![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зз Месть и лесть // Российские вести, 1995. 21 июня
ной битвы «ради жизни на земле». Она более адекватна психоисторическому состоянию мирового сообщества в конце XX в. Характерно, что не возникло даже понятия «иракский синдром», тогда как «чеченский синдром», к сожалению, довольно распространенный диагноз. Обращение журналистов в ходе типично локального конфликта к символике тотальной войны и геноцида было проявлением профессиональной слепоты, если не профессиональной недобросовестности. В равной мере только профессиональной слепотой, если не профессиональной недобросовестностью, можно объяснить нередкие попытки подвести под однозначно положительный догмат принуждения к миру и этнические чистки под прикрытием международных войск, и экономическую блокаду до безоговорочной духовной капитуляции, а то и прямой геноцид. Самонадеянная манипуляция ментальной символикой только мешает установлению мифем, адекватных психоисторическому состоянию. Да и самого журналиста лишает разумного взгляда. Так, к примеру, никто из публицистов-менталитетчиков даже не предположил, что всплеск антиамериканских настроений был вызван долго сдерживаемой реакцией коллективного бессознательного на многолетнюю, неотступную и навязчивую пропаганду силы и славы чужого государства, а бомбардировка Сербии послужила только поводом. Получается, что продуктивная и ответственная работа с мифемами — это пробный камень классности профессионала. Хотя мифологический текст может быть создан и использован с откровенно манипулятивными целями, это не отменяет его значимости и необходимости в контексте массовой коммуникации и журналистского творчества. Дело в том, что некоторые содержания колллективного бессознательного не могут быть выведены на поверхность и восприняты иначе, чем в символической форме. Это относится к тем архетипическим установкам, которые необходимы для ментального здоровья общества и потому в любые времена должны находить для себя актуальное и остросовременное выражение. Жизнь социума должна быть осмыслена с точки зрения высших ценностей. Психопаталогия отсутствия цели и смысла жизни может поразить и отдельного человека («лишние люди»), и социальную группу («потерянное поколение»), и общество в целом, которое, лишаясь консолидирующих идей, становится неспособным противостоять саморазрушению (падение Римской империи). Умение видеть жизнь и ее проявления «под знаком высших ценностей» составляет одну из важнейших профессиональных способностей журналиста, которая не должна быть утрачена хотя бы ради самосохранения общины. По такому принципу строится, например, «Лирический репортаж: МОСКВА — 06.09.97»: «Улица, которая ведет к Храму, называется Волхонка. И вот она переполнена людьми... Разумеется, многих привело сюда простое любопытство. Многие пришли " за компанию". Многие — из интереса и не угадаешь какого. Но независимо от того, сколько нашлось таких, кто стремится к Храму, чтобы в силе и славе Христа Спасителя разрешить смятение души, именно их особенное состояние сердца, казалось, задало самый ритм дыхания толпы. В том и смысл общинного празднества, чтобы в общей радости, раскрывающей души, принять как свое глубинное переживание тех собратьев, чье утонченное чувство и взыскующий разум раньше других ощутили перспективу народной жизни. И этому бесконтрольному, не вполне осознаваемому даже зарождению надежды и согласия придала высокую энергию и завершенность сама белая громада, мощно держащая в ночном небе золото своих осененных крестами куполов»34. Здесь тоже можно найти приемы синкретического/пралогического мышления: аллюзии, аналогии, идиомы, предельно широкие обобщения на основе единичного события и т.п. Это тоже переживание сопричастности, но сопричастности высокому и прекрасному, вселяющему уверенность в будущее общины и личное будущее. Поэтизация действительности — характерная черта мифологического текста, ориентированного на позитивные ценности. Насколько бы ни было общество прагматично и индивидуалистично, люди зависят от Истины, Добра и Красоты в гораздо большей степени, чем им кажется, особенно в осмыслении онтологических вопросов жизни: горя, счастья, случайности, долга, жертвы, утраты, награды, наказания, судьбы и т.п. Даже если человек никогда об этом не рассуждает, его бессознательное должно иметь ответы на эти вопросы, иначе сознание не справится с грузом тех неожиданностей, разочарований, спадов и подъемов, которые случаются в жизни. В нормально функционирующем обществе действует система духовных ценностей, сакральных догм, житейских правил. Им, конечно, не следуют слепо, но устанавливается, как сказали бы биологи, «норма реакции». И мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании этой нормы путем воспроизведения и обновления коллективных символов. И читатель, и журналист, соскальзывая в пралогическое мышление, испытывают облегчение и даже удовольствие. Ситуация в таком случае воспринимается красочнее, понимается проще, эмоции обостряются, а поведение словно бы переводится на автопилот. Следовать за коллективным бессознательным — самое 34 Российские вести. 1997. 9 сент. приятное из того, в чем состоит творчество-в-процессе-коммуни-цирования. И чем безогляднее погружение, тем сильнее ьакал чувств, доводящий в пределе до эйфории или исступления. Это путь в такие глубины массовой коммуникации, которые можно осветить только с помощью прецедентов первобытности. К примеру, туземцы Новой Каледонии, готовясь к походу на соседнюю деревню, разжигали себя массовым танцем под диалог племени с военачальником: — Атакуем ли мы наших врагов? -Да! — Сильны ли они? — Нет! — Мужественны ли они? — Нет! — Мы их убьем? -Да! — Мы их съедим? — Да! 35 И если вдуматься и вглядеться прямым взором, сквозь лоск и электронность актуальной пропагандистской кампании может проступить та же самая кровожадно-первобытная схема. Да и сам журналист вдруг поймает себя на том, что как заведенный вскрикивает: «Да-Нет», — да еще и приплясывает. Когда это циничная манипуляция или заведомая ложь, рассуждать не о чем, тут остается место только для юридического преследования или нравственого отчуждения. Иное дело, когда «не ведают, что творят». Журналисту нельзя отрешаться от глубинных психических механизмов творчества-в-поцессе-коммуни-цирования. Но бессознательное потому так и называется, что не очевидно и может быть осознано только опосредованно, только до или после включенного наблюдения. Журналист в этом смысле всю жизнь ходит по краю. И в полном соответствии с поговоркой «знай край, да не падай», чтобы не упасть, ему мало одной честности, он должен — знать. Ему следует заранее изучить символы, ритуалы, традиции и переломные моменты духовной жизни своей аудитории и ввести их в общий контекст мифологических схем и мистических учений человеческой цивилизации. Это удерживает от соблазнов политического мистицизма и помогает сохранить трезвость взгляда на харизматических лидеров и «судьбоносные решения». Более того, журналист получает возможность обратным светом мифологии выделить в актуальных событиях бессознательно-первобытную логику и психологию политических вождей и движений. К примеру, обозрение «Царь- 35 Цит. по: Плеханов Г.В. Поли. собр. соч. М., 1928. Т. XXIV. С. 375—376. жрец или клерк» в политическом еженедельнике рассматривает первобытный прецедент: «Немийский Царь Леса, он же жрец Дианы-охотницы, которому соплеменники поклонялись как земному мужу богини... вел на самом деле жизнь бессменного часового у Священного дуба. По обычаю, любой, кто сумел бы подобраться и сломить " золотую ветвь" с дерева власти, получал ритуальное право убить обоготворявшегося властителя и занять его место... Поэтому царь-жрец... старался загодя убивать каждого подозрительного, но знал, что в конце концов все равно станет жертвой легитимного убийства... Жуткий этот образ жизни абсолютная власть способна развернуть и в XX веке. Кто не верит в " бабушкины сказки", пусть вспомнит И.В. Сталина. Песни типа: " Текут многоводные реки. Цветут плодородные степи. Весенние зори сверкают над нашим счастливым жильем. Споем же, товарищи, песню о самом большом Человеке..." Убийство Кирова (1934), казнь Бухарина (1936), процесс НА. Вознесенского (1949)... Страх покушения и затворничество в последние годы жизни. Торжествующий крик Берии: " Тиран умер! Умер! " — над неостывшим трупом " вождя, учителя и друга". И речь Хрущева на XX съезде КПСС... Дело не в том, на что похожа неусыпная забота Президента (Ельцина Б.Н.) о " сдержках и противовесах", из-за которой ни Гайдару, ни Чубайсу, ни Лебедю, ни Черномырдину в общем-то не дали стать крупными самостоятельными деятелями, а в президентском окружении не осталось ни одной масштабной фигуры... Мистика власти любую политику низводит до первобытных отношений... И не только во мгле веков. Харизма " железной леди" Маргарет Тэтчер срабатывала словно " золотая ветвь" из Немийского леса. Тот же эффект вызывал ковбойский антисоветизм Рональда Рейгана»36. Но, может быть, всего важнее то, что вместе со старательным изучением аниматизма, мифологии, мистических учений и т.п. приходит знание ментальных механизмов психики и понимание менталитета аудитории. Тому есть примеры и в науке, и в журналистике. Замечательный археолог БА. Рыбаков (1908—2001) зафиксировал сохранявшийся в духовной жизни России до XX в. феномен двоеверия, то есть слияния в мировоззрении людей двух живых религий — язычества и христианства. Он склонен объяснять, в частности, общепризнанную мощь русского искусства (вплоть до классической литературы XIX в.) прежде всего или почти исключительно художественной потенцией языческого мироощущения. Ученый предъявляет наглядные свидетельства того, что «глубина народной памяти измеряется тысячелетиями», и подчеркивает, что преодоление застарелых установок соверша- 36 Пронин Е., Пронина Е. Царь-жрец или клерк // Декада. 1998. 22 апр. ется долгим путем последовательного раскрывания их мистической первоосновы и замещения осознаваемой духовностью37. Но какое отношение эта глубоко фундированная теория имеет к творчеству-в-процессе-коммуницирования? Писатель-публицист В.К. Васильев, выступая на Международной конференции по проблемам ментального здоровья (Красноярск, 1992) высветил феномен, по его терминологии, «раскола национального сознания» и определил его как «синдром гражданской войны». «Демонстрационным материалом, — говорил он, — могут послужить телевизионные трансляции со съездов и заседаний Верховного Совета, других политических собраний. Словно в стеклянной банке или аквариуме видно, как каждый каждого ментально приговаривает к смерти, а потом выжидает, когда создадутся объективные условия, позволяющие действовать. И становится ясно, что однажды ментальные приговоры начнут фактически претворяться в жизнь. А уж тогда придется браться за оружие. Тогда эту ментальную болезнь увидят все. И не только по телевизору». Тоже некое фундированное построение. Но через полтора года после такого «телевизионного диагноза» страну потряс расстрел парламента 6 октября 1993 года. Для классного журналиста в массовой коммуникации раскрывается менталитет народа. Пропагандистские операции на открытом менталитете возможны. Но даже ближайшие их результаты всегда неоднозначны, а уж отдаленные последствия просто не-представимы. Поэтому любая самонадеянность в этом вопросе — знак психического срыва и основание для сугубой обеспокоенности профессионального сознания. Подстраховывает от ментального сбоя, как ни парадоксально, только само коллективное бессознательное, только доверие журналиста к собственной ментальное™. Психологическое наследование у всех людей и всех народов совершается через давний пример и признание исторической оправданности духовных ценностей и стиля жизни предков, и журналист не может быть исключением. Для него это, помимо всего прочего, вопрос личного психического здоровья. Отклонения, как было показано, возможны и в ту и в другую сторону. И суть не в превознесении духовных ценностей и стиля жизни предков, а в признании их исторической оправданности. Это тонкий момент включения сознания в переживание журналистом психоисторической ситуации, благодаря которому его работа с мифологическими текстами становится безопасной и для общества, и для него самого. Не открещиваться от коллективного бессознательного дблжно профессиональному журналисту, а разумно выбирать и ответственно применять тек- 37 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М, 1981. сты мифологического типа, когда от этого зависит компенсация психоисторической ситуации. Тут важно свободно ориентироваться в трех аспектах подготовки мифологического текста: во-первых, четко представлять социально-коммуникативные функции мифемы, во-вторых, ясно понимать, какие базовые психические процессы при этом приводятся в действие, в-третьих, уверенно владеть выразительными средствами стимулирования синкрети-ческого/пралогического мышления. Трехаспектный набор характеристик мифологического текста можно представить в виде своего рода реестровой таблицы:
|