Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проект-программа смены детского туристического лагеря
«Дети леса»
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени учащихся. Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти и многие другие функции выполняет детский скаутский лагерь. На наш взгляд скаутский лагерь – уникальная форма организации летнего отдыха детей, так как включает в себя почти все виды детского туризма (познавательный, оздоровительный, спортивный, экологический), способствующий всестороннему развитию личности и ее оздоровлению. Отдыхая в скаутском лагере, подросток комплексно развивается и растет. Так как для достижения каких-либо результатов необходимо развивать все сферы личности, начиная от физических и волевых свойств и заканчивая интеллектуальными, коммуникативными, нравственными качествами. Отдых детей в этом случае – это не изоляция от информационных и физических нагрузок, а умело подобранная их система. Отдых и обучение способствуют непринужденному усвоению информации, определению идеалов, ценностных ориентаций. Для постепенного развития мотивации к познанию подростков, выработки их ценностных ориентаций в области здоровья считается продуктивным использование средств и методов туризма в каникулы. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание подростком необходимости сохранения здоровья для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у подростка любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще безрезультативны. Наличие мотивации у ребенка обеспечивают практически 100% успех в достижении педагогических целей. Совместная работа с подростком по формированию ценности здоровья и мотивации здорового образа жизни начинается с инициативы педагога, потому что подросток по эмоционально-психологическим ощущениям не считает себя больным, перед ним не стоит задача укрепления и сохранения собственного здоровья. Ребята зачастую ни разу лично не оценивали состояние собственного здоровья и даже не задумывались о его параметрах. Поэтому главным результатом деятельности педагогов будут: пробуждение интересов к здоровью, к его оценке, сохранению; осознание значимости здоровья для успеха в любом виде деятельности и карьере, а так же утверждения среди сверстников. В подростковом возрасте ведущей становится общественно полезная, социально значимая и индивидуально – личностная деятельность. Именно она является способом самоутверждения для подростка. Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации детского туризма. Основная задача педагога заключается в создании гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей. Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в туристическом лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций; обдуманно относится к своему образу жизни. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости во внутреннюю потребность. Необходимо учитывать, что большинство подростков, особенно юноши, выбирая туризм, как вид спорта, стремятся к совершенствованию своих показателей, участвуя в более сложных и длительных маршрутах. Оздоровительное значение таких маршрутов сложно переоценить. Общение с природой, чистый воздух, солнце, вода, частая смена впечатлений укрепляют нервную систему, нагрузки тренируют мышцы и легкие. Одной из главных целей является воспитание волевых и физически сильных личностей. Дети приобретают уверенность, у них повышается сопротивляемость организма, выносливость, скорость реакции. Следующая цель скаутского лагеря – воспитание подростка как члена единой команды, где ребенок чувствует себя частью целого – отряда – знает свои обязанности и функции в походе, учится действовать слаженно с другими, общению с ровесниками в сложных и новых условиях. Именно в такие моменты воспитывается и проявляется взаимовыручка и поддержка. Формирование и развитие экологического сознания подростков является одной из важных задач. Дети должны знать элементарные правила пребывания на природе. А так же немало важен тот факт, что социально-педагогическое воздействие организованного и педагогически направленного спортивно-туристического коллектива противостоит негативным влияниям на личность подростка и отвергает асоциальное поведение. Главное необходимо учитывать, что истинное оздоровление и формирование здорового образа жизни не возможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и творческого развития ребенка, удовлетворения его разнообразных потребностей. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья подростков, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание подростков. Цель программы: организация активного летнего отдыха подростков, развитие мотивации к здоровому образу жизни средствами туризма Задачи программы: • Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей, укрепление здоровья, закаливание организма; • Организация систематических физкультурно-соревновательных мероприятий; • Выявлять и развивать творческий потенциал ребенка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; • Изучение и учет личных познавательных интересов, склонностей, способностей детей для осуществления личностно- ориентированного и развивающего обучения. • Социализация подростка в коллективе сверстников через совместную деятельность. Основные концепции скаутского лагеря – «Дети леса»: · обеспечение занятости детей различными видами деятельности при разнообразии ее содержания и форм реализации; • формирование творческой атмосферы совместной деятельности, привитие навыков культуры общения и взаимодействия в творческом процессе; • использование массовых и групповых (кружковых, секционных) форм занятий, методики коллективной творческой деятельности. Деятельность лагеря основана на следующих принципах: • Создание максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности; • Содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности; • Свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка; Рефлективность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других. Создание условий для объективной самооценки учащимися своей физической подготовленности и самосовершенствования. Создание единой системы мониторинга физической подготовленности подростков в лагере на базе информации, полученной по данным анкетирования вначале и конце смены. Тестирование физической подготовленности подростков проводится дважды - в начале и в конце смены, как предусмотрено программой по физическому воспитанию. Далее вожатый работает на основе своих авторских программ с учетом установок, полученных от руководства лагеря. Занятия по таким программам не заменяют работы в секциях, а дополняют их (в виде игр, соревнований). Такой подход побуждает педагога к творчеству, большей инициативе, к соревнованию с коллегами. Вся информация об успехах подростков, смены и об эффективности авторских программ педагогов стекается в конце года в Банк информации. " Дети Леса" обеспечивают системную самооценку занимающихся, контроль над уровнем физической подготовленности детей и дальнейшее прогнозирование деятельности вожатых смены. Разработанная программа проста, информативна, надежна и привлекательная для детей. На первом этапе она предполагает форму состязаний по комплексу физических упражнений, которые охватывают практически весь спектр физических качеств человека. Концепция Программы опирается, прежде всего, на интересы самой личности, необходимость раскрыть свой потенциал, внутренние резервы здоровья и физического состояния. Такой подход позволяет каждому индивидууму развиваться, быть замеченным и признанным в обществе. Программа, не зависит от вероисповедания и расовой принадлежности участников. Скаутское движение способно охватить неограниченное число подростков увлекательной оздоровительной формой приобщения к здоровому стилю жизни. Программа " Дети леса" рассчитана на всех ребят, независимо от их двигательной одаренности. В этом просматривается принципиально новый подход к организации соревнований, в основе которого - максимальное, ничем не ограниченное вовлечение детей в спортивно-оздоровительное движение: - новый подход к физическому воспитанию детей и молодежи базируется на расширении, прежде всего спортивных занятий развивающей направленности, проводимых, как правило, за пределами школьного расписания; - программа ориентирована на создание широкого спектра мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей; - основывается на такой системе физического воспитания, которая базируется, прежде всего, на самосовершенствовании, стимулирует самого человека к занятиям физическими упражнениями и самоконтролю своего состояния. Она позволяет каждому человеку следить за собственным уровнем физической кондиции практически на протяжении всей жизни. В лагере каждый ребенок принимает участие в 20-30 мероприятиях и делах за смену. Подобный объем воспитательной работы осуществляется в условиях школы за полгода. Разнообразие форм работы позволяет всем желающим найти себе дело, стать ее субъектом. Есть также возможность заняться любимым делом в, кружке, секции. Индивидуальные интересы гармонично сочетаются с коллективными, когда дети выступают организаторами или участниками праздника, соревнований, выставок в лагере. Знания, умения, навыки, социальный опыт, приобретенный в туристическом лагере с его предметно-творческой и оздоровительной направленностью, являются качественно отличными от опыта, приобретаемого в других условиях, так как они создаются в практической деятельности, которая является главным воспитательным средством, обогащается усвоением новых знаний и умений, полученных самостоятельным путем. Оздоровительная ориентация Программы. Новое движение носит выраженную оздоровительную направленность, стимулирует высокий уровень мотивации физической активности ребенка. Здесь просматривается четкая технологическая система оздоровления - от самооценки и самоконтроля к самосовершенствованию. Социальный и экономический эффект от реализации Программы значительно превзойдет прямые затраты общества на ее реализацию. Принципы деятельности лагеря: Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря, исходя из основных принципов деятельности: • Гуманности • Демократии • Инициативы и самостоятельности • Учета индивидуальных и возрастных особенностей детей (подростки 10-14лет)Логика построения программы: Подготовительный этап включает: 1. подбор кадров; 2. комплектование отрядов; 3. разработку документации; 4. размещение лагеря. Организационный этап включает: 1. встреча на вокзале, знакомство; 2. заполнение личных карточек, распределение по отрядам; 3. выявление и постановку целей развития коллектива и личности; 4. сплочение отрядов; 5. формирование законов и условий совместной работы; 6. подготовку к дальнейшей деятельности по программе. Основной этап включает реализацию основных положений программы. Дети, педагоги - организаторы программы: • познают, отдыхают, трудятся, развиваются; • делают открытия в себе, в окружающем мире; • развивают способность доверять себе и другим; • укрепляют свое здоровье. Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, выставки рисунков, поделок; информационные уголки: безопасности, с тематикой здорового образа жизни. Заключительный этап. Психолого-социально-педагогический анализ результатов. Подведение итогов заключительных мониторингов, вручение при выпуске из лагеря персональной карты «Мои достижения», награждение каждого подростка эмблемой за заслуги, посвящение особо отличившихся в скауты, либо повышение ранга.
|