![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №12. Организация исследования проблем нравственного воспитания
Цель: раскрыть сущность, особенности процесса нравственного развития, социализации и воспитания; формирование способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции Знание методов психолого-педагогического исследования личностного развития; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности). ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии). Актуальность темы семинара обусловлена сложностью духовно-нравственного воспитания, его содержания, понятийно-категориального аппарата. Теоретическая часть. Нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, нравственной культуры также определенного типа. Результатом нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком понимании духовно-нравственное воспитание детей в государственной и муниципальной школе может быть только вариативным и добровольным. Существует и другая трактовка духовно-нравственного воспитания, согласно которой оно не дифференцируется по мировоззренческому признаку, понимается как воспитание духовности, нравственности в некоем общем положительном смысле, без четкого указания на определенное мировоззрение и систему морали. Сейчас она более распространена в образовательных материалах, документах, научной литературе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие — были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ. Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали. При организации исследований состояния воспитательной работы в вузе важно учитывать и характерные свойства студенческого возраста. Свойства эти связаны прежде всего с переходом от юности к взрослости: с одной стороны, незавершённость личностного созревания, мировоззренческая неопределённость, с другой – особая восприимчивость, коммуникативная активность, мобильность, самоуверенность. В процессе духовного становления личности происходит усвоение нравственных ценностей, формирование гражданской позиции, правосознания, социальной активности. По мнению большинства психологов, главные новообразования этого возраста – открытие «Я», рефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы социальных отношений. Этот процесс идет от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. У них максимально актуализируется потребность в определении своего социального статуса, в осмыслении будущего, немалая часть их них уже трудится, но они еще не профессионалы. Типичная черта этой фазы юности – расширение диапазона выполняемых ролей: студенты, примеряя на себя различные роли, проверяют свою готовность к ним. Специфичность образовательной среды, студенческой жизни создает благоприятные условия для активного общения, для интенсивного личностного развития. Среди задач нравственного воспитания студенчества в первую очередь обозначим проблему формирования ценностных ориентаций. Изменения в системе, структуре ценностей, нравственных норм, идеалов неизбежно приводит к глубоким изменениям как в самом социуме, так и в каждой отдельной личности. В этих условиях студент попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых мировоззренческих установок, моделей поведения, понимания механизмов действующих социальных лифтов. Вопросы и задания 1. Какой смысл вкладывают в понятие «духовно-нравственное»? 2.Каким образом педагогические идеалы влияют на процесс нравственного воспитания? 3.Подготовьте вопросы для дискуссии по проблеме «Нравственный облик современного студента». 4.На основе личного опыта, изучения научных источников напишите психолого-педагогическую характеристику, отражающую типические черты современного студента. 5. Определить теоретические положения, объясняющие порядок, логику организации работы по формированию у студентов нравственных качеств; 6. Разработать модель личности молодёжного лидера. 7. Проведите мини исследование предпочтений студентов при выборе телепередач для просмотра. 8. Разработайте методические рекомендации для куратора, тьютора.
Список литературы и источников 1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010. 2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 3.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010
4.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012
5.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011
6. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.
7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). 8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.
|