Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. Сколько служебных частей речи в следующих предложениях?






1) Речка все-таки замерзла ночью, но вроде бы ничего не изменилось: была река тихой и осталась такой же. (5, 6, 7, 8). 2) Я шел по берегу и смотрел на хрупкий лед, но смог ли бы я что-нибудь увидеть на таком расстоянии! (6, 7, 8, 9).

Задание 2. В чем заключается принципиальная разница между предлогами и союзами? Проиллюстрируйте эту разницу на собственных примерах.

Задание 3. Определить, к каким частям речи относятся выделенные слова: существительные, предлоги, наречия, глаголы (деепричастия).

Вокруг стояла тишина. На основании из гранита стоит величественный памятник. На основании приказа он был переведен на другую должность. Опоздавший быстро шел по проходу, не смотря по сторонам. И взрослые, и дети собрались вокруг большого костра. Молодая семья жила дружно и согласно. «Я попрошу вас не вмешиваться в следствие» – резко сказал полковник. Впереди что-то зачернело. Вследствие больших потерь отряд отступил. Согласно сообщению прес-службы фестиваля награждение победителей состоится в Доме Кино. Женщины собрались в кружок, судя и рядя о происшедшем. Охотники прошли рощу вдоль и поперек. Навстречу шла женщина с мальчиком. По пути мы зашли на почту. Пестрым кругом вертелся хоровод. Судя по закату день завтра будет ветреным. Нам нужно поговорить в отношении плана научных работ. В отношении к новичку чувствовалась настороженность.

Задание 4. К каким группам по структуре и значению относятся данные союзы? Употребите их в контексте.

Не только … но и; несмотря на то что; а; и; не столько … сколько; как только; прежде чем; как; так как; ли; чем … тем; да и; или; едва …как; так что; если; чтобы; лишь бы.

Задание 5. В данных предложениях найдите частицы. Докажите принадлежность слова к частице.

Она была все-таки лучше всех. Её действительно не понимали. Просто не понимаю её. Что за жизнь у этого доктора. Какой вы смешной…. Ну и погода сегодня! Еще кусочек съешьте. Скорей бы она пришла. Что за глупость! Ничего себе строгости …. Но какая мощная крона! Как же старательно он работал. Встречаем ровно в половине девятого. Вот моя школа. Это случилось приблизительно неделю назад. Хвалили только её одну. Не могу отлучиться даже на часок. Я же предупреждал тебя об этом. Неужели уезжаешь? Как будто вы и хороший, душевный человек …. Пусть отдохнет немного. Разве мы не можем договориться?

Задание 6. В предложении «Она красавица» между подлежащим и сказуемым поставьте частицу. Сформулируйте оттенок смысла, который будет привнесен каждой частицей.

(Слова для вставки: тоже, даже, разве, вот, даже, только, лишь, ведь, именно, просто, почти, уже, еще и, пускай и, прямо, решительно, будто, все-таки, все же, чуть ли не, едва ли, совсем, хорошо бы, хоть бы, далеко не, не, вряд ли, все равно, всего-навсего, вообще, воистину).

Задание 7. Правильно ли употреблены подчеркнутые производные предлоги в предложениях? О каких особенностях отмеченных предлогов нужно знать, чтобы правильно использовать их в речи?

Ввиду сильных морозов вода в реке замерзла. Я не смогу прийти на репетицию вследствие занятости. Мы не успели на автобус благодаря опозданию поезда. Он переведен на новую должность согласно приказа директора.

Задание 8. В каких случаях производные предлоги употреблены правильно, а в каких неверно:

1) Вследствие болезни я отстал по математике. 2) Вследствие поездки в Москву на будущей неделе прошу дать мне отпуск на 5 дней. 3) Коля пропустил целую неделю ввиду болезни. 4) Ввиду ожидаемого приезда делегации актовый зал украсили цветами. 5) Благодаря упорному труду экзамены были сданы успешно. 6) Благодаря сильным ливням пшеница полегла.

Задание 9. Объясните разницу в написании слов. Употребите их в контексте.

В следствии – вследствие; в течение – в течении; на счет – насчет; наподобие – на подобие; несмотря (на) – не смотря (на); в продолжении – в продолжение; в виду – ввиду; в роде – вроде.

Задание 10. Продолжите примеры так, чтобы в одном случае получилось сложносочиненное предложение, а в другом – сложноподчиненное (используйте разные по значению союзы):

1) День выдался солнечный …

2) Дима боялся …

Задание 11. Продолжите примеры так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с разными по смыслу придаточными:

1) Просьба туристов была удовлетворена …

2) Он сказал …

Задание 12. С какими знаменательными частями речи соотносятся приведенные ниже вводно-модальные слова? Какой оттенок смысла придают они предложению? Употребите их в контексте.

Возможно, безусловно, видимо, несомненно, пожалуй, казалось, кажется, конечно, может, бесспорно, должно быть, вероятно.

Задание 13. Эмоциональными или побудительно-волевыми являются по значению следующие междометия? Употребите их в контексте.

Эх; эх ты; ой; ну-ка; послушайте; ишь ты; ну; батюшки; черт возьми; а ну; э-э; ату-ату; кыш; айда; о-о; бог ты мой; ба; ой-ой-ой; тсс.

Спасибо; здравствуй(те); прощай(те); до свидания; привет; честное слова; доброй ночи; пока; чао; пожалуйста; мерси и др.

Литература

Разделы «Предлоги. Союзы. Частицы. Модальные слова. междометия» в указанных учебниках по современному русскому языку / Под ред. Д.Э. Розенталя, П.А. Леканта, В.А. Белошапковой, Л.И.Рахмановой, В.Н. Суздальцевой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал