-познакомить студентов с историей западноевропейского и русского декоративно-прикладного искусства с Древнего времени до наших дней;
-выявить композиционные принципы и средства художественной выразительности в художественном текстиле и ювелирном искусстве;
- Знакомство с историей развития западноевропейского и русского декоративно-прикладного искусства;
- Осветить проблемы традиции и новаторства в рассматриваемом виде декоративно-прикладного искусства;
- Формирование и развитие навыков профессионального анализа произведений декоративно-прикладного искусства.
название темы
| содержание
|
Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство
|
Тема 1.Общая характеристика ДПИ.
| Определение понятия декоративно-прикладного искусства, появление термина в истории искусства, классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, классификация декоративно-прикладного искусства по технике исполнения.
|
Тема 2. Отличие ДПИ от ДИ и искусства дизайна.
| Понимание декоративно-прикладного искусства как единства утилитарной и художественной функции бытового предмета. Нефункциональные (выставочные) предметы декоративно-прикладного искусства. Сходные и отличительные черты декоративно-прикладного искусства, декоративного искусства и искусства дизайна.
|
Тема 3. ДПИ как отражение культуры.
| Связь произведений декоративно-прикладного искусства с материальной и духовной культурой современной им эпохи, местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
|
Тема 4. Взаимозависимость функции, материала и декора.
| Архитектоника предмета декоративно-прикладного искусства: связь функции предмета и свойств материала. Сочетание и взаимопроникновение формы произведения декоративно-прикладного искусства с декором. Орнамент и условно трактованные элементы изобразительного искусства как тип декора в декоративно-прикладного искусства.
|
Тема 5. Разделение ДПИ на искусство и ремесло.
| Единство изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства у разных народов до эпохи Возрождения, выделение с XVI-XVII вв. станкового искусства, появление различия в терминах «художник» и «мастер» (ремесленник).
|
Тема 6. Превращение предмета ДПИ в самостоятельное произведение искусства.
| Основные типы утилитарных конструкций по Земперу Г. Изменение понятия декоративно-прикладного искусства: украшенный утилитарный предмет, предмет декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера, декоративно-прикладное искусство как символ благополучия его хозяина, предмет декоративно-прикладного искусства - «антивещь» (внешнее изображение утилитарного предмета при отсутствии функции), декоративно-прикладного искусства как уникальное произведение.
|
Тема 7. Классификация предметов ДПИ.
| Разделение изделий декоративно-прикладного искусства по родам (функциональной структуре), видам (объемно-пространственной структуре), типам (технологии изготовления) и разновидностям (преимущественному способу формообразования).
|
Тема 8. Композиция в ДПИ.
| Законы композиции в предметах декоративно-прикладного искусства. Понятия о равновесии, симметрии-асимметрии, ритме, фактуре. Подчинение декора форме, материалу, конструкции предмета декоративно-прикладного искусства.
|
Тема 9. ДПИ и народное искусство.
| Отличие декоративно-прикладного искусства от народного искусства. Характерные черты народного искусства. Виды, каноны, традиции, единство коллективного и индивидуального начал русского народного искусства. Фольклор в декоре произведений традиционного народного искусства.
|
Тема 10. Особенности народного искусства.
| Специфика домашнего крестьянского ремесла и организованных центров художественных промыслов. Национальный характер народного искусства, освоение иноземных форм, сюжетов и мотивов орнамента, ставших со временем национальным достоянием. Исчезновение и появление новых промыслов в России.
|
Тема 11. Керамика как вид ДПИ.
| Керамика как вид декоративно-прикладного искусства. Состав керамики, фарфора, фаянса. Особенности и свойства материала, основные принципы формообразования, основные типы декорирования (глазурь, ангоб), техники керамического искусства от древности до наших дней.
|
Тема 12. Текстиль как вид ДПИ.
| Роль и место текстиля в истории материальной и художественной культуры. Основные виды художественного текстиля, основные способы изготовления и художественного декорирования ткани. Основные виды природных и искусственных красителей.
|
Тема 13. Резьба по дереву как вид ДПИ.
| Искусство резьбы по дереву. Основные формы и типы произведений декоративно-прикладного искусства резьбы по дереву, способы изготовления и художественного декорирования изделий из дерева. Особенности и свойства материала, принципы формообразования от древности до наших дней.
|
Тема 14. Ювелирное искусство как вид ДПИ.
| Ювелирное искусство как часть материальной и художественной культуры. Функция и декор в ювелирных украшениях. Основные металлы, камни, основные техники обработки металлов и камней. Имитация и подделка драгоценных камней и металлов.
|
Тема 15.Секло как вид ДПИ.
| История возникновения стеклоделия, состав стекла. Технологические и декоративные свойства стекла. Красители и соединения, применяемые в стекловарении. Основные приемы формования стеклянных изделий.
|
Тема 16.Современное ДПИ.
| Роль личности (автора) в декоративно-прикладном искусстве ХХI века. Сохранение и преодоление свойств материала в произведениях декоративно-прикладного искусства на примере работ XIX- XXI вв.
|
1. Раздел 2. История ювелирных украшений и мирового художественного текстиля.
|
2. Тема 17. Ювелирные украшения Древнего Востока и Античного мира.
| 3. Основные типы и формы украшений Древнего мира. Ювелирные украшения Месопотамии, Египта. Символическая и декоративная функция ювелирных греческих украшений. Символика и стилистические особенности скифских ювелирных украшений. Ювелирные украшения Древнего Рима как наследника традиций Греции и этрусков.
|
4. Тема 18. Ювелирное искусство Северной Европы.
| 5. Ювелирное искусство древних ирландцев и кельтов Бронзового и Железного веков, стилистические особенности. Ювелирные украшения гуннов, остготов, вестготов, викингов. Символика абстрактных и зооморфных мотивов их украшений.
|
6. Тема 19. Ювелирное искусство Северной Европы в эпохи Средневековья и Возрождения.
| 7. Основные типы и формы украшений искусства Каролингов, техники исполнения. Религиозно-мистический характер ювелирного искусства средневековья, основные материалы, техники исполнения. Сложение основных европейских ювелирных центров в эпоху позднего европейского Средневековья. Возрождение античных традиций в ювелирном искусстве. Особенности развития стилистики ювелирного искусства Высокого Возрождения.
|
8. Тема 20. Западноевропейские ювелирные украшения XVII- начала XIX вв.
| 9. Особенности ювелирного искусства эпохи барокко, основные типы и формы украшений эпохи барокко. Развитие тенденций натурализма в украшениях эпохи рококо. Формирование новых тенденций в ювелирных украшениях второй половины XVIII в. Формирование корпорации бижутерии. Ювелирные украшения эпохи Французской революции. Влияния походов Наполеона на тематику и стиль европейских ювелирных украшений.
|
10. Тема 21. Западноевропейские ювелирные украшения рубежа XIX-XX вв.
| 11. Основные типы ювелирных украшений, техники, материалы эпохи Модерна. Новое использование металла и камня в украшениях стиля Модерн. Украшения традиционные и «артистические». Наиболее значимые ювелирные фирмы Европы и Америки.
|
12. Тема 22. Ювелирное искусство Западной Европы и Америки XX-XXI вв.
| 13. Стилистические особенности ювелирных украшений Арт-Деко. Развитие индустрии бижутерии. Формирование новой генерации художников-ювелиров в 1960-е гг. Новые тенденции и переоценка ценностей в ювелирном искусстве. Новые типы украшений, новые технологии, нетрадиционные материалы.
|
14. Тема 23. Русское ювелирное искусство X-XVIII вв.
| 15. Ювелирное искусство праславянских народов. Символика абстрактных и фигуративных образов ювелирных украшений. Ювелирное искусство Киевской Руси, основные типы украшений, техники, материалы. Основные центры ювелирного искусства Московской Руси. Инициативы петра I по реформированию русского ювелирного дела. Особенности стилей барокко и рококо в ювелирных изделиях.
|
16. Тема 24. Русское ювелирное искусство XIX-XX вв.
| 17. Особенности развития ювелирного искусства в России. Формирование отечественной ювелирной промышленности. Ювелирные украшения в русском костюме эпохи раннего классицизма, ампира, историзма. Основные формы украшений, техники, материалы. Советская ювелирная промышленность в постреволюционный период. Возрождение традиционных ювелирных промыслов.
|
18. Тема 25.Ткани Древнего мира.
| 19. Символика орнамента и цвета в текстиле древнего Египта, Крито-минойской цивилизации. Художественные ткани Греции, Рима. Светские и церковные ткани Византии. Светские и религиозные ткани Персии, Турции. Культура текстиля в Средней Азии. Влияние китайских религиозных воззрений на декор и цветовую символику китайских тканей. Влияние китайской культуры на дизайн японского текстиля.
|
20. Тема 26. Западноевропейские художественные ткани Х-ХIХ вв.
| 21. Основные центры изготовления итальянских тканей и формирование гильдий. Восточные мотивы в декоре итальянских тканей, Расцвет ткацкого производства в эпоху Возрождения. Развитие французской текстильной индустрии в XVII-XVIII вв. Основные мотивы декора и техники исполнения тканей барокко и рококо. Изобретение Жаккарда. Основные центры производства тканей в историческом стиле. Художественный текстиль У.Морриса и его новаторские идеи в области дизайна ткани.
|
22. Тема 27.Западноевропейский художественный текстиль ХХ в.
| 23. Отражение идей Модерна в художественном текстиле. Влияние высокой моды на ткани Модерна. Художественный текстиль эпохи Арт-Деко. Развитие идей функциональности и рациональности в текстиле как антитеза стилю Арт-Деко. Основные этапы развития текстиля в Баухауза. Развитие мировой текстильной индустрии во второй половине ХХ в. Влияние новых технологий изготовления тканей на костюм.
|
24. Тема 28. Искусство кружева, вязания, аппликации, коллажа, войлоковаляния.
| 25. Западноевропейское кружево ХV- ХХ вв.: основные техники изготовления и материалы. Основные центры изготовления, стилистические особенности кружева Франции, Англии, Испании. Зарождение техники вязания в Древнем мире. Эволюция трикотажа. Техники аппликации, коллажа, квилта. Искусство войлоковаляния.
|
26. Тема 29. Вышивка Древнего мира, Западноевропейская и русская.
| 27. Основные техники и материалы вышивки Древнего Египта, Греции, Рима, Византии. Появление вышивки в Европе. Вышивка Средневековья, эпохи Готики, Возрождения, барокко, рококо. Расцвет вышивки в эпоху Модерна и Арт-Деко. Основные виды традиционной русской вышивки.
|
28. Тема 30.Западноевопейская и русская шпалера XI-XXвв.
| 29. Определение понятия шпалера. Основные техники, материалы. Ранняя средневековая шпалера. Фламандская шпалера XV-XIII вв. Брюсельская школа шпалеры. Королевская мануфактура Гобеленов. Английская. Испанская, итальянская шпалера. Упадок искусства шпалеры в Европе в ХIХ в. Возрождение шпалеры Ж. Люрса. Санкт-Петербургская шпалерная мануфактура ХVIII в. Современное состояние отечественной шпалеры.
|
30. Тема 31. История ковроделия.
| 31. Зарождение ковроткачества. Основные техники и материалы. Ковры ворсовые и безворсовые. Типы узлов. Основные центры изготовления восточных ковров. Ковроделие в Западной Европе. Русские ковры. Имитации и подделки старинных ковров.
|
32. Тема 32.История русского художественного текстиля.
| 33. Культура ткачества в Древней Руси. Первые русские мануфактуры XVIII в. Основные виды тканей барокко и рококо. Появление искусственных красителей. Советский «агиттекстиль» 1920-1930-х гг. Советский текстиль второй половины ХХвв. Развитие индустриального текстиля на рубеже ХХ-ХХI вв. Основные центры изготовления русского кружева.
|
Итоговая форма контроля: V семестр - зачет; VI семестр - зачет.
Основой для промежуточной аттестации является выполнение обучающимся самостоятельной работы:
V семестр: конспект книги Коган А. О декоративно-прикладном искусстве.- М, 1961.
VI семестр: конспект книги на выбор Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа. – Л., 1988. Неверов О.Я. Геммы Античного мира. – М., 1983.