Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура
Финансы характеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств, Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают: - отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т.п.); - отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.); - отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.); отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь). В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система: 1) финансы частных предприятий, организаций, различны фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности, 2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций, Функции государственных финансов: - обеспечение существования государства и выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов; - распределительная функция заключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т.п.. т.е. на перераспределение национального дохода: - стимулирующая функция реализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-экономическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности; - контрольная функция осуществляется по двум направлениям: а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб; б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля: - за правильностью уплаты налогов; - за формами использования льготного налогообложения; - за сроками поступлений налогов. - Структура государственных финансов: 1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет): - государственный бюджет; - бюджеты субъектов РФ; - местные бюджеты разного уровня (районные, городские). 2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный ((зонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения. Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительства и представляет собой бюджетную систему страны. 3- Финансы государственных предприятий и организаций. Источники формирования государственных доходов. внутренние - это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета акций и т.п.), созданные внутри страны. - внешние - это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн). Методы формирования государственных доходов: 1) основной - взимание налогов (80-90 % государственных до ходов); 2) государственные займы: 3) эмиссия бумажных денег (сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия - крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, т.к. приводит к инфляции спроса. Государственные расходы связаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций. Структура государственных расходов: 1) государственный бюджет (70 % расходов государства); 2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством; 3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.; 4) финансы государственных предприятий: а) текущие расходы; б) инвестиции. 2 Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет, который выполняет три функции: 1) распределительную (перераспределяет НД); 2) воспроизводственную (через бюджет государство воздействует на различные стороны хозяйственной жизни, стимулируя или сдерживая развитие экономики); 3) социальную (через госбюджет государство осуществляет социальную политику). После утверждения главным законодательным органом страны (в РФ Государственной думой) государственный бюджет принимает силу закона. Госбюджет состоит из двух статей: - доходной, которая отражает поступающие денежные средства; - расходной, которая отражает направления использования бюджетных средств. Соотношение между доходной (Д) и расходной (Р) частями бюджета могут быть разным: 1) Д = Р - сбалансированный бюджет; 2) Д > Р - излишек (профицит) бюджета; 3) Д < Р - дефицит бюджета. Дефицитное состояние бюджета, особенно длительное время, негативно воздействует на социально-экономическое развитие страны, т.к. порождает и увеличивает государственный долг, приводит к необходимости увеличения налогов, стимулирует инфляцию, взвинчивает ссудный процент, снижает темпы экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест и т.д. В экономической теории сложились три концептуальных подхода к проблеме сбалансированности государственного бюджета. 1) ежегодно сбалансированный бюджет (неоклассики и неоконсерваторы, в том числе монетаристы); 2) бюджет должен балансироваться на циклической основе (кейнсианцы) с целью осуществления антициклического регулирования экономики. В период спада государство уменьшает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета; в ходе подъема, наоборот, вызывая этим излишек бюджета. В целом же бюджет в цикле становится сбалансированным. 3) функциональные финансы. Государственные финансы должны обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета. Однако практика доказала правильность первого подхода. Дефициты бюджетов во многих странах стали хроническими и все возрастающими, что привело к образованию и возрастанию государственного долга, который требовал все больших государственных финансовых средств для своего обслуживания, отвлекая необходимые средства для социально-экономического развития страны, также постоянно стимулируя инфляцию и приводя ко многим другим негативным для развития экономики и общества последствиям. Осознавая это многие страны постарались снизить дефициты своих бюджетов и даже выйти на профицитное состояние бюджетов. В России с 2000 по 2008 гг. госбюджет принимался и исполнялся с профицитом. В 2009-2011 гг. российский бюджет будет дефинитным, что обусловлено экономическим кризисом и падением цен на топливно-сырьевые товары. Дефицит госбюджета приводит к образованию государственного долга который представляет собой сумму накопленных за определенное время бюджетных дефицитов, и необходимости управления этим долгом. Государственный долг состоит из двух частей: внешний долг ивнутренний долг. Управление государственным долгом включает в себя совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капитанов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии займов, определением курсов облигаций и т.д. Классификация займов по различным критериям: 1) по месту размещения: внутренние и внешние; 2) по праву эмиссии: займы центрального правительства и займы местных органов власти; 3) по срокам погашения: текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные; 4) по методам размещения: добровольные и принудительные; 5) по доходности: процентные и лотерейные. Погашение займов является важной составляющей управления государственным долгом и осуществляется в следующих формах: 1) рефинансирование — выпуск новых займов в целях рассчитаться с держателями облигаций старых займов; 2) конверсия - изменение размеров номинального процента (обычно уменьшение) в целях снижения государственных расходов, связанных с выплатой процента по долгу. Она может осуществляться в трех формах:
- принудительная, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой; - добровольная, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную государству в долг сумму обратно; - факультативную, когда кредитор имеет право согласиться или отказаться от изменений условий займа; 3) банкротство - аннулирование займа или отказ государства от его уплаты из-за отсутствия средств. Как внешний, так и внутренний долг для страны является тяжким бременем. Внешний долг вынуждает отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, идти на экономические и политические уступки кредиторам. Внутренний долг для своего обслуживания заставляет отвлекать значительные средства госбюджета, повышать ставки налогов, что снижает вложения в НИОКР, инвестиции, значительно уменьшает социальные доходы государства и усиливает социальную напряженность в обществе. Выступая как конкурент на финансовом рынке, государство путем увеличения своих заимствований поднимает ставку процента и вытесняет частных заемщиков (эффект вытеснения). Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемы г в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги выполняют следующие функции: - фискальную с целью обеспечения государства финансовыми средствами для выполнения им своих многочисленных функций; - регулирующую с целью государственного регулирования развития экономики: осуществления антициклического регулирования, проведения структурных изменений, стимулирования НИОКР и т.д. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы и освобождения; - социальную с целью частичного выравнивания доходов отдельных социальных групп путем перераспределения доходов в обществе (одним из способов является прогрессивное налогообложение) и через формирование специальных государственных внебюджетных фондов (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения). Виды налогов: I. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги: - прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.; - косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара и ли тарифа. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают, фактическим плательщиком налога становится покупатель. Косвенными налогами являются: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог и др. В развитых странах основные поступления в государственный бюджет приходятся на прямые налоги, в России - на косвенные налоги и поступления от внешнеэкономической деятельности. II. По использованию различают общие и специальные налоги: - общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий; - специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог). III. По уровню налогообложения, в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Некоторые налоги, например налог на прибыль предприятий, НДС поступают во все бюджеты в определенных долях. IV. По интенсивности обложения различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и фиксированные налоги. Налоговая система страны включает совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся: - субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог; - носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; - объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т.д.); - ставка налога — величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (твердые ставки или в процентах). Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя), которую платит налогоплательщик, зависит прежде всего от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог. Взаимосвязь между ставкой налога и поступлениями налогов в бюджет иллюстрируется в теории экономики кривой Лаффера. Американский экономист А. Лаффер был сторонником теории эффективного предложения и считал, что государство должно стимулировать не совокупный спрос, а совокупное предложение путем понижения налогов, прежде всего на прибыль предприятий. Налоговая система России, основы которой закреплены в Налоговом кодексе РФ, имеет свои особенности: 1) трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги; 2) основные налоговые поступления осуществляются не за счет прямых, а за счет косвенных налогов; 3) в 2000-х гг. осуществлялось значительное реформирование налоговой системы, в том числе отмена значительного числа старых и введение новых налогов, изменение ставок налогов. Основные принципы налогообложения сформулировал еще А. Смит, и они нашли отражение в современных принципах налогообложения: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика: 2) каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать установленные законодательством налоги; 3) система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги; 4) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям; 5) налоговая система должна обеспечивать перераспределение национального дохода и быть эффективным инструментом государственной экономической политики (регулирующая и стимулирующая функции налогов).
4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей (антициклического регулирования экономики, обеспечения высокой занятости населения, сдерживания инфляции и др.). Она определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства и главные источники покрытия государственных расходов. Различают два вида фискальной политики: автоматическую, т.е. политику встроенных стабилизаторов экономики, и дискреционную. Под автоматическими (встроенными) стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации (экономической конъюнктуры). Такими встроенными стабилизаторами экономики являются налоги и социальные трансферты (пособия по безработице, социальные выплаты населению). В период подъемов в экономике налоговые поступления увеличиваются в силу роста доходов, и. соответственно, уменьшаются размеры социальных трансфертов. В периоды кризисов, наоборот, налоговые поступления снижаются, а социальные трансферты растут. Таким образом, их соотношение в периоды подъема сдерживает рост совокупного спроса, а в периоды спада увеличивает, что стабилизирует экономическую ситуацию. Фактором осуществления автоматической политики является изменение экономической конъюнктуры. Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Она осуществляется: 1) прямыми методами, т.е. методами бюджетного регулирования на основе изменения величины государственных расходов (государственных инвестиций, субсидий и дотаций отдельным предприятиям, государственных закупок товаров и услуг, государственных социальных выплат - трансфертов); 2) косвенными методами: а) методами налоговой политики (изменение видов и ставок налогов, предоставление налоговых льгот и освобождений, изменения необлагаемой суммы доходов); б) на основе политики ускоренной амортизации (снижение или освобождение от уплаты налогов части прибыли, перераспределяемой в амортизационный фонд для проведения ускоренной амортизации и замены основного капитала на более совершенную технику). Различают два вида дискреционной фискальной политики: - фискальную экспансию, которая проводится с целью стимулирования хозяйственной активности и выводу экономики из экономического кризиса или из депрессии. Она осуществляется путем увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, проведения политики ускоренной амортизации; - финансовую рестрикцию, которая проводится в периоды подъемов с целью снижения уровня и темпов инфляции, для чего государство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы, что ведет к сдерживанию совокупного спроса. Фискальная политика государства является важной составной частью общей экономической политики государства и имеет особенности в каждой стране в каждый период времени. Особенности фискальной политики в современной России: 1. Как часть общей экономической политики, она нацелена на обеспечение устойчивого и. ускоренного социально-экономического развития страны, преодоление, сокращение существенного разрыва между Россией и развитыми странами мира, снижения ее значительной зависимости от внешних факторов. Ближайшие цели - выход из экономического кризиса и недопущение массовой бедности населения. 2. В 2000-х гг. достигнута финансовая стабилизация на основе сбалансированности государственного бюджета. С 2000 по 2008 гг. российский бюджет планировался и исполнялся с профицитом. В 2002 г. был создан Стабилизационный фонд (планировался в 500 млрд руб.) для недопущения дефицита бюджета. 3. В 2000-х гг. осуществлена значительная налоговая реформа. Были отменены, изменены и уменьшены многие особо значимые налоги: - отменен налог с продаж; - стал пропорциональным и был значительно уменьшен налог на доходы физических лиц (до 13 %): - был уменьшен налог на прибыль предприятий (с 36, 5 до 24, затем до 20 %) и НДС (с 20 до 18 %). Все это привело к значительному уменьшению налогового бремени как с предпринимательского сектора, так и с населения. 4. В последние пять лет значительно были увеличены социальные расходы государства, которые ранее были резко сокращены с Целью преодоления дефицита бюджета 5. С 2008 г. осуществлен переход на среднесрочное (трехлетнее) планирование государственных финансов. Все эти меры привели к значительному повышению эффективности фискальной политики в России. Однако, мировой экономический кризис, который во второй половине 2008 г. захватил Россию, вызвал необходимость значительной корректировки фискальной политики государства.
|