Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Рынок факторов производства
1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности. 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. 3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Ресурсы, необходимые фирме для производства определенного вида продукции, называются факторами производства. К основным факторам производства относятся земля, капитал, труд, предпринимательские способности, знания. Они играют важную роль в результативности работы каждой фирмы. От их рационального использования зависят издержки производства фирмы и, соответственно, цены на продукцию, а также доход и прибыль фирмы. Комбинация (сочетание) факторов производства определяется технологией (способом) производства. Фирма стремится выбрать технологию производства, которая обеспечит выпуск продукции с минимальными издержками. Когда выбрана технология и известна комбинация факторов производства, фирма приобретает их на факторных рынках. Важнейшими факторными рынками являются рынок земли, капитала' труда (рабочей силы), знаний. Как и на любом рынке, на рынках факторов производства формируется рыночный спрос, рыночное предложение и рыночная цена. Однако факторные рынки имеют и свои особенности. Предложение факторов производства определяется издержками на их производство (MRC), а спрос (объем или величина спроса) - их предельной производительностью (MRP). т.е. предельным доходом, который приносит каждый дополнительный фактор производства. Отдельная фирма в своей деятельности руководствуется правилом использования отдельного фактора производства (ресурса): MRP=-MRC, где MRP - предельный доход фактора производства; MRC — предельные издержки на приобретение этого фактора производства. Этоправило означает: фирма будет наращивать ресурс до тех пор пока предельный доход, приносимый этим ресурсом, не сравняется с предельными издержками на его приобретение. Если учитывать, что факторные рынки являются рынками чистой конкуренции, то MRC = Рr Где MRC - предельные издержки на приобретение фактора производства; Рr – цена этогофактора производства на рынке. Таким образом, формула (1) для конкурентного рынка отдельного фактора производства (ресурса) принимает вид MRP = Рr. Спрос на ресурс может обладать разной ценовой эластичностью, под которой понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его иены. Ценовая ластичность спроса на ресурс определяет степень наклона кривой роса и зависит от следующих основных факторов: 1) ценовой эластичности спроса на готовый товар фирмы. Чем выше эластичность спроса на готовый товар, тем более эластичный спрос на ресурс, используемый для его производства; 2) доли ресурса в общих издержках производства; 3) степени взаимозаменяемости ресурсов; 4) эластичности предложения других ресурсов. Основной принцип ценовой эластичности спроса на отдельный ресурс: чем легче замещается какой-либо ресурс, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой. Ценовая эластичность спроса на ресурс вызывает изменения в объеме спроса на него и приводит к движению вдоль кривой спроса. Кроме цены данного ресурса, на спрос на отдельный ресурс влияют и другие факторы, которые называются неценовыми детерминантами спроса на ресурс: 1) изменения в спросе на готовый продукт (товар фирмы). Это определяет одну из главных особенностей факторных рынков - их производный (зависимый) характер. Спрос на каждый отдельный ресурс, используемый фирмой при производстве товара, зависит (является производным) от спроса потребителей данного товара. Чем больше спрос на товар, тем больше спрос и на факторы производства данного товара, и наоборот; 2) изменения производительности данного фактора производства. Чем более производителен, результативен данный фактор производства, тем выше спрос на него, и наоборот: 3) изменения цен на другие ресурсы (ресурсозаменители я взаимодополняемые ресурсы). В своей деятельности фирма использует не один, а множество ресурсов (факторов производства), комбинация которых определяется выбранной технологией производства. Поэтому задачей фирмы является выбор оптимальной комбинации (оптимального сочетания) ресурсов, самой экономически эффективной технологии производства, которая обеспечит производство заданного объема производства с наименьшими издержками. Решение этой задачи достигается при выполнении правила достижения равной отдачи каждого применяемого фирмой ресурса:
где MRPl - предельный доход фактора труда; MRPL, - предельный доход фактора капитала; MRPi - предельный доход других факторов производства; PL - цена фактора труда: Рc - цена фактора капитала; Рi - цены других факторов производства.
|