Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История христианского искусства






Цель освоения дисциплины: Последовательное знакомство студентов с религиозно-философскими основами восточнохристианского художественного творчества на материале церковного искусства, изучение стилистических особенностей и характерных черт христианского художественного языка в различные эпохи, а также выявление и интерпретация образно-символического строя предметов искусства христианского содержания.

 

Задачи дисциплины:

- рассмотреть основные этапы исторического развития христианского искусства;

- определить место произведений искусства христианского содержания в духовной истории человечества;

- определить своеобразие христианского искусства, его литургического предназначения и литургической природы.

- развить у студентов способность самостоятельного анализа изучаемых предметов искусства христианского содержания.

 

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Раздел 1. Введение. Концептуальные аспекты историографии
  Тема 1 (1 час). Понятие литургического пространства Эволюция содержания и соотношение понятий сакральное пространство, храмовое пространство и литургическое пространство. Памятники святоотеческой литературы (св. Максим Исповедник, св. Дионисий Ареопагит, св. Феодор Студит). Ключевые принципы при определении данных понятий: упорядоченность, иерархичность, связь с ритуалом, антропоморфность (Ю.М. Лотман, А.Г. Габричевский и др.). Вопрос смысловой и функциональной связи архитектуры и ритуала, храма и богослужения. Основные направления решения этой проблемы в научной литературе – конкретно-исторический подход (Н.Г. Грибунина, С.С. Ванеян, Вл.В. Седов, Г.К. Вагнер, А.В. Иконников и др.) и интерпретация понятий в рамках категорий «пространство» и «время» (Х. Бельтинг, К. Онаш, игум. Александр (Федоров), П. Евдокимов и др.). Типы восприятия произведений сакрального искусства: обыденное, научное, богословское. Основные понятия и определения: литургическое пространство, синтез искусств, ансамбль, канон. Византийская теория образа.
  Тема 2 (1 час). Внутреннее пространство храма как ансамбль. Формирование парадигмы храмового пространства как ансамблевой структуры. Взгляды, высказанные свящ. П. Флоренским в работе «Храмовое действо как синтез искусств», как основной методологический принцип. Понятие ансамбля и его связь с понятием сакрального пространства («жизнеустроительная функция» ансамбля и ориентация сакрального пространства на приобщение человека к структурообразующей идее). Древние (св. Максим Исповедник, св. Симеон Новый Богослов и др.), и современные (П. Евдокимов и др.) богословские трактаты и исследования. Литургия как структурообразующий принцип для создания ансамбля (формирование «обрамления»). Ключевые характеристики для понятия ансамбля: целостность во времени, понятия соотношения, традиционности (Ю.М. Лотман, И.Ф. Муриан) и внутреннее пространство храма.
  Тема 3 (1 час). Место иконы в контексте ансамбля внутреннего пространства храма. Отсутствие прямых указаний на участие иконы в богослужебном ритуале. Вопрос воздействия храмового пространства на человека в источниках (Прокопий Кесарийский, Павел Силенциарий, патриарх Фотий, «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»). Источники более позднего времени - ерминии и наставления для иконописцев. Влияние богослужебного ритуала на структуру сакрального пространства храма. Факт интеграции иконописного образа в литургическую практику (Х. Бельтинг, Н.Г. Грибунина, М. Кено, К. Уолтер, свящ. П. Флоренский, свящ. Н. Чернышев и др.).
Раздел 2. Технико-технологические особенности и их роль в художественно-образном строе памятников христианского искусства
  Тема 4 (1 час). Техника иконописи в художественно-образном строе иконы Методы изучения живописных слоев средневековой иконописи. Источники по технике иконописи («Schedula diversarum artium» пресвитера Феофила (конец XI - начало XII в.); «Il libro dell'arte o Trattato della pittura» Ченнино Ченнини (конец XIV в.); «Hermeneia» («Ерминия») афонского монаха из Фурны Дионисия (XVIII в.)). Энкаустика и ее особенности. Темпера как способ смешения краски со связующим веществом. Пигменты. Виды смешения: физическое, оптическое, «иллюзорное». Последовательность работы иконописца. Функции олифы.
  Тема 5 (1 час). Иконография как язык древнерусской иконописи. Символичность иконы, ее богословская насыщенность. Иконография как средство выражения взглядов иконописца и соборного разума. Обращение к предстоящим посредством специфического языка. Источники иконографии – Священное Писание, памятники гимнографии и предание.
Раздел 3. Христианское искусство в литургическом пространстве
  Тема 6 (1 час). О понятии канона Канон как общий структурообразующий принцип, являющийся критерием для сравнения иконописного изображения и текста.
  Тема 7 (1 час). Исторические аспекты Ключевые этапы развития богослужения и место иконописного образа в богослужебной практике. В рамках христианского богослужения преодолевается конфликт магического и мистического начал, свойственного для языческой мистерии. Православная мистика: трезвенность, а не чувственность. Связь современной службы с событиями, описанными в новозаветном повествовании.
  Тема 8 (1 час). Эстетические аспекты Пересечение эстетического пространства с храмовым. Сочетание с религиозными идеями, формирование иного социально вычлененного подпространства. Устройство храма, облачения, пение и иконопочитание; их значение для богослужения. Внимание не только к внешней, но и к внутренней красоте, принципиальность доминирования смыслового момента в убранстве. Расположение икон в пространстве храма, декоративный элемент в сочетании с символическими и дидактическими элементами.
  Тема 9 (1 час). Психологические аспекты. Теургический аспект Иконопись как явление художественной культуры, не рассчитанное только на эффект эстетического наслаждения, но требующее особого чувствования и переживания. Психология рецепции и типы восприятия.
Раздел 4. Жанры храмовых ансамблей
  Тема 10 (1 час). Жанры храмовых ансамблей Жанры древнерусских храмовых ансамблей исходя из формальных признаков и конструктивных особенностей (по Г.К. Вагнеру) – соборный, придворный, приходской, монастырский. Уточнение классификации «соборный жанр – монастырский храм – приходской храм». Характеристики сакрального пространства (понятия образа храма, его функции и т.п.).
Раздел 5. Заключение. Проблемы современного христианского искусства, состояния иконописания и роли иконы в современном храме
  Тема 11 (2 час). Заключение. Проблемы современного состояния иконописания и роли иконы в современном храме Разрыв традиции, появление новых центров иконописания, участие светских художников в создании икон и монументальных росписей. Византинизирующее направление в современной иконописи, специфика художественного языка икон. Неоднородность памятников, связь с проблемами, проявляющимися в современном иконописном искусстве в целом. Комплексное восприятие храмового действа и внутреннего убранства, выполненного в едином стиле и соответствующего назначению данного храма и его принадлежности определенной исторической эпохе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал