Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Рынок факторов производства






 

1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности.

2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.

3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.

Ресурсы, необходимые фирме для производства определенного вида продукции, называются факторами производства. К основным факторам производства относятся земля, капитал, труд, предприни­мательские способности, знания. Они играют важную роль в резуль­тативности работы каждой фирмы. От их рационального использо­вания зависят издержки производства фирмы и, соответственно, це­ны на продукцию, а также доход и прибыль фирмы.

Комбинация (сочетание) факторов производства определяется технологией (способом) производства. Фирма стремится выбрать технологию производства, которая обеспечит выпуск продукции с минимальными издержками.

Когда выбрана технология и известна комбинация факторов производства, фирма приобретает их на факторных рынках. Важ­нейшими факторными рынками являются рынок земли, капитала' труда (рабочей силы), знаний.

Как и на любом рынке, на рынках факторов производства фор­мируется рыночный спрос, рыночное предложение и рыночная цена. Однако факторные рынки имеют и свои особенности. Предложение факторов производства определяется издержками на их производст­во (MRC), а спрос (объем или величина спроса) - их предельной производительностью (MRP). т.е. предельным доходом, который приносит каждый дополнительный фактор производства.

Отдельная фирма в своей деятельности руководствуется прави­лом использования отдельного фактора производства (ресурса):

MRP=-MRC,

где MRP - предельный доход фактора производства; MRC — предельные издержки на приобретение этого фактора производства.

Этоправило означает: фирма будет наращивать ресурс до тех пор пока предельный доход, приносимый этим ресурсом, не сравняется с предельными издержками на его приобретение. Если учитывать, что факторные рынки являются рынками чистой конкуренции, то

MRC = Рr

Где MRC - предельные издержки на приобретение фактора производства; Рr цена этогофактора производства на рынке.

Таким образом, формула (1) для конкурентного рынка отдельно­го фактора производства (ресурса) принимает вид

MRP = Рr.

Спрос на ресурс может обладать разной ценовой эластично­стью, под которой понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его иены. Ценовая ластичность спроса на ресурс определяет степень наклона кривой роса и зависит от следующих основных факторов:

1) ценовой эластичности спроса на готовый товар фирмы. Чем выше эластичность спроса на готовый товар, тем более эластичный спрос на ресурс, используемый для его производства;

2) доли ресурса в общих издержках производства;

3) степени взаимозаменяемости ресурсов;

4) эластичности предложения других ресурсов.

Основной принцип ценовой эластичности спроса на отдельный ресурс: чем легче замещается какой-либо ресурс, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на ресурс вызывает изменения в объеме спроса на него и приводит к движению вдоль кривой спроса.

Кроме цены данного ресурса, на спрос на отдельный ресурс влияют и другие факторы, которые называются неценовыми детерминантами спроса на ресурс:

1) изменения в спросе на готовый продукт (товар фирмы). Это определяет одну из главных особенностей факторных рынков - их производный (зависимый) характер. Спрос на каждый отдельный ресурс, используемый фирмой при производстве товара, зависит (является производным) от спроса потребителей данного товара. Чем больше спрос на товар, тем больше спрос и на факторы производства данного товара, и наоборот;

2) изменения производительности данного фактора производства. Чем более производителен, результативен данный фактор производства, тем выше спрос на него, и наоборот:

3) изменения цен на другие ресурсы (ресурсозаменители я взаимодополняемые ресурсы).

В своей деятельности фирма использует не один, а множество ресурсов (факторов производства), комбинация которых определяет­ся выбранной технологией производства. Поэтому задачей фирмы является выбор оптимальной комбинации (оптимального сочета­ния) ресурсов, самой экономически эффективной технологии производства, которая обеспечит производство заданного объема производства с наименьшими издержками. Решение этой задачи достигается при выполнении правила достижения равной отдачи ка­ждого применяемого фирмой ресурса:

 

где MRPl - предельный доход фактора труда; MRPL, - предельный доход фактора капитала; MRPi - предельный доход других факторов производства; PL - цена фактора труда: Рc - цена фактора капитала; Рi - цены других факторов производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал