Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ.






Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Возникновение пражурналистских явлений и самой журналис­тики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналис­тика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества раз­личных по характеру произведений. Именно журналистика способна отсле­живать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории. Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей об­становке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значи­мость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, на­правления и характер деятельности. Ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предпо­лагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценоч­ные суждения «о том, что есть». В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение кото­рых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, - ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации. Достигнутый уровень объективной ориен­тированности масс на основе подлинной информированности характе­ризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием. В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по мате­риалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них. В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоззренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая прин­ципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-по­нятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим. Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные пред­ставления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительно­сти, своеобразную панораму современности, как бы собранную из от­дельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями. В образовании общественного мнения участвуют на равных (в разных случаях в различных объемах и формах) и мировоззрение, и ми­росозерцание, и историческое сознание, своеобразие формы фиксации его определяет синкретичность, переплетение рационально-понятий­ных и образно-эмоциональных средств. В целом же общественное мнение - это отраженная в массовом со­знании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жиз­ни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности. Невозможность для радио и телевидения одномоментно предста­вить всю подборку сообщений (как это делает газета) восполняется со­общением в начале передачи важнейших заголовков или «новостей вкратце», чтобы слушатели или зрители сразу же смогли представить ее проблемно-тематическое разнообразие. С другой стороны, важно и органично для журналистики «сцепление» материалов, специально апеллирующих к мировоззрению, миросозерцанию и историческому сознанию, с проблемами, волнующими общественное мнение сегодня. В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей. Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, за­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жест­кой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип са­мостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их ос­мысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией. Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолже­ние в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хоро­шего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним по­делкам и т.д. - все это и есть участие в раз­витии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки». К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Рек­лама как информация о товарах и услугах, способствующая формирова­нию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время за­нимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журна­листики. Журналистика несет и рекреативную функцию, которую называют также гедони­стической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - созда­ние условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восста­новления и укрепления душевного покоя и равновесия. НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ. «Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов. Во-первых, это журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Вo-вторых, это анализ тех или иных решений и официальных докумен­тов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур. В-третьих, это выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных облас­тях жизни. Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер. Журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетентность.

 

12. Журналистика как массово-информационная деятельность. Понятия «информация» и «массовая информация». Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация.

В теории журналистики понятие «массовая информация» является базисным. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. При рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них - сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» как начальной категории и всей систе­мы знаний о журналистике. Вторая трудность - это много­значность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «информация». Определение «массовая» кроме основного значения («боль­шая количественно, рассчитанная на многих, результат поточного производства». (Черты СМИ: • направленность на массу • соответствие нуждам этой массы в информации • стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам • доступность информации для массы • возможность одновременного получения массовой аудиторией • открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах) Массовая информация, наряду со специальной и индивидуально-личностной в их своеобразном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности. Роль информации играют (или могут сыграть - об этом ниже) любые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, реклам­ные видеоклипы и музыкальные заставки. Более того, информационный смысл имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шрифтовые выделе­ния, линейки, отбивки и т.п. - они как бы дополняют текст самого произ­ведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему журналисты. Информация - это вся совокупность сведений, которую несет журналис­тика аудитории. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики при­сутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация.

 

13. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе. Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст в системе Д-> Ж-> Т-> А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать». Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Вo взаимодействии текста с аудиторией объективно выделяют­ся два акта. Первый - отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных ау­дитории текстов (сообщений), и далее - отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудиторий Часть текста, которая «взята» аудиторией, - это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной). Второй акт - это переработка принятой информации, перестройка со­знания и поведения аудитории под ее влиянием. В силу превращений текста на его пути в аудиторию принципиально важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывает принятым и тем более адекватно освоенным. Так становится очевидной не только проблема адекватности познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Таким образом, постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. А это требует выработки на основе общетеоретических положений практичес­ких правил, руководствуясь которыми он в каждом конкретном случае может добиваться их высокой информационной насыщенности. Эти практические правила формируются в соответствии с тремя эта­пами, или сторонами, массово-информационного процесса: 1) отобра­жением действительности, 2) созданием текста произведения, 3) освое­нием текста аудиторией. И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической. Семантика текста - это характеристика его отношений с действительно­стью, синтактика - характеристика внутренней структуры текста, прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией. Строгое следование этим требованиям семантической, синтаксической и прагматической адекватности выступает сущностным условием реализации принципиально важной задачи массово-информационной деятельности - достижения информированности аудитории. Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности. Первое – небанальность, оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Второе условие информативности - декодируемость, доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста, извлечение из текста смысла, адекватного заложенному в него значению. Третье условие информативности – релевантность, ценность, значимость для аудитории со­общаемых сведений. Итак, высокая информативность журналистского текста прямо зависит от совокупности таких его качеств, как релевантность, декодируемость, не­банальность; информационная насыщенность текста определяется мерой системной реализации журналистом требований релевантности, декодиру­емости и небанальности. Аспекты рассмотрения. Прагматика - первый аспект рассмотрения адекватности ин­формации. Реализация требований прагматики, формирование прагмати­ческой адекватности текста протекают в формах создания семантических и синтактических его сторон. Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той [реальности, которую отражает журналист. Какой же с семантической точки зрения должен быть этот поток информации? Прежде всего это дескриптивная, Прежде всего это дескриптивная информация, нормативную информации. При этом процесс их формирования и взаи­моотношения схематически можно представить так: описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человеческих отношений, характеров, судеб. Пре скриптивная, как пред­ставление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом. Наложение прескриптивной информации на дескриптивную, сравне­ние имеющихся данных с «идеалом», анализ фактов в свете «желаемого будущего» позволяют журналисту дать свою оценку происходящему со­бытию, наметившейся тенденции или выявившейся закономерности. Так возникает валюативная ин­формация. Наконец, чтобы предложить путь к преобразованию действительной ситуации в направлении к «желаемому будущему», не­обходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная информация, даю­щая ответ на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни. Третий аспект рассмотрения информации - синтактический, при ко­тором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из этих элементов, определяется в соответствии с задача­ми, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представле­ния элементов, порядком расположения в тексте. Раскрытие сущности журналистской деятельности как массово-ин­формационной, введение понятий «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факто­ров, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают в руки работникам журналистики знание, позволяющее работать активно, целенаправленно и результативно. Но это же знание, злонамеренно или по незнанию использованное неверно, приводит к дез­информации.

14. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

По мере развития журналистики, в связи с повыше­нием образовательного уровня аудитории, роста ее политической активности, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к уровню профессиональной подготовки. Талант в сочетании с необходимым «набором» профессиональных дан­ных, образованностью и ответственностью вообще встречается нечасто, тем более в гармоническом единстве. А ведь надо еще иметь в виду, что кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные, только ему присущие особенности. Поэтому чрезвычайно остро стоит во­прос о профессиональном самоусовершенствовании журналиста, о само­критичном анализе его деятельности в условиях постоянного и возраста­ющего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике. Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают: совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. В теории надо видеть единство этих качеств журналис­та, а на практике - стремиться к максимально гармоничному их развитию. Каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» сотрудников) и, формируясь как «про­фессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих инди­видуальных, уникальных возможностей и качеств. Склонности являются «запускающим механизмом» при форми­ровании журналиста. Условно можно выделить две группы мотивов - «для себя» и «для общества». Способности - это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта. Использование склонностей и способностей, зависят от особенностей третьей составляющей «ядра» личности профессионала - его социально-мировоззренческой, общественно-политической позиции, системы установок и ориента­ции. Социально-мировоззренческая устойчивость проявляется как принципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтексте». Интеллектуаль­ные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других его качеств. Журналист должен быть осмотрительным в суждениях, открытым для поправок и дополнений, уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей. Он должен также владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики. Для журналиста необходимо развивать также черты образного мыш­ления и видения явлений действительности. Успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне, стремление расследовать события и факты. Наряду с мужеством профессия журналиста требует наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя, памятуя, что «чистых» злодеев и анге­лов не бывает. Безусловно, журналист должен обладать и определенными физическими данными, выносливостью, работоспособностью, особенно необходимыми в экстремальных условиях, готовностью переносить лишения. Система знаний, необходимых в профессиональной деятельности журналиста, с трудом поддается описанию, тем более составлению каких-либо перечней. Принципиально же важно выделить три области в «знаньевой» структуре личности журналиста. Во-первых, это такая «обширность познаний» в самых разных облас­тях, которая обычно называется энциклопедизмом. Во-вторых, это область профессионально-журналистского знания. В-третьих, это сфера специальных знаний, связанных с той областью жизни, которой непосредственно занимается журналист как узкий специалист. Деонтология - система представлений, характеризующая профессиональный долг жур­налиста. Деонтологической нормой является ясное самосознание журналиста, выработка гуманистической ориентации, анализ собственного опы­та журналистской деятельности. Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридичес­кой, экономической) располагает журналистика, редакционные коллек­тивы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за ха­рактер и последствия использования свободы. Для журналистики и журналиста ответственность носит как объектив­ный, так и субъективный характер. С объективной стороны - это совокупность требований, которые следует реализовать в соответствии с общест­венно-исторической необходимостью, с независящими от воли человека законами действительности; с субъективной - это понимание и готов­ность принять на себя журналистикой и журналистом совокупность обя­занностей, предписываемых законодательством, этическими кодексами, программами партий, в которых журналист состоит, направлением и ин­формационной политикой СМИ, сотрудником которого он является. Ответственность - это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью. Проблема гражданской ответственности внутренне сложна. Суть ее в осознании и стремлении максимально эффективно реализовать общенаци­ональные интересы, настроенность на решение проблем региона, страны, мира в интересах всех граждан, всего человечества. Прежде всего журналист ответствен за выработку своей гражданской позиции, системы социально-политических ориентиров, совокупности установок в сфере своей узкой специализации. Следовательно, для журналистики и журналиста на первое место выдвигается ответственность перед обществом за меру соответствия позиции и ее реализации объективным нуждам социального развития. Отсюда ответственность журналиста за полноту осведомления аудитории относительно происходящего в мире, за систему даваемых оценок и выводов. Гражданским долгом журналиста является и необходимость выступить против изданий и программ, если в них обнаружено отступление oт правды, ложные «ходы» в аргументации и выводах и другие наруше­ния требований объективности. К сфере гражданской ответственности относится и выбор СМИ с их направлением и особенностями информационной политики. Ответственное выполнение профессионального долга требует компетентности. Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так, наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, педагогическая этика. Особой областью профессиональной этики является и журна­листская этика. Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксиру­емые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. Общие этические принципы находят конкретное воплощение и стано­вятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для прак­тической деятельности в журналистике: журналист - аудитория, журна­лист - источник информации, журналист - персонаж его произведения, журналист - автор, журналист - редактор, журналист - редакционный коллектив, журналист - коллеги по профессии. Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Для правосознания журналистов, базирующегося на законодательст­ве страны во всем его объеме, особое значение имеет Закон РФ о средст­вах массовой информации и другие законы, связанные с функционирова­нием информационной сферы (о государственных тайнах и архивах, гласности и информации, об отдельных видах журналистики и т.д.), а так­же разделы уголовного, уголовно-процессуального и гражданского пра­ва, непосредственно затрагивающие деятельность журналистики. Основные права и обязанности журналиста, регулируемые правом, за­фиксированы в Законе РФ о средствах массовой информации и других актах. Они касаются всех сторон и этапов деятельности журналиста - и внутриредакционных отношений, и сбора, подготовки и публикации мате­риала, и последствий публикации. Преступлением против чести и достоинства граждан считается публи­кация, в которой содержится оскорбление (умышленное грубое униже­ние чести и достоинства личности, выраженное в нарочито неприличной форме) и клевета (дискредитация общественного авторитета личности путем распространения заведомо ложных, позорящих его сведений), ого­вор (ложное обвинение). При распространении их через СМИ обязатель­но должно последовать опровержение в том же СМИ. Злоупотреблением свободой массовой информации считается ис­пользование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал