![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №14. Исследование проблем повышения качества профессионального образования
Цель: охарактеризовать основные научные подходы к исследованию проблемы повышения качества профессионального образования, способы, критерии измерения его эффективности. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции. Знание проблем повышения качества профессионального образования, направлений его модернизации; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности). ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии). Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью повышения качества образования, вхождения федеральных и национальных исследовательских университетов в рейтинги ведущих вузов, повышения образовательного потенциала региональных вузов. Теоретическая часть. В ряду наиболее значимых мер по исследованию проблемы повышения качества профессионального образования могут быть названы: - оценка, мониторинг качества работы структурных подразделений вуза, занятых организацией внеучебной работы со студентами; - проведение социологических и психолого-педагогических исследований жизнедеятельности студентов по различным направлениям (социально-психологические особенности современного студенчества, эффективность культурно-массовых и спортивных мероприятий, трудности в адаптации первокурсников к условиям вуза, работа с одарёнными студентами, планирование профессиональной карьеры, готовность к лидерству и др.); - расширение участия студентов, преподавателей в конкурсах, проводимых министерством образования и науки, культурными, научными и общественными организациями; - развитие студенческого самоуправления. Инновационная деятельность – это творческая поисковая деятельность, направленная на достижение новых результатов, востребованных практикой. Результаты инновационной деятельности: продукт – процесс – социальная услуга. Продукт: концепция, учебник, методическое пособие, разработка, проект, программа, УМК, модель, прибор, тренажёр, дидактическая игра, музей, компьютерная программа, словарь и т. д. Процесс: введение нового в его компоненты (цели, принципы, содержание, методы, формы); дистанционное обучение; модульное обучение; обучение с использованием ИКТ; диалоговое обучение; интерактивное обучение; проектное обучение. Социальная услуга: психологическая служба; юридическая служба; волонтёрство; молодёжные лагери. Результаты творчества: методическая находка (приём, средство); методическое усовершенствование (иллюстрации, макеты, модели); методическое обобщение (разработка методики конкретной дисциплины); дидактическое изобретение (новые способы и средства обучения: интерактивная доска, компьютер, тесты); совершенствование теории. Как достичь вершин профессионального мастерства? Три подхода: функциональный, личностный, комплексный.
Вопросы и задания: 1. По каким направлениям развёртываются современные исследования проблем повышения качества ВПО? 2.Какие существуют способы оценки качества образования? Охарактеризуйте методы экспертной оценки, измерения. 3.Какие процессы в образовании являются инновационными? 4.Разработайте план методического анализа инновационных форм обучения, воспитания.
Список литературы и источников 1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010. 2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010 4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12. 5.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012 6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011. 7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). 8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.
|