Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика «10 слов»(А.Р. Лурия).
Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008. Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально. Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов. Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Провдится в 5 этапов Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе, в любом порядке». 3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз». Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил». Количественный анализ 1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Рn, где n – порядковый номер предъявления 2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов P cp = (P1 + P2 + P3 + P4 + P5) / 5 3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания». Качественный анализ · Уровень патологии – 0-1 слово · Слабый уровень, субнорма – 2 слова · Средний уровень – 3-4 слова · Хороший уровень – 5-7 слов · Высокий уровень – 8-10 слов Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам. По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается. Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания. Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше. Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.
|