Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ






а) список рекомендуемой литературы

основная литература:

1. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. Пер. с англ. Е.А. Кантор. – М.: Сварог и К, 2006. – 248с.

2. Матюнина Д.С. История интерьера. – М.: Академический проект, Парадигма, 2012. – 552с.

3. Махлина С. Художественные стили в жилом интерьере. – СПб.: Алетейя, 2012. – 168с.

4. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы. – М.: Стройиздат, 1991. – 368с.

5. Пайл Д. Дизайн интерьеров: 6000 лет истории /Пер. с англ. О. И. Сергеевой. – М.: АСТ, Астерель, 2007. – 464с.

6. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века: учебник. – 3-е изд. испр. – М.: В. Шевчук, 2007. – 352с.

7. Соловьев Н.К. История современного интерьера. – М.: Сварог и К, 2004. – 399с.

дополнительная литература:

8. Адамс С. Движение искусств и ремесел. Путеводитель по стилю. – М.: Радуга, 2000. – 128с.

9. Атлас мирового интерьерного дизайна / Под ред. Брауна М. и Галиндо М. – Пер с англ. – М.: ООО «Магма», 2011. – 512с.

10. Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII – XIX веков. – М.: Сварог, 2000. – 128с.

11. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. – СПб: Д.М. Буланин, 1997. – 314с.

12. Борисова Е.А. Русский модерн: архитектура, живопись, графика / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. - М.: Галарт, 1998. – 359с.

13. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX вв. – М.: Наука, 1971. – 239с.

14. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. – М.: Галарт, 2002. – 288с.

15. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб.: Искусство-СПб, 2003. – 512с.

16. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. – М.: БСГ-Пресс, 2008. – 298с.

17. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.I. – СПб.: Кольна, 1995. – 672с.

18. Гидион З. Пространство, время, архитектура. – М.: Стройиздат, 1984. – 449с.

19. ГорюновВ.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. – СПб.: Стройиздат, 1992. – 359с.

20. Дворянские гнезда России. История и культура, архитектура. Очерки /Под ред. М. В. Нащокиной. – М.: Жираф, 2000. – 384с.

21. Девятов С., Журавлева Е. Дворцы Кремля. – М.: Слово/Slovo, 2001. – 432с. (Великие дворцы мира).

22. Демиденко Ю.Б. Интерьер в России. – СПб.: Аврора, 2000. – 255с.

23. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма./Пер. с англ. А.В.Рябушина, М.В. Уваровой; под ред. А.В.Рябушина, В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1985. – 136с.

24. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 304с.

25. Ёдике Ю. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. /Пер. с нем. Д. Аркиной. Под ред. В.Калиша. – М.: Искусство, 1972. – 245с.

26. Жилище в России: век 20. Архитектура и социальная история. - М.: Три квадрата, 2001. - 192с.

27. Зодчие Санкт-Петербурга XIX – н.XX в./Сост. В.Г.Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1998. – 1070с.

28. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII в./Сост. В.Г. Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1997. – 1021с.

29. Зодчие Санкт-Петербурга XX в./Сост. В.Г.Исаченко. – СПб.: Лениздат, 2000. – 720с.

30. Иконников А.В. Архитектура XX века: утопии и реальность: изд. в 2-х т. – М.: Прогресс – Традиция: Т. I. – 2001. – 654 с., Т. II. – 2002. – 669 с.

31. Интерьер в русском искусстве. – М.: Изд. дом «Искусство», 2002. – 208с.

32. Интерьер жилого дома. Сборник статей. – М.: Госстройиздат, 1954. – 117с.

33. Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: Литера, 2002. – 225с.

34. Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда /Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. НИИ теории и истории изобразительных искусств. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 463с.

35. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник /Колл. авт. ин-та И. Е. Репина Акад. Художеств СССР. Под ред. А. П. Чубовой. – З-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 348с.

36. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник ИЖСАим. И.Е.Репина под ред. Ц. Г. Нессельштраус. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗОА «Сварог и К», 2003. – 672с.

37. История русской архитектуры: Учебник для вузов / Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Стройиздат СПб, 1994. – 600с.

38. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. – М.: Традиция, 1997. – 319с. Калязина Н.В. Монументально-декоративная живопись в дворцовом интерьере XVIII в. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования /Под ред. Т.В. Алексеевой. – М.: Наука, 1977. – С.55-69.

39. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. – СПб.: Нева, 2003. – 512с.

40. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982. – 399с.

41. Классический интерьер. Россия XXI век. Западно-Европейские стили Италии, Франции, Англии в работах современных российских архитекторов / Ред. О. Вологдина, О Короткова, Ю.Сахарова. – М.: АНО «Совет экспертов», 2012. – 280с.

42. Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна. – Singapure: Меджибож., Русские словари, 1997. – 264с.

43. Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: художественно-исторический очерк / А. П. Крюковских. – СПб.: Лениздат, 1997. – 318с.

44. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т. Г. Малинина. - М.: Пинакотека, 2005.

45. Мышковский Я.И. Жилище разных эпох: вчера, сегодня, завтра. – М.: Стройиздат, 1975. – 125с.

46. Прикладное искусство и современное жилище. Сб. статей под ред. С.М. Темерина. – М.: Изд. Ак. Художеств, 1962. – 203с.

47. Райт Ф.-Л. Будущее архитектуры. Пер. с англ. и примеч. арх. А.Ф. Гольдштейна. – М.: Госстройиздат, 1960. – 247с.

48. Русский интерьер. Эпоха. Мода. Стиль /Ред. А.Ясько, Н.Миронова. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. – 444с.

49. Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. – М.: Искусство – XXI век, 2005. – 287с.

50. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, проблемы, решения / Д. В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989. – 294с.

51. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер XIX века. – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 183с.

52. Стругова О. Мебель в русском интерьере конца XIX – начала XX вв. – М.: «Издательский дом Руденцовых», 2005. – 443с.

53. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы / Л. В. Тыдман; Гл. упр. охраны памятников г. Москвы, Науч.-исслед. методический центр охраны наследия, Науч.-исслед. музей русской архитектуры им. А. В. Щусева. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 334 с.

54. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее / Сост. и автор текста А.М.Кучумов. – Л.: Художник РСФСР, 1977. – 302с.

55. Фар-Беккер Г. Искусство модерна / Пер. с нем. – Konemann, 2004. – 425с.

56. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. – М., 1929. – 247с.

57. Фремптон Х. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 535с.

58. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. – М.: Стройиздат, Т.1. Проблемы формообразования. Мастера и течения, 1996. –709с. Т.2. Социальные проблемы, 2001. – 712с.

59. Хиллер Б., Эскрит С. Стиль Ар Деко /Пер. с англ. В.И. Самошкина. – М.: Искусство – XXI век, 2005. – 240с.

60. Художественное убранство русского интерьера XIX века / Под ред. И.Ухановой. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1986. – 144с.

61. Шёбер У. Замки и дворцы Европы. – М.: БММ, 2003. – 416с.

62. Шуйский В.К. Зрелое русское барокко и ранний классицизм. – СПб.: Белое и черное, 1997. – 155с.

63. Шуцкая Г.К., Трегубова Е.Л. Старый дом на Варварке. – М.: ГИМ, 2007. – 136с.

64. Элементы стиля: Энциклопедия архитектурных деталей: Пер. с англ. /Гл. ред. С. Келоуэй. – М.: Магма, 2003. – 568с.

 

На практических (семинарских) занятиях студенты вместе с преподавателем более подробно рассматривают предложенные темы, по которым предлагается подготовить ряд докладов в устной и письменной формах. Тему доклада можно выбрать из предложенного перечня, однако допускается варьирование тем по усмотрению студента. Оно может быть вызвано смещением акцента изучения, ограничением или расширением группы изучаемых памятников и т.п.

Непременным условием подготовки материала является подборка фотографий по теме, для чего следует обратиться к рекомендованным электронным базам.

Во время семинаров возможно посещение музеев Петербурга, в которых сохранились исторические интерьеры, а также временных выставок, на которых демонстрируется проектная графика или фотографии реализованных интерьеров.

Семинарские занятия позволяют студенту проверить собственные знания по основным темам курса. Для контроля знаний студентов в рамках семинарских занятий периодически проводятся проверочные работы в письменной форме, а также коллоквиумы (список примерных контрольных вопросов прилагается).

а) методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

Самостоятельная работа выполняется индивидуально, она основана на изучении исследовательской литературы и обширного эмпирического материала по истории искусства интерьера. Предполагается самостоятельная работа с памятниками архитектуры Петербурга, в музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др.), а также музеях-заповедниках, где следует научиться сопоставлять известные по литературе и альбомам памятники той или иной эпохи с подлинниками или представленными в архитектурной реконструкции.

Закрепление знаний, усвоенных на аудиторных занятиях, происходит путем самостоятельной проработки учебно-методических материалов по дисциплине, подготовки к зачету и экзамену, а также подготовки докладов по изученным темам. Задачей докладов является закрепление навыков описания памятников искусства интерьера, проведения самостоятельного искусствоведческого анализа. Тему для доклада можно выбрать из предложенных, но можно проявить самостоятельность. Важно, чтобы работа студента отвечала хронологическому периоду изучаемых разделов. Во время зачета или экзамена дополнительные вопросы возможны по теме доклада.

 

б) примерные темы для подготовки докладов:

1. Особенности отделки интерьеров построек Нового царства (XVI – XI вв. до н. э.).

2. Мебель в египетском интерьере.

3. Мегарон как тип жилища.

4. Проблемы архитектурных реконструкций памятников древности (Г. Шлиман, А. Дж. Эванс и др.).

5. Протомозаики Древней Греции.

6. Феномен эллинизма и забота об украшенности быта.

7. Мебельные формы в римском доме.

8. Римский кессон как вид декора сводчатых перекрытий.

9. Византийские влияния в убранстве европейских дворцов.

10. Средневековая живопись и книжная миниатюра как источниковедческая база по истории интерьера.

11. Теремной дворец Московского Кремля: новые черты в композиционной схеме.

12. Сходства в декоративном убранстве каменных палат Древней Руси и замковых построек Европы.

13. Интерьер Возрождения: влияние «теорий о прекрасном».

14. Монументально-декоративная живопись в интерьере итальянского Возрождения.

15. Ордер как декоративная система в убранстве интерьера Ренессанса.

16. Станцы и Лоджии Рафаэля в Ватикане. Орнаментальная система «гротеск» в композиции интерьера.

17. Сценографический подход в проектировании интерьеров барокко.

18. Скульптурный декор в интерьере Венеции XVII – начала XVIII вв.

19. Приемы демонстрации коллекций живописи в интерьере XVIII века.

20. Стилистические особенности интерьера петровского Петербурга (А.Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, И.Шедель, Ф.Фонтана и др.).

21. Шарль Булль: новая техника в убранстве интерьера.

22. «Плитковые интерьеры» в Европе и России.

23. «Стиль Растрелли» в убранстве интерьера.

24. Планировочная структура городских отелей Франции эпохи рококо.

25. Римская античность как тематико-содержательная основа декоративного убранства интерьера ампира.

26. Культ памяти в искусстве XIX века и его отражение в искусстве жилого интерьера.

27. «Египтомания» в декоративном убранстве интерьера.

28. Романтическое увлечение европейским средневековьем в русском дворцовом интерьере конца XVIII – начала XIX столетий.

29. Понятие жилой комнаты как определение многофункциональности пространства.

30. Художественные проблемы интерьера квартир доходных домов.

31. Стилевой сплав интерьера стиля «бидермайер». Основные достоинства «стиля жизни».

32. Феномен «воссоздания» стилей в искусстве интерьера.

33. Эклектика как творческий метод проектирования интерьера.

34. «Неостили» в дворцовом интерьере XIX века.

  1. Концепции проектирования интерьера в произведениях архитекторов модерна (на выбор: А.Ван-де-Вельде, В.Орта, А.Гауди, Г.Гимар, О.Вагнер, Ч.Р.Макинтош, Й.-М.Ольбрих, Й.Хоффманн, Ф.О.Шехтель, Р.Ф. Мельцер и др.).

36. Феномен «северного» модерна в искусстве интерьера (на выбор: П.Беренс, Э.Сааринен, А.А.Оль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь и др.)

37. Теория «органической архитектуры» и «дома прерий» Ф.-Л.Райта.

38. Творческая практика группы «Де Стейл» в области интерьера.

39. В.Гропиус. Конструирование внутреннего пространства.

40. Пространственный супрематизм. Архитектоны К. Малевича, ПРОУНы Э.Лисицкого.

41. Эксперименты Константина Мельникова (собственный дом и мастерская, клубы).

42. Интерьеры стиля «Ар Деко» (мастера на выбор: Ж.-Э. Рульманн, П.Шаро, Джо-Буржуа, Соваж и Вибо, У. ван Ален и др.)

43. Максима Л.Миса ван дер Роэ: «Меньше – значит больше».

44. Единство архитектуры и конструкции по Ле Корбюзье. «Дом – машина для жилья». Модулор.

45. Усиление неоклассических тенденций в интерьере 1930-е гг.

46. Дома-спектакли Б.Гоффа как форма поп-арта.

  1. Особенности «скандинавского стиля» интерьера (мастера на выбор: А.Аалто и Э.Сааринен (Финляндия), А.Якобсен (Дания), Нил (Норвегия), Фабрициус и Кастхольм (Швеция) и др.).
  2. «Итальянский стиль» дизайна интерьера.
  3. Оригинальный творческий почерк дизайнера интерьера (мастера на выбор: Б.Болдуин, Д.Коломбо, Э.Понцо, Э.Сотсас, М.Беллини, Р.Таллон, А.Лесетр, Э.Альбер, Г.Ауленти, Г.Т.Паолини, Ф.Айхлер, Д.Нельсон, С.Томерлин Ли, Г.Пеше, Ф.Старк и др.).
  4. «Хай-тек» и «минимализм» в интерьере (мастера на выбор: Л.Кан, Р.Б Фуллер, Ч.Имз, Р.Рождерс, Р.Пьяно, Н.Фостер, Д.Стирлинг и др.)

51. Художественная практика постмодернизма (на выбор: Ф.Джонсон, Р.Вентури, Р.Стерн, Ч.Дженкс, Ч.Мур, Р.Мейер и др.).

52. Феномен «цитаты» в искусстве интерьера конца XX – XXI вв.

53. «Неоэкспрессионизм» Ф. Хундертвассера.

54. Деконструктивизм в искусстве интерьера 80-90-х гг. (на выбор: П.Эйзенман, группа «КООП Химмельблау», Б.Чуми, Ф.Гери, Э.О.Мосс и др.)

в) перечень вопросов к зачету (V семестр):

  1. Интерьер как явление художественной культуры.

2. Дворцы, городские усадьбы и дома Древнего Египта. Особенности декоративных техник убранства.

  1. Декоративные доминанты в интерьерах дворцовых комплексов Двуречья.
  2. Интерьеры «лабиринтов» острова Крит. Особенности объемно-пространственного построения внутреннего пространства.
  3. Жилища Древней Греции. Типы планировок. Убранство древнегреческого дома.

6. Типы жилых сооружений в римской архитектуре и принципы их оформления.

  1. «Помпейские стили». Их роль в интерьере.
  2. Большой Константинопольский дворец. Особенности декора интерьера.
  3. Декоративные доминанты в готических интерьерах.
  4. Хоромные постройки. Каменные палаты Руси. Композиционные особенности и оригинальные приемы убранства.

11. Флорентийское палаццо как новый тип городской резиденции. Планировочная структура и особенности убранства.

12. Интерьер барокко. Объемно-пространственные решения.

  1. «Большой стиль» Людовика XIV. Версальские апартаменты.
  2. Дворцы рококо. Художественное решение интерьеров.

15. Интерьеры в стиле «шинуазри».

 

г) перечень вопросов к экзамену (VI семестр):

  1. Палладианство как художественное направление в искусстве интерьера XVII-XVIII вв. «Стиль Адам» и «стиль Габриэль».
  2. Усадебный интерьер в России конца XVIII – начала XIX в.
  3. Стиль империи в резиденциях Наполеона. Ш.Персье и П.Фонтен.
  4. Тематико-содержательная основа орнаментики интерьера русского ампира.
  5. Романтические тенденции в интерьерах конца XVIII – начала XIX в. Д.Неш, А.Менелас.
  6. Эклектика как творческий метод в искусстве интерьера XIX века.
  7. Интерьеры в Зимнем дворце после 1837г.
  8. Эпоха историзма. Букингемский и Большой Кремлевский дворцы. Парадные интерьеры.
  9. Движение искусств и ремесел. Творческая практика У. Морриса.
  10. Поиск стиля современности в творческой практике искусства интерьера.
  11. Особняки рубежа XIX – XX вв. Принцип проектирования «изнутри-наружу».
  12. Интерьер стиля «модерн». Новая орнаментальная концепция
  13. Национальный романтизм и неоклассицизм в искусстве интерьера начала XX в.
  14. Модернизм первой половины XX в. Новый подход к проектированию интерьера.
  15. Теория «органической архитектуры» Ф.-Л. Райта. «Интерьерная концепция» домов-прерий.
  16. Пространственный супрематизм. Архитектоны. ПРОУНы.
  17. Творческие практики группы «Стиль» в области проектирования интерьера.
  18. Экспериментальные дома советского авангарда – «жилкомбинаты».
  19. Проблема стандартизации жилья.
  20. Интерьер «интернационального стиля».
  21. Декоративный аспект в интерьере 1920-30-х гг.
  22. Неоклассицизм.
  23. Послевоенный рационализм.
  24. Хай-тек.
  25. Минимализм.

26. Интерьер эпохи постмодернизма: аспект декоративности.

  1. Китч в искусстве интерьера.
  2. Неопластицизм.
  3. Деконструктивизм в искусстве интерьера.

30. Интерьер на рубеже XX-XXI в. Лидеры профессии.

 

 

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XIX-XX ВВ.»

 

 

Содержание разделов дисциплины (модуля).

название темы содержание
Раздел 1 Введение к искусству XIX в.
Тема 1. Особенности развития художественных процессов в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки в XIX веке.
Раздел 2 Искусство Западной Европы кон. XVIII - пер. пол. XIX вв.
Тема 2. Искусство Испании кон. XVIII – нач. XIX в. Творчество Ф.Гойи.
Тема 3. Искусство Англии кон. XVIII – пер. пол.. XIX в.
Тема 4. Искусство Германии кон. XVIII – пер. пол.. XIX в.
Тема 5. Искусство Франции кон. XVIII – пер. пол.. XIX в.
     

 

 

ТЕМЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

Особенности развития зарубежного изобразительного искусства в XIX в.
Романтизм как передовая тенденция культурно-художественного развития своего времени (истоки, хронологические рамки, своеобразие, значение).
Романтические и героико-трагические черты в творчестве Ф.Гойи после 1800 г.
Английский предромантизм (Г.Фюзели, У.Блейк, карикатура)
Д. Констебль и Д.Тёрнер – две концепции пейзажа в английском искусстве
Особенности, этапы, мастера немецкого романтизма
Классицизм как ведущая художественная тенденция в искусстве Франции рубежа XVIII- XIX вв. Ж.Л.Давид.
Школа Давида. Предромантизм во французском искусстве.
Классицистические и романтические черты в творчестве Т.Жерико
Э.Делакруа – центральная фигура французского романтизма.
Энгр и классицизм в XIX веке.
 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ по XIX в.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал