда евро. Такие офисы первоначально создавались на средства частного бизнеса, но теперь финансируются из местных и региональных бюджетов.

Офисы по туризму (ОТ) функционируют с целью обеспечения стабильного развития туристского бизнеса в стране. Государственная поддержка позволила увеличить масштабы деятельности туристских офисов, систематизировать необходимую для их работы информацию, отточить процесс приёма и организации пребывания туристов в различных регионах страны, консолидировать усилия по продвижению туристских услуг на внутренние и внешние рынки и, в конечном счёте, вписать работу французских туристских центров в мировое туристское информационное пространство. Эта системная работа обеспечила французскому турпродукту серьёзную долю на международном туристском рынке и вхождение в тройку стран-лидеров.

В России единой национальной организации по продвижению российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счёт средств региональных или районных бюджетов. Территориально они классифицируются как областные, городские или районные.

Туристские информационные центры в нашей стране ещё достаточно молоды и находятся в самом начале своего развития. Отечественные ТИЦ формируются с опорой на зарубежный опыт. Н пути их развития возникают сложности по адаптации иностранных технологий в России с учётом специфики ведения отечественного турбизнеса. Серьёзным препятствием является и отсутствие законодательно закреплённых норм, регламентирующих их функционирование. Это является одной из важных причин малой эффективности использования национальных туристских ресурсов, а также слабого продвижения этих ресурсов на внутренних и внешних туристских рынках. Отсутствие единой концепции национальной системы туристско-информационных центров «зачастую тормозит развитие всей индустрии гостеприимства».

Необходимым условием развития российского туризма в современных конкурентных условиях стало повышение качества приёма, обслуживания туристов, выстраивание четкой маркетинговой стратегии продвижения дестинаций. Решение подобных проблем, на наш взгляд, неразрывно связано с формированием разветвлённой сети туристских информационных центров.

С целью проведения анализа их деятельности нами был осуществлён мониторинг работы 47 подобных организаций на территории 24 регионов России. С учётом того, что в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, на сегодняшний день туристско-информационные центры охватывают чуть меньше трети территории страны (29%). Проведённый мониторинг показал неоднородность их структуры и функций, а также некоторую стихийность их формирования, что приводит к возникновению следующих проблем:

· отсутствие единого понимания сущности ТИЦ, ведущее к несогласованным действиям и распылению усилий при выполнении основных задач;

· отсутствие стандартного программного обеспечения, позволяющего оперативно работать с поступающей информацией в едином, удобном для всех формате;

· отсутствие общепринятых стандартов и регламентов работы ТИЦ;

· нехватка квалифицированных кадров;

· недостаточность финансирования и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что состояние туристских информационных центров по сравнению со странами Европы характеризуется как зачаточное, однако существует ряд факторов, способствующих развитию ТИЦ в России.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал