Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11 Роль государства в экономике






1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсманской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло ииграет опре­деленную роль в обеспечении нормального функционирования эко­номики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической исто­рии общества, в которых государство играло различную роль в ры­ночной экономике.

Первый этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характери­зовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономи­ки успешно решались на основе функционирования рыночного ме­ханизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

- обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

- поддержанию правопорядка;

- защите прав собственности;

- обеспечению нормального денежного обращения;

- взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономи­ческого либерализма классической школы в экономической теории. в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморе­гулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития, А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для го­сударства - это проводить политику «laissez faire - laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т.е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в, и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

- возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929—1933 гг.);

- усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

- необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

- излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

- необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

- проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

- обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет со­бой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную спра­ведливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мей-нардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория за­нятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929-1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он выпел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Однако проведение этого кур­са экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

- государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение Инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производ­ственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

- широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

- на государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть д0 середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианскон концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возмож­ностей. Это привело к дефицит) госбюджета, резкому увеличению на­логов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кре­дитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975 гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручи­ванию инфляционной спирали. В это время перед государством вста­ла проблема: как стимулировать производство и занятость, не стиму­лируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсиан­ской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения струк­турной перестройка экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономи­ческой теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они счита­ли, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную кон­куренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, прово­димой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последо­вательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейга номика» в США. В ходе реализации этой политики были существен­но снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую оче­редь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания ин­фляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу эконо­мического роста путем глубокой структурной перестройки всей эко­номики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, кото­рая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следу­ет отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разум­но считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего пе­риода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормаль­ного функционирования рынка как основы рационального хозяйст­вования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX в. выяви­ло четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

 

Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики и границы государственного регулирования экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторо­жа:») государство в настоящее время выполняет и экономические функции, представление о которых дает табл.

Экономические функции государства Формы реализации
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, финансовой и денежно-кредитной политики
2. Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4. Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п.
5. Обеспечение неотъемлемых прав человека и более справедливого распределения доходов в обществе Осуществление фискальной, социальной политики
6.Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определенных норм, ограничений и запретов
7 Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин и т.п.

 

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулировании экономики,

которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, неподвластных рынку.

Основными формами государственного регулирования экономики в настоящее время являются:

- государственная собственность и государственное предпринимательство;

- государственные заказы;

- образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

- регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики;

- организация государственного прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития;

- осуществление государственной социальной политики;

- регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий (или сдерживающий) характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития экономики. Экономические методы регулирования экономики осуществляются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако в определенных ситуациях экономических методов явно недостаточно для обеспечения нормального развития экономики и общества, поэтому государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, т.е. административные, методы прямого воздействия.

Основными направлениями эффективного использования экономических методов государственного регулирования экономики являются:

- стимулирование устойчивого экономического роста;

- осуществление антициклического регулирования и структурой перестройки экономики и д.р.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал