Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Птицы и камень






 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Удивителен морской берег во всей его не­объятной красе. Здесь гармонично сочетаются, казалось бы, совершенно противоположные друг другу элементы разных стихий. С одной стороны, раскаленный песок — неумолимый и беспощадный воин разрушительной Пусты­ни. С другой стороны, прохладная вода — жи­вотворящая сила созидателя форм Мирового Океана. Точно смерть и жизнь переплелись в этом месте, создавая необычные условия су­ществования для тех, кто находится по воле судьбы на границе их миров.

Отшлифованные до блеска гладкие камни и камешки, разбросанные вдоль берега, пре­тендовали на звание долгожителей столь таин­ственного Портала. И казалось, кому как не им должны быть ведомы главные тайны сего бы­тия. Но так ли это на самом деле? Ведали ли они о том, что находилось за пределами зани­маемого ими пространства?

Камень есть камень, как говорится твер­дое ископаемое. Когда-то он являлся частью огромной скалы, упиравшейся своей верши­ной в само Небо. Однако, пребывая в единст­ве, камень мечтал о самостоятельности. Мно­гочисленные трещины сомнений со временем сделали свою разрушительную работу, воплотив тем самым его мечту в реальность. Но долгожданная самостоятельность оказа­лось не такой уж радостной, как он представ­лял. Каждый день стихии, точно соревнуясь, стали испытывать его на прочность. Камень распирало от злости и обиды. Он отчаянно сопротивлялся ветру, отслаивавшему его пес­чинки и постепенно превращающему его в пыль. Он супротивничал солнцу, накаляв­шему его поверхность. Камень противостоял даже воде, к которой тайно тяготел, особенно когда она омывала его своей живительной прохладой, спасая от палящих лучей солнца. Ему нравилось быть столь непреступной сущ­ностью даже перед ритмично накатывающи­мися волнами.

Камень гордился собой, своей формой, сво­ей независимостью. Посмеивался над песком, которым легко управляли стихии. Он и не по­дозревал, что со временем и его постигнет та же участь.

Большую часть своих дней камень скучал, глядя на угнетающее однообразие и монотон­ность окружающего ландшафта. Иногда он за­бавлял себя вопросом: «А в чем же смысл?» Ча­сто, созерцая полеты птиц, камень завидовал их свободе и легкости, с которой они достига­ют самых лучезарных высот и неведомых заоб­лачных далей. Бывали секунды, когда он жаж­дал обменять всю свою долгую тоскливую жизнь на краткий миг их восхитительного, стремительного полета.

Так и проживал камень все свое «валунное» бытие в себе и только для себя. Он даже не за­мечал, в какое удивительное и таинственное место забросила его судьба. Он не видел, сколько сил и времени тратили на него солнце, ветер и вода, чтобы преобразовать его глупую, твердую сущность в качественно новое состоя­ние. Уж слишком прочна была его гордыня на протяжении веков. Уж слишком тяжела была его материя.

Видимо поэтому камням, лежащим на сты­ке двух миров, ведома лишь собственная буд­ничная жизнь. И хотя у некоторых из них внешние грани давно уже идеально отшлифо­ваны, все же внутри они остаются всего-навсе­го камнем.


Я подкинул камень,

А он упал.

Я подкинул птицу,

И она полетела.

Ригден Джаппо

 

На переполненном пляже копошилась большая, пестрая толпа людей. Сверху она казалась еди­ной живой массой, скопившейся здесь ис­ключительно ради желания получить удоволь­ствие от даров природы. И это понятно. Солн­це, воздух и вода — что может быть лучше и заманчивее в жаркую летнюю пору? Разве только горы. Но это, как говорится, удел для избранных.

Если приблизиться к этой причудливой массе, то можно разглядеть группки разных людей, чем-то схожих разговорами и поведе­нием. Ну, а если проникнуть в ее гущу, то вполне можно рассмотреть и отдельных индивидов. Каждый из них, безусловно, раз­нился друг от друга не только внешностью, но и своей жизнью. Однако, если повнима­тельнее присмотреться, то можно обнару­жить, что даже сия так называемая индиви­дуальность находилась на одном и том же фундаменте одних и тех же нескончаемых че­ловеческих проблем, желаний и потребнос­тей. Даже немного скучновато от такого со­зерцания однотипных мыслей о бытии насущном, облаченных разве что в разные фор­мы. Наверное, поэтому, когда среди такой массы штампованных «индивидуальностей» появляется действительно Личность — Homo Verus (Человек Настоящий), — даже боги пе­рестают зевать от людской многовековой од­нообразности и с интересом начинают сле­дить за ходом изменяющихся судеб и развива­ющихся событий.

Но если для богов Homo Verus сияет среди толпы, как гигантский алмаз посреди дорож­ной пыли, то людям разглядеть его трудно. Уж слишком толсты да кривы их линзы собст­венного высокомерия. Все окружающее им кажется мелким и никчемным. И лишь чис­тый взор, полный «силы любви», без труда рассмотрит сквозь безликость серой массы многогранный алмаз, то Сущее, что помогает двуногому животному стать Человеком На­стоящим.

Погода стояла великолепная. И сегодня все было так же, как и год, и век, и тысячеле­тие назад. Разве только людей стало поболь­ше, одежда иная, да и говорили они на других языках, хотя смысл речей не изменился. От­дыхающие все так же грели свои тела на сол­нышке, периодически охлаждая их в про­хладной воде. Детвора все так же резвилась возле кромки моря, со смехом и визгом убе­гая от накатывающихся волн. И вокруг стоял все тот же причудливый гомон. Кто-то кого-то звал, где-то раздавался задорный смех ве­селившейся молодежи. И все эти неумолкаемые человеческие шумы, как и в прошлые времена, сливались с ритмичным прибоем волн да криками кружащих над морем бело­снежных чаек.

Недалеко от большого скопления отдыха­ющих лежал белокурый мужчина, подставив свою спину под теплые лучи утреннего солн­ца. Он дремал. Метрах в двадцати от него рас­полагалась компания из четырех мужчин кав­казской национальности и молодой светло­волосой женщины с четырехлетней девочкой. Взрослые распивали вино. С каждым бокалом их смех становился все громче, движения рас­кованнее, а речи горячее. Ребенок постоянно ерзал на месте, выводя молодую мать из тер­пения своими нескончаемыми просьбами. Девчушка не понимала, почему мама и чужие дяди так долго едят и пьют, когда гораздо ин­тереснее поиграть, попрыгать или просто по­хлопать в «ладушки». В конце концов, ей на­скучило сидеть. Она взяла свою единствен­ную игрушку — синюю лопатку, которую нашла в песочнице, и побежала к морю. Ее мать лишь небрежно обернулась, кинув нена­вистный взгляд в сторону убегающего ребен­ка, а затем снова растянула свои молодые губ­ки в очаровательной улыбке, повернувшись к своим щедрым случайным знакомым.

Девочка вприпрыжку приблизилась к мо­рю. Пошлепала ножками по воде. Пробежа­лась по берегу в одну сторону, потом в другую. Побарахталась на мелководье, пока зубы не стали выбивать мелкую дрожь. Потом погрелась на солнышке, подражая взрослым. И ста­ла сооружать из песка домики, украшая их ра­кушками да камешками. И чем выше она пы­талась их соорудить, тем чаще они рушились под тяжестью сырого материала. Девочка сер­дилась, кривила губки, все разбивала и вновь приступала к сооружению недолговечных конструкций. В одной из своих неудачных по­пыток она раскидала песок возведенного оче­редного домика в разные стороны. Часть его случайно попала на спину лежащего невдале­ке мужчины.

— Макс?! Опять ты! Ну сколько можно?

Мужчина повернул голову к девочке.

— Ну что тебе еще от меня надо?

Девочка с удивлением уставилась в глаза мужчине. Потом ее как-то неестественно пере­дернуло, и она часто-часто заморгала. И, нако­нец, произнесла изменившимся более грубым голосом:

— Сэнсэй?!

— Он самый, — устало произнес мужчина и, глянув на песочные кучки, с грустью усмехнул­ся. — А ты, я смотрю, до сих пор возводишь свои замки на песке?

— Замки?

Макс оглянулся и даже привстал.

— Где я? — никак не мог он прийти в себя, испуганно озираясь по сторонам.

— Где, где... На Земле, естественно. Где тебе еще быть? — нехотя ответил Сэнсэй.

Тут Макс увидел свои детские ручки и даже отшатнулся, словно от чужих.

— Что это со мной?!

— Да что с тобой может статься, кроме того, что уже имеется.

— Нет, правда, Сэнсэй?! Что это еще за фо­кусы? Это что, гипноз?

— Гипноз? Фокусы?! — Сэнсэй усмех­нулся, развернулся и присел на песок. — Добро пожало­вать в мир твоей реальности! Как ты там го­ворил: «Жизнь такова: либо се ля вы, либо се ля вас».

— Да нет, Сэнсэй, кроме шуток, — испуган­но водил глазами Макс вокруг. — Где это я? Что со мной случилось? Как я здесь оказался? Что за ерунда?

— Ерунда?! — ухмыльнулся Сэнсэй.

Но ухмылка тут же пропала с его лица. Он серьезно посмотрел на Макса глазами, полны­ми строгости и укора.

— А ты вспомни.

Макс зажмурился больше от страха, чем от попыток что-либо вспомнить. В темноте он почувствовал себя даже лучше, чем в пугаю­щей невероятной действительности. Но чем больше успокаивался, тем чаще стали прояв­ляться в его сознании фрагменты какой-то запредельной, глубинной памяти. Эта память была необычной, живой и реальной.

 

* * *

Макс ощутил себя в салоне собственного нового автомобиля, купленного буквально два месяца назад. К нему вернулось чувство удовлетворения жизнью. Наконец-то он до­стиг своей долгожданной мечты — стал по-настоящему богатым. Перед ним открылись большие перспективы. И воображение рисо­вало ему красочное будущее. В руках он с гор­достью сжимал новенький руль, пахнущий кожей. Макс возвращался домой. И не в ка­кую-то там замшелую комнатушку, а в рос­кошный особняк. Всего полгода назад он вы­купил его и сделал шикарный евроремонт на зависть всем своим друзьям. Но главное — че­рез подставных лиц переоформил на себя фирму разоренного им друга, которая обеспе­чит ему, как он думал, безбедное существова­ние на долгие годы.

Макса переполняло чувство довольства собой. Он включил погромче радио, где зву­чал новомодный хит и стал напевать себе под нос мелодию. Жизнь наконец-то удалась! И все же, где-то глубоко внутри, было как-то дискомфортно. Оттуда зарождалось неприятное ощу­щение, что он все-таки упустил что-то очень важное. Хотя золотая мечта и реализовалась, у Макса почему-то не было чувства полного удовлетворения. Да, он достиг желаемого. Однако не получил ожидаемого ощущения всеобъемлющего счастья, мечта о котором так долго прельщала его мысли. Почему? Сомнения относительно своего счастья как-то сами собой стали всплывать на поверх­ность сознания, точно поднимаясь из неиз­веданных глубин его «я». Макс пытался им сопротивляться, переводя мысли на обре­тенные материальные блага. Но это внутрен­нее Нечто неумолимо наступало на империю Эго, порождая невыносимую боль в груди. Что же не так? Макс терялся в догадках, оты­скивая причины подобного тревожного со­стояния.

Из-за поворота на огромной скорости вы­летел джип. Он несся навстречу прямо в лоб. Глаза Макса расширились от ужаса. Сердце бешено заколотилось в груди. Руки вмиг по­холодели. Расстояние неумолимо сокраща­лось. Яркий свет фар джипа осветил кабину новенького салона автомобиля Макса. Он резко крутанул руль, пытаясь уйти от столк­новения. Машину завертело. В сумасшедшем вираже у Макса захватило дух, словно вертело не автомобиль, а саму прожитую жизнь. Он беспомощно болтался в этой скорлупе своих долгожданных иллюзий и не мог спастись от холодящей душу неумолимой реальности. Животный страх сковал его тело, а в голове промелькнула лишь одна единственная, дав­но забытая им фраза Сэнсэя: «Жизнь — это иллюзия самообмана». И точно в подтвержде­ние ее Макс почувствовал мощный, невыно­симо болезненный удар. Он так и не понял, был ли этот удар снаружи или его душа разо­рвалась в этот миг на части.

 

* * *

Девочка отчаянно встряхнула головой, точ­но пытаясь избавиться от кошмарного сна.

— Не может быть, — прошептал Макс, ужаснувшись своей догадке.

Руки его слегка тряслись. Он ощущал такой же панический страх крушения всех надежд, как и тогда в автомобиле. Холодный пот высту­пил на вздрагивающем тельце. Невыносимая душевная боль с новой силой давила на грудь, сохраняя свою щемящую остроту даже в этой странной реальности.

— Не может быть, — вновь повторил Макс, попытавшись успокоиться. — Нет, нет... Если я думаю, значит, я живой... Навер­ное, я без сознания или в больнице и это мне все снится.

— Ага, а я твой самый лучший кошмар! — усмехнулся Сэнсэй. — Эх, человеки... Огля­нись по периметру, спящая красавица! Что ты там бормотал тогда по поводу фактов? Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавиться. Ну давай, попробуй теперь изба­виться от очевидного.

— «Очевидного»?! «Тогда»?! Я что, действительно умер? — запаниковал Макс. — Умер, да?!

— Ой, Макс, я понимаю, что каждый имеет пра­во на глупость. Но нужно же пользоваться ею умеренно.

— Нет, я что, действительно умер?! Умер?!

— Да что ты заладил «умер, умер»!.. По край­ней мере, я тебя вижу в теле, — с улыбкой про­молвил Сэнсэй.

— В теле?

Макс перепугано стал разглядывать свое те­ло, ощупывая его детскими ручками, как будто не веря самому себе.

— Но... это же... это же не я...

Когда он добрался до нижней части туло­вища, глаза его еще больше округлились. Он перепуганно посмотрел вниз, потом на Сэн­сэя и полушепотом, словно под страшным секретом, сообщил ошеломившую его но­вость:

— Оно же... оно же... женское!

Сэнсэй не удержался, глядя на его лицо, и расхохотался.

— А ты что хотел? Что заслужил!

— Что заслужил?!

Ужасу Макса не было предела. Он всегда считал женщин низшими созданиями, кото­рые сотворены исключительно для обслужива­ния и удовлетворения его мужской персоны. «Заслужил... заслужил... заслужил...», — про­неслось вихрем в его голове, увлекая сознание в неведомый стремительный круговорот. После яркой вспышки Макс снова ощутил се­бя в родном теле. Он стоял в спортзале, в тол­пе, окружающей Учителя.

— Каждый получает то, что заслужива­ет, — ответил Сэнсэй на очередной вопрос Макса. — Если ты не изменился внутренне при жизни к лучшему и не доказал Богу, что ты — Человек, а не животное, то, соответст­венно, и получаешь участь животного, толь­ко еще в более худших условиях. Как гово­рится, каковы твои деяния, таковы и Божьи воздаяния.

— Но человек может покаяться, я знаю, ну вроде как перед смертью, и будет прощен. Счи­тается, что Бог всепрощающий.

— Знаешь, есть такая хорошая русская по­словица: «И в раскаянье проку мало, если раскаянье опоздало». Да, Бог всепрощающий. Но если ты собираешься откладывать Бога на неопределенное «потом», удовлетворяя свою животную прихоть, и придешь к Нему с пустой корзиной, на дне которой будет валяться твое жалкое раскаяние, то будь уверен — и Бог от­ложит тебя на неопределенное «потом».

— Нет, ну почему же я буду откладывать на неопределенное «потом»? Вот, традиционно к старости...

— К старости? А ты уверен, что доживешь до нее? С чего ты взял, что будешь знать, когда наступит твой последний день? Ведь смерть те­бя не спросит, придет да скосит. И на что тебя хватит? Осмыслить, насколько глупо и ник­чемно потратил отведенное тебе время, так и не совершив главного, ради чего ты пришел в эту жизнь?!

— Да, — пробасил стоящий рядом Володя, командир подразделения спецназа. — Перед смертью не надышишься, а после — поздно ду­мать о враче.

— Совершенно верно, — подтвердил Сэнсэй.
Макс не нашелся, что ответить. Возникла долгая пауза.

— Все-таки обидно, что человеческий век столь короток, — заметил Андрей, друг Мак­са. — Вон, какое-то дурацкое дерево секвойя живет до четырех тысяч лет. А ты и сотку с тру­дом натягиваешь!

— Ну почему же дурацкое дерево? — произ­нес Сэнсэй. — Вполне прекрасное и полезное. А насчет скоротечности жизни... Люди и так не в меру ленивы, а если им отпустить го­раздо больше времени, они вообще утонут в материи.

— Вы правы, — задумчиво произнес пол­ненький мужчина лет пятидесяти, один из слу­шателей беседы. Ребята за глаза называли его «Вареник», так как его лицо с пухлой, выпя­ченной нижней губой чем-то напоминало этот продукт. — Осознание кратковременности жизни и неизбежности смерти заставляет чело­века ценить жизнь и использовать время пло­дотворно.

— Смерть точно подводит своеобразный итог прожитого, — промолвил Володя.

— И побуждающее действует на живущих, — добавил «Ва­реник».

— Совершенно верно, — вновь подтвердил Сэнсэй. — Осознание неизбежной тленности своего тела заставляет искать ответы на вопро­сы о вечности, заставляет шевелиться в духов­ном развитии и изменяться внутренне. Для то­го смерть и дана человеку, чтобы, помня об ее неминуемости, он научился понимать свою сущность, научился преобразовывать себя и свою природу, ценить отведенное ему время для духовного созревания. Смерть — это свое­го рода дверь в настоящую реальность. И об­щий итог прожитого подводится именно по на­копленным духовным богатствам человека. То, что ты насобираешь здесь за жизнь, такая ре­альность ожидает тебя за дверью.

— Да, но почему в нас так крепко сидит стремление обеспечить себе будущее, точно мы собираемся жить вечно? — спросил «Ва­реник».

— Потому что, по большому счету, эти стремления идут из глубины подсознания. Они исходят из самой души. А душа всегда стремится соединиться с Богом, то есть обес­печить себе долгожданное будущее, а не мы­каться в мгновеньях по разным телам. Но на­ша материя через разум человека все время пытается поставить это глубинное стремле­ние на собственную службу, службу Эго. Оттого человек почти никогда не бывает удовлетворен тем, чего достигает внешне в жизни. Ибо истинные сокровища для обес­печения будущего — духовные, а не матери­альные.

— Даже как-то не верится, что все мы когда-то умрем, — промолвил парень, стоящий за Максом.

— Почему когда-то? Никто не ведает, что с ним может случиться через минуту. Но разве вопрос в нитях судьбы? Вопрос в том, с каким багажом мы предстанем перед реальностью. Людей тянет к вечной жизни, поскольку в них самих заключена частичка вечности. Но разум со своим животным началом эту внутреннюю тягу перелопачивает на свой манер — к вечной жизни в теле, естественно на Земле, посколь­ку другая реальность, кроме этого пространст­ва, животному началу неизвестна, да и непри­емлема...

Уж как только люди не наловчились сами се­бя обманывать! Многие думают: «Зачем в духовном упражняться, молитвами, медитация­ми заниматься, мысль под строгим контролем держать, да и хоть просто возлюбить ближнего? Жизнь на это потрачу. А вдруг она дается толь­ко один раз? Вдруг после смерти — лишь гроб и земля сырая, в которой истлеешь сам, и гроб в труху превратится».

Некоторые из присутствующих, в том числе и Макс, того не замечая, одновременно поту­пили взоры. Видно, сказанное Сэнсэем явно совпадало с их мыслями.

— Не правда ли, самый крутой довод жи­вотного начала, чтобы подавить в разуме всплески души и усилить тягу к миру мате­рии?! Другие же люди просто стараются не ду­мать о смерти. Пытаются уйти от этой свербя­щей, тревожащей мысли по методу страуса — спрятал голову в песок и кажется, опасности нет. Глупости все это! Почитайте житие свя­тых. Возьмите хотя бы Серафима Саровского. Он гроб у себя в келье держал, чтобы перед глазами было постоянное напоминание о смертности тела. Святые люди не витали в иллюзиях относительно мирского будущего. Их жизнь была — сегодняшний день. Они все­гда ожидали, что именно сегодня предстанут перед Судом Всевышнего, потому и старались на духовной стезе, потому и результаты имели по пробуждению «силы Любви». А отсюда и их чудеса проистекали, излечения людей как ду­ховные, так и телесные... Основная же масса оставляет дела свои духовные на «завтра», да­же не задумываясь, что для них это «завтра» может никогда не наступить... Вся печаль, что каждый в свой час понимает безвозвратность ушедших ценных мгновений, да поздно ста­новится, слишком поздно...

 

* * *

«Слишком поздно, слишком поздно...», — отдавалось эхом в голове у Макса. Перед внут­ренним взором мелькали картины прошлой жизни. Какие-то яркие моменты наиболее по­трясающих эмоциональных впечатлений впе­ремешку с его мыслями, а также различными образами бывших друзей, родных и близких. В некоторых местах картинки замедлялись. И в большинстве случаев это было связано именно с Сэнсэем. Макс словно раздвоился, заново переживая данные мгновения. Теперь он уже смотрел на эти события совершенно под другим углом зрения. И если в той жизни Макс оценивал происходящее со стороны сво­его материального бытия, то сейчас именно с позиции своей души...

 

* * *

 

Макс попал на тренировки Сэнсэя можно сказать случайно. Просто он так много о нем уже слышал, что решил вместе со своим дру­гом посетить эту секцию по восточным едино­борствам, уже ставшую в их городе легендар­ной. Пришли, посмотрели да так и остались. И если друга больше тянуло к боевому искус­ству, то Макса занимала необычная филосо­фия самого Сэнсэя. Макс был достаточно эрудирован, начитан и философски подкован, сказывались профессорские корни его семьи. Поэтому в лице Сэнсэя он нашел действитель­но достойного себе собеседника и оппонента для своих догм.

Неординарное мировоззрение Сэнсэя все больше захватывало любознательный ум Макса. Он верил и одновременно не верил услышанному. Верил, скорее, как-то изнут­ри, руководствуясь лишь отдаленными инту­итивными чувствами. А не верил именно ло­гикой, умом, подвергая все сказанное Сэн­сэем сомнению и пытаясь отыскать этому свои доказательства, подтверждения в лите­ратуре, в жизни, собственным опытом и ощу­щениями.

Как-то раз он случайно услышал за дверью разговор Володи и Сэнсэя по поводу его ком­пании.

— Зачем ты возишься с ними, как с малы­ми детьми? Только время зря тратишь. Да раз­ве из них выйдет что-нибудь путное? Они же ленивы! Работать даже над телом не хотят, не то что над духовным. Вечно их сомнения гложут! Все колотятся, думают, что из них здесь хотят вылепить что-то такое непонят­ное, развести их драгоценную персону... Да кому они нужны, кроме самих себя люби­мых?! Хотят познавать себя — пусть познают! А если не хотят — флаг им в руки! Чего ты на них распыляешься?! Возьми хотя бы Макса, вечно в чем-то сомневается...

— Нет, Володя. Если человек сомневается, значит ищет. А раз есть стремление искать, значит, есть желание познать... Внутри него — противостояние двух мощных начал. С одной стороны, душа трепещет, звенит, как колокол, покоя не дает. А с другой стороны, материя да­вит полным набором. Вот и получается, что для него постоянные сомнения в порядке ве­щей, так сказать издержки внутреннего кон­фликта.

— Раз он не тверд в выборе, значит и шан­сов у него нет.

— Шансов вырваться, конечно, маловато. Но все же есть. Все в его руках.

Макс, слушая весь этот закулисный разго­вор, пребывал в смятении. То в нем вскипала злость, то вспыхивала некая обреченность, то его радовало заступничество Сэнсэя. И, на­конец, последние слова Сэнсэя окончательно его воодушевили, пробуждая в нем родной дух поиска. «Да, все в моих руках!!!»

 

* * *

Дни пробегали, мгновения улетучивались, а Макс все колебался, как маятник, из сторо­ны в сторону от материального к духовному. Его мятежная сущность никак не могла обре­сти точку опоры. Он метался в поисках отве­тов на свои вопросы. Натыкался на разные ва­рианты. Подвергал одно за другим сомнению и вновь оставался один на один с теми же во­просами. Это становилось его естественным состоянием. Однако, пребывая рядом с Сэн­сэем, он ощущал себя другим. Он не мог ниче­го объяснить, но чувствовал необычное спо­койствие... Иногда Макс слушал Сэнсэя, но совершенно не слышал его. Скорее ему нравилось просто звучание их обоюдного диа­лога. Но бывали и такие моменты, когда Эго отпускало свои узды, и Макс не только слы­шал, что говорил Сэнсэй, но и чувствовал, как трепещет его собственная душа, наполняя те­ло необыкновенной радостью. Такие моменты и всплывали сейчас из глубинной памяти. Моменты встреч, где важны были даже не са­ми слова, а то, что происходило в душе, ка­кой-то внутренний всплеск, во время которо­го разум заполняла любовь ко всему сущему, а животное начало временно уступало свои позиции.

Макс снова четко услышал слова Сэнсэя, уводящие его в те незабываемые мгновения прожитой жизни. В тот день со своим другом он остался на дополнительные занятия исклю­чительно ради интереса поболтать с Сэнсэем после тренировки.

А начались эти нерегулярные посещения дополнительных занятий с того, что однаж­ды, случайно задержавшись после обычной тренировки, Макс услышал, как личные уче­ники Сэнсэя обсуждали между собой доволь­но-таки интересную для Макса духовную практику «Цветок лотоса». Его поразило, что это была не просто медитация. Это была практика, которая привела к духовному про­буждению самого Сиддхартхи Гаутамы, со­творив из него богоподобное существо — Будду. Именно ею владели избранные фарао­ны Древнего Египта. Отголоски совершенст­ва данной практики восхвалялись в индуистских книгах, написанных еще на санскрите, в трактатах китайских мудрецов, в эпосе Древней Греции. Такую информацию Макс просто не мог пропустить. Его привлекало здесь все одновременно: и древность, и таин­ственность, и божественная святость, кото­рой достигали те, кто занимался этой практи­кой. Он расценил ее как возможность преоб­разовать себя и главное — стать значимым в этом мире.

Макс пристал к Сэнсэю с расспросами о данной ду­ховной практике. И, добившись своего, побежал домой, радуясь как вориш­ка украденному сокровищу. Первые три дня он старательно все выполнял и у него, как ни странно, эта практика получалась гораздо луч­ше, чем другие медитации по внутреннему со­зерцанию, которые Сэнсэй давал на занятиях по восточным единоборствам. Потом Макс от­влекся на текущие проблемы материального бытия и его желание заниматься духовной практикой угасло. Вскоре и быт заел до ос­нования. Для Макса наступил дежурный пери­од уныния, во время которого он снова стал предпринимать безрезультатные попытки взрастить в себе «цветок». И поскольку ничего не получалось, он побежал к Сэнсэю «плакать­ся в жилетку» и вновь искать ответы на свои бе­зутешные вопросы.

— Сэнсэй, где же я ошибся? Вроде делал все правильно... В состоянии покоя представил, что сажаю внутрь себя в районе солнечного сплетения зерно. Затем стал «подпитывать» его силой Любви, держал позитив мыслей в голо­ве... Вначале я даже почувствовал какую-то легкую вибрацию в районе солнечного сплете­ния, представил, вроде как оно у меня пророс­ло... А потом прошло несколько дней — и ни­чего... Даже этой самой первичной теплоты не могу почувствовать...

— Ну, правильно. Когда ты делал все имен­но с чувством Любви, у тебя получалось. А ког­да отвлекся и попытался делать только умом, у тебя ничего не вышло. Это естественно. «Цветок лотоса» — это постоянный контроль и постоянное вожделение Любви. Для того чтобы взрастить «цветок», нужно всегда наст­раивать себя на любовь к Богу, ко всему суще­му. Поддерживать это внутреннее состояние, несмотря ни на какие перипетии судьбы. И я еще раз подчеркиваю — нужно растить «цве­ток» не мыслями, а искренним чувством. Суть этой духовной практики заключается в про­буждении чувства Любви с последующим его усилением и постоянным, повторяю, постоян­ным сохранением, вплоть до проявления фи­зического ощущения в области солнечного сплетения.

— А почему именно там? Это вообще как-то объясняется с точки зрения физиологии че­ловека? — понесло Макса в расспросах.

Сэнсэй еле заметно усмехнулся. В это время к ним на лавку подсел Володя. А так как время дополнительных занятий подходило к концу, за ним потянулись и другие ребята.

— Можно объяснить и с точки зрения фи­зиологии человека, так сказать на самом гру­бом, примитивном уровне, — ответил Сэнсэй.

— А почему физиология — примитивный уровень? — со своей любимой издевкой спро­сил Макс, чувствуя, что его персона находится в центре всеобщего внимания.

— О, еще какой примитив! — улыбнулся Сэнсэй. — Человек на самом деле — чистейшая физика, сплошные формулы движения энер­гий. И вся его химия проистекает именно отту­да. А то, что я пытаюсь тебе объяснить, — это всего лишь самый примитивный расклад на пальцах в виде твоих физиологических ассоци­аций.

— Я бы тоже с большим удовольствием лишний разок послушал об этом «примитив­ном раскладе», — пробасил Володя. — Хотя в твоем исполнении «лишний разок» никогда не бывает лишним. Все время слышу какое-то новенькое дополнение.

— И я того же мнения, — промолвил Стас, высокий парень атлетического телосложения.

Его друг Женька, не уступающий ему по росту и габаритам, привстал с лавочки и в шутку торжественно потряс руки Стасу и Володе.

— Абсолютно с вами согласен.

— Ну, раз пошла такая петрушка, то по­ехали, — махнул рукой Сэнсэй. — Повторим урок из прошлого. Итак, все вы представляете, что такое солнечное сплетение. — Он остановил взгляд на Максе, который растерянно кивнул, не сказав ни да, ни нет. — Так, понял. Данное сплетение, которое еще назы­вают чревным сплетением, представляет со­бой совокупность различной величины и формы нервных узлов, связанных между собой большим количеством соединитель­ных ветвей разнообразной длины и толщи­ны. Оно очень варьируется как по количест­ву подходящих к нему нервных стволов и входящих в его состав узлов, так и по фор­ме этого мощного конгломерата. В своем центре солнечное сплетение больше напоминает соединенные вершины треугольни­ка. А по общей внешней форме — чаще все­го неровный круг, так как нервы от солнеч­ного сплетения радиально расходятся во все стороны к органам брюшной полости, как свет от солнца. Ну и, естественно, там име­ется множество нервных окончаний. Сол­нечное сплетение относится к самым круп­ным вегетативным сплетениям. Его даже на­зывают «брюшным мозгом».

Так вот, что происходит, когда человек вы­полняет духовную практику «Цветок лото­са»? Если процесс циркуляции внутренних энергий образно спроецировать на физиоло­гию человека, то получится следующая кар­тина. При целенаправленной концентрации внимания на солнечном сплетении с чувст­вом, подчеркиваю положительным чувст­вом, происходит раздражение нервных окон­чаний, в том числе и nerva Vagusa, одного из двенадцати пар черепных нервов, или так называемого блуждающего нерва. Кстати, хочу обратить ваше внимание, что в образовании солнечного сплетения в качестве парасимпа­тической его части принимают участие как правый, так и левый блуждающий нерв. Бо­лее того, в состав сплетения входит большей своей частью общий задний ствол обоих блуждающих нервов. Теперь возвращаемся к нашему сосредоточению. После раздраже­ния блуждающего нерва сигналы передаются по нему в головной мозг. И проходя через распределительные узлы, попадают в гипота­ламус.

— Гипоталамус? — встрепенулся Макс и уже явно заинтересованно спросил: — Это не тот, что называют «древним мозгом» или «змеиным мозгом»?

— Да, — подтвердил Сэнсэй. — И «первич­ным мозгом», и «мозгом динозавра», и «моз­гом рептилий», как его только не называют. Гипоталамус действительно одно из древней­ших образований. Прообраз гипоталамической обла­сти существует даже у хордовых, то есть самых примитивных из всех позвоночных. В челове­ке же гипоталамус, можно сказать, доведен до совершенства.

— А почему его называют именно мозгом рептилий, динозавров, а не, к примеру, мозгом хордовых или амфибий?

— Понимаешь в чем дело, именно во вре­мена древнейших рептилий, поскольку это были первые по-настоящему наземные позвоночные, гипоталамус пришлось значительно усовершенствовать и дифференцировать с уче­том адаптации для наземного существования. А человеческий вариант гипоталамуса — это всего лишь надстройка над базовой разработ­кой гипоталамической области древнейших рептилий. И разница между ними... ну, ска­жем, как между моделью первого ЭВМ и моделью современного компьютера. В прин­ципе одно и то же, но совершенно другие воз­можности...

— Нормально, — только и ответил Макс, пораженный услышанным.

— Так вот, вернемся к нашему человечес­кому гипоталамусу. Чтобы понять, что именно там происходит после передачи возбуждения, давайте вспомним сначала, что представляет собой гипоталамус, хотя бы то, что известно о нем на сегодняшний день. Гипоталамус — высший центр, в котором собираются все данные о внутреннем состоянии организма. Он словно посредник между нервной системой, внутренними органами, тканевыми жидкос­тями и, я бы еще добавил, преобразователь энергии. Получая нервные импульсы из моз­говой коры, гипоталамус перешифровывает их на язык, понятный жидкостным средам организма.

— А это как?

— Ну, меняет там соотношение, концент­рацию в них гормонов, ферментов, солей и так далее. Между прочим, ни одна часть головного мозга не находится в таком привилегированном положении по снабжению кровью, как гипоталамическая область. Хи­мические вещества, поступающие из крови, постоянно сигнализируют, в каком состоя­нии находятся внутренние органы и систе­мы в каждый отдельный момент. Проще говоря, гипоталамус — это хороший управ­ляющий, который отлично ладит как с хозя­ином предприятия, так и с рабочими, и умело распоряжается вверенными ему ресур­сами. Оттого и предприятие работает как единый механизм. В общем, этот управляю­щий обеспечивает предприятию полный гомеостаз.

— Гоме... чего, чего? — тихо переспросил Макс у сидящего рядом Женьки.

Тот еле заметно улыбнулся и так же тихо, на полном серьёзе ему ответил:

— Таз, конечно. Чего, не слышал такое вы­ражение? Это когда на предприятии давно не было налогового инспектора.

— А-а-а, — многозначительно протянул Макс и растерянно добавил: — Да, теперь при­поминаю.

Сэнсэй, услышав это, улыбнулся:

— Гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма.

Он посмотрел с легким укором на Женьку. Но тот состроил невозмутимое лицо и стал оп­равдываться:

— А я чё? Я так и сказал. Когда на предпри­ятии постоянство внутренней среды? Когда там давно не было налогового инспектора.

Ребята засмеялись, а Сэнсэй безнадежно махнул рукой в его сторону.

— А кто же хозяин организма? — поинтере­совался Макс у Сэнсэя, с опаской косясь в сто­рону Женьки.

— Эпифиз, — просто ответил Сэнсэй, словно само собой разумеющееся. — Итак, выяснили, что гипоталамус — главный под­корковый центр вегетативного обеспече­ния и контроля. Он принимает самое актив­ное участие в регулировании деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, температуры тела, биохи­мии организма, также регулирует биоритмы, чувство голода, аппетита, жажды, влияет на половое поведение и так далее. Ну и, конеч­но, гипоталамус координирует самые разно­образные формы нервной деятельности, начиная от состояния бодрствования, сна и за­канчивая формированием положительных и отрицательных эмоций, поведением орга­низма во время реакции адаптации... Но, как говорится, это все к сведению, чтобы вы луч­ше понимали последующее. Теперь о глав­ном. Именно в гипоталамусе находятся два древнейших центра.. Если на черепную ко­робку смотреть сверху, то эти центры в сово­купности с шишковидной железой составля­ют своеобразный внутренний треугольник, вершина которого — эпифиз. В разные вре­мена они назывались по-разному, но суть их от этого не менялась. Одно из их названий, упоминающихся в древних рукописях, —

«агатодемон» и «какодемон». Агатодемон стимулирует рождение положительных мыс­лей, а какодемон — рождение отрицательных мыслей.

— Как, как? «Демон»? — переспросил Макс. — Это что, в переводе типа «дьявол»?

— В переводе с греческого «демон» (daimon) означает «божество», «дух». А уже позже христианство позаимствовало это слово у гре­ков и наделило его таким определением, как ты сказал.

— А «како»? — вновь спросил Макс.

— «Како» оно и есть «како», — пошутил Сэнсэй. — Приставка «како» происходит от греческого «kakos», что означает «плохой».

— Вот! И я всегда говорил о многофункцио­нальности этого интернационального слова, — весело подметил Женька.

Ребята опять рассмеялись.

— Значит, если «како» — «плохой», то «агато», следовательно, — «хороший»? — уточнил Макс.

— Совершенно верно, «благой». Между прочим, это определение центра положительных мыслей было известно ещё древним египтянам. И отнюдь не случайно в Древнем Египте появился медальон, ставший позже талисманом, названный в греко-египетской традиции «агатодемоном». На нём было изображение змеи с головой льва и семью сияющими звёздами (которые позже переделали в короны).

— Так получается, греки эти знания переняли у египтян? — спросил Володя.

— Да. И если у египтян хоть что-то присутствовало из разряда первоначальных знаний, то греки, позаимствовав, превратили знания в мифологию. Так в греческой традиции появился агатодемон — добрый дух, следующий за человеком в течение жизни. Он считался посредником между людьми и богами.

— И сделав из внутреннего внешнее, люди его утратили, — с улыбкой прокомментировал Володя, используя выражение Сэнсэя.

— Совершенно верно.

— Так мысли рождаются именно в гипота­ламусе? — Макс поспешил вернуться к разго­вору на столь интересующую его тему.

— Ну, не в самом куске материи, как ты думаешь, — ответил Сэнсэй. — Я же сказал, это образное сопоставление, проектирование энергий на материю. Мысли рождаются не именно в веществе мозга под названием гипо­таламус. Они рождаются в этих центрах, о ко­торых я говорил. А данные центры — своеоб­разные чакраны тонкой материи, из природы которой и состоят наши мысли. И если тебе удалят данный участок мозга, то у тебя будут наблюдаться нарушения определенных психи­ческих функций мышления, восприятия, па­мяти и так далее, но мыслить ты от этого не перестанешь.

— Ясно.

— Данные центры — своеобразные полу­проводники между тонкой материей и нерв­ной системой. Они принимают сигналы нерв­ной системы, переводя их в тонкую материю, и в то же время сами могут кодировать инфор­мацию в сигнал и, что называется посылать по нервным путям «приказ мысли»... Добавлю к этому уже известные вам сведения, что при возбуждении как положительных эмоций, так и отрицательных преобладает активность па­расимпатического отдела нервной системы, один из важнейших нервов которого — блуж­дающий нерв.

Вернемся теперь к началу. Что происходит при выполнении духовной практики «Цветок лотоса»? Когда в гипоталамус поступает раздра­жение от блуждающего нерва, вызванное имен­но таким сосредоточением положительных чувств, то эти нервные сигналы в свою оче­редь проходят через оба центра. Причем, наря­ду с большей стимуляцией агатодемона проис­ходит также и менее выраженная стимуляция какодемона. При стимуляции центра агатоде­мона данной разновидностью энергий, скажем проще, энергией «Любви», человек ощущает состояние блаженства, всеобъемлющей радости.

Теперь рассмотрим случай с Максом. Через не­что подобное, в принципе, проходят почти все начинающие. Стоит человеку ослабить свое внимание или полностью отвлечься на свое животное чувство, как происходит всплеск, накопленный одновременной стимуляцией центра какодемона. Это выражается сначала в виде появления отрицательных мыслей, возбуждением отрицательных эмоций. Отсю­да рождаются сомнения. А когда ты, прошу особо отметить, придаешь этим мыслям свою силу — внимание, то, как следствие данного синтеза, происходит возбуждение ряда дру­гих центров нервной системы, из-за чего человек впадает в депрессию, появляется угнетающее, подавленное настроение или аг­рессия. Затем этот процесс захвата твоего внимания отрицательными мыслями еще больше усугубляется, тем самым сильнее сти­мулируя центр какодемона. Получается замкнутый круг. И человек, как говорится, вновь попадает в сети своего животного начала.

— А как же разорвать этот замкнутый круг? — поинтересовался Макс.

— В том-то и весь фокус! Мозг человека с рождения настроен на частоту животного на­чала, хотя это самая примитивная программа из всех его возможностей. Центр какодемона практически постоянно стимулируется человеком, который живет обычной жизнью, не принимая участия в развитии своего духов­ного начала. Поэтому в данном индивиде устойчиво присутствуют такие элементы, как зависть, злоба, ненависть, жадность, корысть, ревность, страх, эгоизм и так далее. У кого-то они более выражены, у кого-то — менее. Но изо дня в день эти люди сами себя кусают за собственный хвост и от этого укуса еще больше страдают. Стимуляция агатодемона у них происходит крайне редко. В основном лишь в виде незначительных раздражений данного центра и то на очень короткий промежуток времени. Причем с последующим по­давлением этого всплеска более простимули­рованным центром какодемона.

А вот люди, идущие по духовному пути, це­ленаправленно занимаются стимуляцией центра агатодемона. К чему это приводит? Возьмем, в частности, «Цветок лотоса», поскольку именно его схема работы в организме человека является итогом любого духовного пути, ска­жем так, приводящего к одним и тем же внут­ренним Вратам. Итак, если правильно вы­полнять «Цветок лотоса», контролировать свои эмоции, мысли, силу своего внимания и постараться большую часть времени, а еще лучше постоянно, пребывать в состоянии Любви, локализуя это чувство в районе сол­нечного сплетения, то можно добиться следу­ющего. Постоянное раздражение и стимуля­ция центра агатодемона усиливает его работу, включая определенные механизмы, которые заглушают малую побочную стимуляцию центра какодемона... Тут уже идет чистая физика, поэтому я не буду вдаваться в непо­нятные для вас подробности. Короче, если опять-таки образно выразиться на языке физиологии, происходит нечто похожее на пол­ное или частичное торможение участка какодемона. В результате освобождается энергия, которая резко усиливает работу агатодемона, что в свою очередь приводит к всплеску, ак­тивно стимулирующему работу шишковид­ной железы. Ее еще называют эпифизом или пинеальной железой. И именно в результате работы эпифиза в обновленных условиях, проще говоря, изменения волновой частоты, у человека и открывается духовное видение, или, как называют на Востоке, «Третий Глаз». Ну а это, в свою очередь, уже способствует пробуждению колоссальных сил души. Чело­век не просто меняется внутренне, ему от­крывается кладезь настоящих знаний, реалии высших миров...

Сэнсэй умолк.

— И все-таки я не понимаю, — проговорил Макс, пожимая плечами, — как какая-то шиш­ковидная железа может так глобально преобра­зовывать человека? Я еще допускаю централь­ная нервная система. Но эпифиз?!

— ЦНС действительно занимает одно из привилегированных мест в системе управле­ния организмом. Но хозяин всего внутренне­го — именно эпифиз. Это своеобразный ор­ган высшего контроля, который оказывает свое значительное влияние только тогда, ког­да в человеке происходят по-настоящему глобальные изменения. А если этого нет, он просто «наблюдает», время от времени контролируя общий настрой структур мозга, корректируя его работу: либо активизируя, либо подавляя те или иные процессы. Но самое главное, именно в эпифизе содержатся ин­формационные матрицы, своеобразные голо­граммы, в которых хранится информация обо всем, что касается данного индивида, в том числе и о его предыдущих жизнях. Это самый секретный «сейф» памяти, имеющий «двой­ное несгораемое дно», поскольку является еще и чакраном. Все, что ты видишь в течение жизни, ощущаешь, переживаешь, в общем, все твое внутреннее и внешнее фиксируется именно в шишковидной железе. Это своего рода вну­тренний Страж Врат, который всегда все зна­ет о тебе, все твои тайные и явные желания. Кстати, у первых последователей Христа эта информация интерпретировалась как личная страничка в книге жизни в руках у Бога, где записывалось все о человеке... И поэтому, ес­ли в тебе преобладает животное, мыслишки о неустанном накоплении материального, то как бы ты внешне не занимался показухой своей «ангельской» натуры, все твои стара­ния будут «до лампочки». Врата могут от­крыться только через духовное, постоянное искреннее желание, наполненное твоей чис­той Верой и Любовью... И вот еще что инте­ресно. Этот Страж не просто фиксирует по­мыслы и деяния человека, но и усиливает то, что доминирует в мыслях. То есть, если ты переключаешь свое внимание на негативное восприятие, — Страж будет поддерживать в тебе негатив, усугубляя то, что имеешь. Если переключишь на добро, — Страж будет усиливать в тебе эти чувства.

— А эпифиз такой же древний, как и гипо­таламус? — поинтересовался Макс.

— Безусловно. Эпифиз, как и гипоталамическая область, — древнейшие образования. Эпифиз имеется у всех позвоночных, хотя и неодинаков по своей организации. К приме­ру, у низших позвоночных животных (ящериц, амфибий, некоторых видов рыб) шишковид­ная железа представлена парным органом в ви­де внутримозговой и поверхностно располо­женных частей.

— Поверхностно расположенных? — пере­спросил Стас. — А это как?

— Ну, в виде третьего, так называемого те­менного глаза, находящегося непосредственно под кожей и крышкой черепа.

— И что, ящерица видит через этот темен­ной глаз?

— А как же! Там имеется и своеобразный хрусталик в виде верхней стенки глазного пу­зырька, и полость, заполненная светопрелом­ляющим веществом, и пигмент, — все как по­ложено.

— Она что, видит прямо через кожу? — уди­вился Макс.

— Да. Эпифизарная роговица, то есть кожа над теменным глазом, — она ведь прозрачная. А высшие позвоночные обладают непарным эпифизом. У человека вообще данная шишко­видная железа, находящаяся в задней части третьего желудочка между буграми четверохолмия, представляет собой нечто уникальное и особенное. Эпифиз человека, по сравнению с этим органом других высших позвоночных, был существенно преобразован в связи с двой­ственностью индивида: материальной и духов­ной. Поэтому эпифиз является не только хозя­ином тела человеческого, но и вратами в ду­ховный, более высший мир, своеобразным порталом. Так что любое изменение состояния сознания проходит именно под контролем эпифиза.

— А как он выглядит, этот эпифиз? — за­думчиво проговорил Макс.

— Да такое небольшое шероховатое образо­вание треугольно-овальной формы, несколько уплощенное в передне-заднем направлении. На вид серовато-розовый, хотя цвет может из­меняться в зависимости от степени наполне­ния кровеносных сосудов. А на вес... у каждо­го, конечно, индивидуально. Но где-то в сред­нем 0, 130 грамма. Хотя у совсем потерянных личностей его вес может быть гораздо меньше, иногда достигает всего лишь 0, 025 грамма. А у духовно развитых людей бывает и 0, 430 грамма и более. У кого как.

— Надо же, такой маленький, а такой кру­той! — удивился Макс.

— Ты рассуждаешь чисто субъективно, ме­ряешь привычной материальной меркой. А ес­ли рассматривать объективно, по существу, то размеры в пространстве для энергетических объектов особой роли не играют. Вот, к приме­ру, частица «По». Она настолько мала, что до неё до сих пор не могут докопаться современные ученые со всеми их передовыми технологиями. Но из ее наложений соткано все: не только мы, но весь бесконечный Космос со всеми галакти­ками. Так что, по сути, размеры — понятие от­носительное.

— А эпифиз как-то растет в течение жизни?

— Как сказать... Вес эпифиза постоянно на­растает до достижения человеком десяти — че­тырнадцати лет, то есть до периода полового созревания. Затем происходит существенный всплеск жизненной энергии — праны. И начиная с это­го времени, если человек грязнет в материаль­ном, как свинья в луже, вес эпифиза практиче­ски не изменяется. А если работает над собой ду­ховно — это уже другой вопрос... Подними хотя бы медицинскую литературу о проявле­нии у людей, в том числе и детей, необыкно­венных умственных способностей при увели­ченной пинеальной железе, и ты сам все пой­мешь.

— Но если эта шишковидная железа столь важна в человеке, почему о ней нигде нет такой информации? — с легким упреком произнес Макс.

— Ну, как это нет?! — возмутился Сэнсэй. — А ты кардинально искал? Ведь нет же! Удиви­тельно, как люди обожают утверждать, что нигде нет упоминаний, абсолютно не прилагая усилий для поиска. Запомни, Макс: кто ищет, тот всегда найдет, кто стучится, тому отверзнется.

А про шишковидную железу знали давно и именно как железу, а не какое-то другое образование. Возьми хотя бы древнюю Индию. За две тысячи лет до нашей эры там был целый расцвет учения об эпифизе. Уже тогда знали, что данная железа является в человеке не только органом ясновидения, памятью о прежних воплощениях души, но и основным чакраном концентрации высших энергий... Более того, эти же знания имелись еще раньше, в Древнем Египте у первых фараонов, хотя в несколько иной интерпретации. О шишковидной железе знали и в Древнем Китае, в том же Тибете. Кста­ти, там издревле существовал ритуал сожжения умерших высоких духовных лиц, по­сле которого ближайшие ученики начинали отыскивать в пепле так называемое рингсэ. Это твердое вещество, больше похожее на янтарный камушек. По нему ученики судили о степени ду­ховности своего Учителя. Считалось, чем оно больше, тем духовно выше был умерший чело­век. Так вот, рингсэ — не что иное, как мозговой песок эпифиза. Этот песок до сих пор остается загадкой из загадок для современных ученых. А в древнем Тибете о нем уже знали как о месте накопления психической энергии...

Так что о шишковидной железе было извест­но очень давно. Только называли этот орган по-разному. В принципе, шишковидной ее на­чали называть со второго века нашей эры, ког­да древнеримский врач Гален сравнил ее с со­сновой шишкой. Так оно и пошло. В переводе на латинский язык эпифиз стали называть glandula pinealis, по названию итальянской со­сны — пинии.

— А эпифизом?

— Эпифиз — это уже греческое название «epiphysis», что означает «приросток».

— Да, запутаться можно с этими «обзываниями», — пошутил Женька.

— Но самое интересное в том, что чем больше люди отдалялись от древних познаний, чем интенсивнее развивалась орто­доксальная медицина, тем быстрее утрачива­лись настоящие знания о функциях этой же­лезы. Эпифиз длительное время вообще счи­тали рудиментом. Хотя пытливые умы все равно, так или иначе, докапывались до исти­ны. Взять хотя бы Рене Декарта, жившего в начале семнадцатого века. Замечательный человек! Неудивительно, что с его умом и стремлением к самосовершенствованию он был и философом, и математиком, и физи­ком, и методологом наук одновременно. Так вот, он тоже высказал мнение о том, что душа имеет свое местонахождение в маленькой шишковидной железе, расположенной в цен­тре мозга. Скажем так, он был близок к исти­не и почти докопался до сути... Более того, еще в те времена Декарт указывал на наличие функциональной связи между шишковидной железой и зрительной системой, что было до­казано гораздо позже.

— Ты думаешь людям когда-нибудь удастся научно доказать связь эпифиза с душой? — не­доверчиво спросил Макс.

— Вполне. Ведь сейчас уже ведется интенсивное изучение эпифиза, хотя только на стадии химизма. Но уже признается его ведущая роль в организме как важнейшего звена нейрогуморальной системы и нейроэндокринного органа. Ни у кого уже не вызывает сомне­ния, что эпифиз — главный посредник между внешней и внутренней средой организма, обеспечивающий регуляцию жизнедеятельно­сти всех органов и систем в зависимости от ус­ловий обитания, то есть смены дня и ночи, времен года, температуры, влажности, актив­ности электромагнитного поля Земли, уровня ионизирующей радиации и так далее. Извест­но, что именно шишковидная железа оказы­вает значительное влияние на поведение, в частности на исследовательское поведение, способность к обучению, память, локомотор­ную и судорожную активность, половое и аг­рессивное поведение. Уже открыли не только взаимодействие шишковидной железы с гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковым комплексом, но и наличие эпиталамо-эпифизарной системы как параллельного дублирую­щего механизма при чрезвычайных ситуаци­ях. Изучают иннервацию эпифиза с верхними шейными позвонками, то есть симпатически­ми нервами. Предпринимаются попытки изу­чить его связь с парасимпатикой. Отмечается влияние шишковидной железы на иммунитет, на нейроэндокринные железы... Благодаря последним достижениям науки, людям стала доступна информация о гистоструктуре, хи­мическом составе, о некоторых эпифизарных гормонах и гормоноидах. Ведется изучение частотных характеристик шишковидной же­лезы...

Но это только старт к познанию загадочного во многих отношениях органа. Все изученное на сегодняшний день — всего лишь соринка на поверхности воды. Люди пока даже не знают, что эта вода — океан, не говоря уже об отсутст­вии сведений о свойствах самого океана. Хотя медицина будущего, если, конечно, такое бу­дущее настанет, раскроет тайну эпифиза. Это в принципе не так уж сложно. Достаточно на­учиться считывать информацию с его голо­грамм. Но если людская наука успеет добрать­ся до этого, то мир перевернется.

— В какую сторону?

— Всё зависит от людей. Если сейчас люди ко­паются в изучении материального мира и грубых энергий, механизмов его управления, то, расшифровав структуры и ин­формацию голограмм эпифиза, люди смогут научиться управлять и тонкими энергиями...

— Да... Я, наверное, не доживу до столь просвещенных веков, — пошутил Макс.

— А зачем тебе их ждать? — таким же тоном ответил Сэнсэй. — Кто захочет, тот всегда оты­щет эти знания в себе, причем в любое время, вне зависимости от общего уровня просвеще­ния человечества. То, что пытаются сейчас сде­лать люди сообща, с помощью своей науки, — всего лишь попытка, мягко говоря, достать пра­вой рукой левое ухо. Несколько усложнено, но как занимательно... Древние знали более короткий путь — через свое внутреннее. Ведь по большому счету суть не в том, чтобы дотянуться до уха, а понять, что это за орган и как им пользоваться.

Для отдельно взятой личности всегда важ­нее проходить через свое внутреннее, чем бестолково созерцать внеш­нее. Ведь, в принципе, если кто-то, трудясь над собой, достигнет каких-то духовных высот, то лично тебе легче от этого не станет. Ведь каждый дол­жен самостоятельно трудиться на своем внут­реннем поле, чтобы обрести ценный для себя урожай.

А инструментов для возделывания своего духовного всегда было в изобилии. Выбирай, какой хочешь. Но, работая с ними, так или иначе, человек всегда приходил к одному и тому же результату — через взращивание си­лы Любви с преодолением в себе животного (древнего дракона), то бишь гипоталамуса, к стимуляции эпифиза. Это закономерность, которая и была отражена в самой первой, из­начальной духовной практике «Цветка лото­са» из науки «Беляо Дзы», адаптированной в свое время для людей. А все, что наросло по­том, — всего лишь различные усложненные комбинации данной практики, которые, в итоге, так или иначе, приводят к первона­чальному зерну.

— Ну, в частности, понятно, — кивнул Макс, поскольку ему показалось, что Сэнсэй скорее объяснял ему, чем ребятам. — Но по большому счету... ничего не понятно. Как «Лотос» мог стать основой всего, если в мире масса самых разнообразных путей? В моей голове, например, «Цветок лотоса» больше ассоциируется с буддизмом. Но есть же и хрис­тианство, и мусульманство, и, я знаю, криш­наиты. И если тут, как ты говоришь, динами­ческая медитация, то там идут молитвы, какие-то словесные вдалбливания в подсозна­ние. Это совершенно другое воздействие на организм!

— Как тебе сказать... Первоначальное воз­действие другое, — промолвил Сэнсэй. — Одна­ко это лишь различные способы избавления от отрицательных мыслей, от своего животного. Но последующий путь к пробуждению души у всех одинаков.

Вот возьми христианство, к примеру, то же Православие. В духовной практике для дости­жения состояния святости там используется древняя внутренняя молитва, называемая в христианстве как «непрестанная молитва», «умная молитва» или «сердечная молитва», но больше она известна как «Молитва Иисусо­ва». Состоит она всего из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя». Или сокращенно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И, в принципе, она приводит к тому, что человек, постоянно повторяя ее «устами, затем умом, а после сердцем», по­степенно погружается в то состояние, которое достигается в «Цветке лотоса». Многие люди с помощью нее пришли к пробуждению души.

Эта молитва очень сильная и действенная. Подробно она расписана в старинной книге «Добротолюбие». Для людей умных и сведущих в духовных таинствах данное произведе­ние — вторая книга после «Евангелия». В ней излагаются советы и наставления двадцати пяти мужей, которые описывают практику по этой молитве. И хотя им всем и приписывают «святость», но, к сожалению, лишь немногие из них в действительности ее достигли, познав таинство внутрен­ней молитвы. Стар­цы описывают три ключа этой молитвы: час­тое повторение имени Христа и обращение к нему, внимание к молитве или, проще гово­ря, полное сосредоточение на ней без посто­ронних мыслей, и, наконец, уход в себя, что считается церковниками великим таинством этой молитвы и называется ими «вхождением ума в сердце».

В принципе, это религиозный, более длин­ный путь к чистому знанию, то есть к тому же пробуждению в «Цветке лотоса», раскрытию души. Но на этом пути в христианстве, заметь­те именно для начинающих, а не для людей, уже следующих этой молитве, применяется определённые религиозные правила. Им запре­щают начинать практиковать без соответству­ющего руководства, то есть живого наставни­ка. Мотивируют это тем, что якобы те, кто бу­дет без наставника читать эту молитву, попадут «вдруг во власть каких-то неуправляемых психических состояний».

А фактически, ничего там страшного нет, посколь­ку начинающий проходит самый обыкно­венный аутотренинг, самодисциплинируя себя, самые первые ступеньки в ме­дитации, учится концентрировать свое вни­мание на молитве, убирая все посторонние мысли и постепенно увеличивая время ее исполнения. Так что, по большому счету, те этапы, что проходит начинающий, произнося эту молит­ву «устами, а затем умом», — это попросту в­бивание ее в подсознание, чтобы легче бы­ло бороться со своим животным началом, концентрируясь именно на молитве и добиваясь тем самым «чистоты помыслов».

Многие приступают к данной внутренней молитве либо из-за страха «мук адовых», либо из-за личной корысти в будущем. Хотя те свя­тые мужи, которых эта молитва действитель­но привела к открытию собственного внут­реннего храма души, писали, предупреждая, что «боязнь муки адовой есть путь раба, а же­лание награды в Царствии, — при этих словах Сэнсэй глянул на Макса каким-то необыч­ным, проницательным взглядом, у Макса да­же мурашки по спине пробежали, — есть путь наемника. А Бог хочет, чтобы вы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с ним в душе и сердце». Бога можно по­стичь только с помощью внутренней, чистой Любви. В Иоанне в 4 главе 18 стихе упоминается: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в стра­хе есть мучение; боящийся не совершенен в любви». Как писал в своих наставлениях Григорий Синаит в «Добротолюбии», в пер­вой части на странице, — Сэнсэй прикрыл глаза, припоминая, — на странице 119 об Иисусовой молитве: «Эту одну возлюби и взревнуй стяжать в сердце твоём, храни ум всегда не мечтательным. С нею не бойся ни­чего; ибо Тот, Кто сказал: дерзайте, Аз есмь, не бойтеся, — Сам с нами». «Иже будет во Мне и Аз в нём, той сотворит плод мног», — как сказано в «Новом Завете» Иоан­ном в 15 главе 5 стиха.

Так вот, первые два этапа молитвы «устами и умом» — это всего лишь прелюдия. Самое же большое таинство у церковников считается «снишествие ума в сердце», когда «имя Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же оживотворит», когда молитва «опускается умом в сердце и сердце начинает её произносить». Это есть, в принци­пе, переход от словесного к чувственному, про­ще говоря — начало медитации. Ибо медитация есть не что иное, как работа именно на чувст­венном уровне без слов.

Сведущий человек, читая «Добротолюбие», отметая религиозную шелуху, поймет, в чем суть этого пути и взгляд его отыщет нужное. К примеру, Симеон Новый Богослов в 68-м Слове «Добротолюбия», излагая способы «вхождения в сердце», писал: «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: безпопечение о всём, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя, и совер­шенное беспристрастие, чтобы помысл твой не клонился ни к какой вещи». Это есть первей­шие основы к раскрытию души.

В «Добротолюбии» можно найти разные способы, с помощью которых познававшие та­инство внутренней молитвы достигали «умом вхождение в сердце».

— А почему разные? — поинтересовался Макс.

— Ну, каждый человек по-своему индивиду­ален, так сказать у каждого своя ширина ша­га... Так вот, одни, сосредоточиваясь на сердце, пытались умом вообразить, как с каждым уда­ром сердца произносится молитва. Другие упражнялись в дыхании, произнося на вдохе: «Господи, Иисусе Христе», а на выдохе — «по­милуй мя!» и опять-таки сосредоточивая эти слова на сердце. Третьи просто занимались са­мосозерцанием. К примеру, тот же Григорий Синаит упоминает так: «...низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Хри­сте, помилуй мя! ” Удерживай при этом и дыха­ние, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеивать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только сует­ные и нечистые». Или, к примеру, Никифор Монах во второй части «Добротолюбия» сове­тует, если не получается с помощью дыхания во внутрь, то «... понудь себя, вместо всякой иной речи (мысли), это одно вопить внутри. Продер­жись терпеливо в этом делании только не­сколько времени, и тебе откроется через это вход в сердце без всякого сомнения, как и мы сами опытом это дознали».

Все это замечательно. Но они сосредоточи­вались на сердце. Поэтому в скором времени те, кто практиковал внутреннюю молитву, на­чинали чувствовать боль в этом органе. И на такой острый крючок многие попадались. В каком плане? Сердце — это мышца, мотор организма, там никогда не было души. Сердце должно работать автономно. И сосредоточе­ние на этом органе — огромный риск. Риск в чем? Если у человека во время сосредоточе­ния появляются хоть малейшие сомнения, ес­ли он упражняется в этой молитве ради празд­ного эксперимента, не меняя глобально свою внутреннюю жизнь, не приняв твердого реше­ния следовать своей душе, то есть не пробуж­дая в себе истинной веры в Бога, а просто иг­рает ею по прихоти своего хорошего настрое­ния, то может схлопотать себе хорошенький инфаркт. Но истинно духовные люди со стой­кой верой, искренней, чистой любовью к Бо­гу, проходили и этот этап, хотя и не безболез­ненно для сердца, пока не уходили в глубь ду­ши, в область солнечного сплетения. Они ощущали, как их сознание словно опускается туда. И именно оттуда начинали чувствовать тепло, растекающееся из груди по всему телу и вызывающее приятные ощущения. Как писали святые мужи, «возгорался костерок, ко­торый охватывает изнутри тебя пламенем Любви Божьей». Проще говоря, начинал ра­ботать чакран солнечного сплетения. И чело­век чувствовал, как из груди исходила вибра­ция, теплая волна, которая как бы несла в се­бе эти слова из глубины души: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Человек ощу­щал в себе излияние Любви Божьей и сам уси­ливал эту Любовь своим последующим сосре­доточением на ней. «Блаженни чистии серд­цем, яко тии Бога узрят». Как написано в изречениях Феолипта Митрополита во вто­рой части «Добротолюбия»: «Уединившись внешне, покушайся далее войти во внутреннейшее стражбище (сторожевую башню) ду­ши, которое есть дом Христов, где всегда при­сущи мир, радость и тишина. Мысленное солнце Христос дары сии, как некие лучи из Себя испускает, и как некую мзду подаёт душе Его приемлющей с верою и добротолюбием».

— Что-то я насчет сердца не совсем по­нял, — сказал Макс. — Как это у духовно про­двинутых так получалось, что их инфаркт обхо­дил? Ведь они тоже концентрировали своё внимание на сердце, а срабатывало солнечное сплетение.

— Потому что, если человек открывается с Любовью к Богу, Любовь Божья его и убере­жет, каким бы путем он ни шел. Главное — стремление в пути. Тогда, рано или поздно, ищущий придет к нужному результату. По су­ществу, если человек стоек в своем духовном рвении и даже


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал