![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическая часть. Тема: Морфология как часть грамматикиСтр 1 из 8Следующая ⇒
Занятие 1 Тема: Морфология как часть грамматики. Основные понятия морфологии Вопросы 1. Объект морфологии. Аспекты изучения слова в морфологии. 2. Грамматическое значение (ГЗ) слова. Сопоставить с лексическим и словообразовательным значением. 3. Понятие грамматической формы слова. Способы и средства образования грамматических форм слова. 4. Понятие морфологической парадигмы. 5. Грамматическая категория; двуплановая природа грамматической категории. 6. Понятие о частях речи в грамматике. Принципы выделения частей речи. 7. Особенности морфологического строя русского языка.
Практическая часть Задание 1. Чтобы слушатели яснее представили себе, что такое грамматическая форма и грамматическое значение, известный лингвист академик Лев Владимирович Щерба предложил студентам прокомментировать следующую фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Попытайтесь и вы сделать то же самое. Задание 2. Почему слова синий, синева, синеть имеют разное частеречное значение? Задание 3. Какие грамматические значения и какими грамматическими способами выражены в следующих случаях? Город – города, засыпать – заснуть, иду – шел, низкий – ниже, читать – читай, я – меня, достойный – самый достойный, плохой – хуже, делал – буду делать, сон – сна, бежал – бежал бы, угощу – угостишь. Задание 4. Выпишите отдельно синтетические, аналитические и супплетивные формы. Более современный, человек – люди, не возражал бы, спою, будем голосовать, давайте дружить, идти – шел, распечатают, интенсивнейший, брать, взять, пойдем, ищу – найду, экспансивнее, ребенок – дети, самый приветливый, ты – тебя. Задание 5. Во всех словоформах, употребленных в тексте, выделить грамматические форманты и определить их значение. Назвать исходную форму и часть речи каждого слова в тексте. Текст для анализа Великое множество домов, повыше и пониже, казавшихся отсюда совсем крошечными, сливаются воедино в неразбериху города. Она тонула в густейших сумерках. Виднелись редкие неподвижные огоньки и миниатюрные золоченые купола далеких церквей. Остальное было неразличимо. И вдруг всюду зажглись тысячи огней. Это был час, когда на улицах и площадях включают свет. Задание 6. Найти словоформы одной парадигмы, доказать: сладкий, сладость, сладчайший, сладенький, сладковатая, слаще, сладкого, более сладкий, сладости, сладковатый. Задание 7. Покажите на примерах, что перечисленные ниже слова могут быть разными частями речи: скучно, пора, раз, один, меньше, согласно, как, просто, ближе, грустно, вокруг, чуть.
Литература 1.Раздел «Введение в морфологию», «Предмет морфологии» в указанных учебниках по современному русскому языку / Под ред. Д.Э. Розенталя, П.А. Леканта, В.А. Белошапковой, Л.И.Рахмановой, В.Н. Суздальцевой. 2.Лекции.
|