Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии
На совершенно конкурентном рынке действуют предприятия, объем продаж которых составляет лишь малую долю от совокупного рыночного оборота, так что увеличение или уменьшение объема продаж предприятия не изменяет заметно величину общего рыночного предложения. Поэтому рыночная цена товара, а следовательно, и рыночный спрос на товар отдельного продавца никак не изменяются от его действий. В терминах экономической теории это означает, что спрос на товар отдельного предприятия является абсолютно эластичным. Поскольку цена товара конкурентного предприятия не завись от объема его продаж, то валовой доход предприятия (TR - tota revenue) при любом объеме производимой продукции будет равен произведению рыночной цены на количество проданной продукции. При этом предельный доход (MR - marginal revenue), т.е. прирос дохода, связанный с продажей каждой дополнительной единищ продукции, будет равен цене продукции. Цене будет равен и средний доход (AR - average revenue), рассчитанный путем деления TR на количество единиц проданной продукции. Наиболее простым решением задачи максимизации прибыли является сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом из возможных объемов производства. Предприятие, ориентированное на получение максимальной прибыли, должно ограничить объем своего производства таким уровнем, при котором прибыль становится максимальной. Как это определить? На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), т.е. дополнительных дохода от прироста продукции и издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, т.к. прибыль на этом отрезке увеличивается. Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек (MR = МС). За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться. Таким образом, объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль). Оба метода сравнения (валовых либо предельных дохода и издержек) дают одинаковый результат при расчете оптимального объема производства с точки зрения получения максимальной прибыли.. При использовании метода сравнения валовых дохода и издержек сумма экономической прибыли определяется как простая разница между ними: TR - ТС. При расчете методом сравнения предельных дохода и издержек сумма прибыли определяется как произведение объема продукции в точке MR = МС на разницу между рыночной ценой и средними валовыми издержками, т. е. прибылью на единицу продукции, в той же точке. На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие вынуждено думать не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков. Это случается чаше всего в связи с внезапным падением рыночной цены. Прекращение производства в этой ситуации не является наилучшим выходом, т.к. все равно приходится нести постоянные издержки. Если рыночная цена падает ниже минимума средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то более оптимальным решением является выпуск продукции в объеме, определяемом точкой пересечения предельного дохода, и предельных издержек (MR = МС). В этом случае минимальный убыток исчисляется площадью прямоугольника со сторонами Q (в точке MR = МС) и разнице (Р -АТС) в той же точке. Если же рыночная цена опускается ниже минимальных переменных издержек предприятия, то наиболее оптимальным решением является прекращение продаж в расчете на повышение цен в следующем периоде. Прекращение продаж вызывает превышение спроса над предложением и последующий рост цен. Именно так поступают дальновидные производители сельскохозяйственной продукции не продавая ее всю сразу после сбора урожая, а растягивая на зимне-весенний период до следующего урожая. Кроме того, период краткосрочного прекращения производства можно использовать для модернизации технологического процесса с целью уменьшения валовых издержек. Совершенная конкуренция является только абстрактной моделью, удобной для объяснения рыночного поведения экономических агентов. В реальной жизни чисто конкурентных рынков не существует. Их нет не только со стороны предложения, которое характеризуется организаторскими способностями предпринимателя, наличием у него информации о конъюнктуре рынка, совершенностью связей с банками и государственными учреждениями, готовностью к нововведениям и рядом других особенностей. Ее нет и со стороны спроса, т.к. у покупателей разные вкусы, требования к внешнему виду товара и поведению продавца в процессе общения с ним, так что совершенно конкурентным спрос может быть только и случае, если продукция или услуги предприятия совершенно идентичны и не имеют заменителей. В связи с таким разнообразием особенностей предложения и спроса положение каждого продавца по-своему уникально, что вносит элементы монополизма в его поведение. Но и монополий в чистом виде тоже не существует. Даже у самых крупных монополистов, какими являются транснациональные корпорации, есть конкуренты в лице других корпораций, а также предприятий, производящих продукцию, способную служить заменителями продукции монополиста. Например, предприятия, производящие пластмассовые изделия, в ряде случаев составляют конкуренцию сталелитейным корпорациям. Монополия может повысить свою эффективность, проводя политику ценовой дискриминации. Политика ценовой дискриминации, которую называют также диверсификацией цен, заключаются в установлении монополией разных цен для различных категорий потребителей с учетом разницы в уровнях эластичности. Для того чтобы монополист мог осуществлять ценовую дискриминацию, должны существовать два условия. Во-первых, необходимо чтобы покупатели не могли перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен иметь возможность разделять покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на товары. Обеспечение таких условий является делом производственного менеджмента. Ценовая дискриминация является распространенной политикой монополий. Она применяется обычно при установлении раздельных тарифов на потребление электроэнергии для предприятий и физических лиц, льготных цен на товары и коммунальные услуги для бедной части населения. С той же целью увеличения прибыли за счет охвата более широкого круга потребителей устанавливается раздельная плата для детей, студентов, пенсионеров и других потребителей. Из приведенных примеров видно, что ценовая дискриминация не тождественна понятию несправедливости, напротив, она может служить и часто служит инструментом перераспределения доходов богатых в пользу бедных.
|