Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Станислав Ежи Лем 3 страница
Вот сидит могучий Каршит, умеющий творить людей и скот, двигать солнце и луну, дробить на куски крепчайшие скалы. На соседней вершине высится фигура главного управителя людских судеб, отважного богатыря Майдере. Это он сотворил из камыша и глины первую женщину на земле. Далее восседает непобедимый богатырь Мангдышире. Он сверг под землю зловредных Керей-Кана и Бий-Караша, а затем и самого владыку Царства мертвых — великого Эрлика. Вот пророк настоящего и будущего, хранитель человеческих душ, верховный творец жизни и смерти — мудрый Дьайачи. А вот и тот, кому камлал Тордоор в день нашего знакомства: защитник и покровитель человечества Дьайык. В его ведении и обновление природы, и урожай, и приплод. И замыкает мистический круг глава всех сверхъестественных помощников каждого шамана, покровитель камов Каракушкан. Глубокая медитация покрывала небесных братьев. Могучи и многоопытны боги Верхнего мира. Но все они застыли, склонив головы перед всесильным отцом своим, верховным божеством, создателем и творцом всего сущего, великим демиургом Ульгенем. «Но где же он? Ведь его место у алтаря вселенского обрядового пространства, — спрашивал я себя. — Он должен быть там, где находится центральная вершина Табына!» И тут с благоговейным трепетом и мистическим ужасом я осознаю, что Вседержитель находится надо мной, вокруг, внутри и снаружи меня. Что я — только маленькая пылинка у подножия его золотого трона! Я не вижу его целостного образа, но явственно испытываю поразительное ощущение себя в Боге и Бога в себе! Мы едины с ним сейчас. Я хоть и ничтожная, но полноценная частица своего небесного Отца! Он спустился в наш Средний мир на вселенское камлание великих богов! Он теперь со мной, и я с ним! «Посмотри, — прозвучал у меня в голове голос Тор- доора, — как стремительно несутся по склонам золотой горы воды могучего Долбора. Это река мирового сознания. Миллионами ручейков вливаются в нее отдельные сознания всех существ. Далеко в Верхнем мире, у самой оконечности Мирового древа, лежит ее исток. Принимая в пути притоки сознания, Долбор скоро становится могучей стремниной, несущей духовные йоды в преисподнюю Нижнего мира. Нам с тобой предстоит путешествие по великой реке мирового сознания, в поисках души принцессы Кадын. Но начать его можно, лишь отыскав истоки рек наших собственных сознаний. По ним мы и вольемся в мистические воды всеведущего Дол бора...»
Необходимо объяснить, почему нам понадобилось пускаться в такое трудное и опасное путешествие, чтобы узнать тайну «принцессы». Дело в том, что после смерти любого человека три составные части его души получают разную судьбу. Душа-сульде остается жить подле нас в Среднем мире. Она поселяется где-нибудь среди природы, неподалеку от захороненного тела, и никогда уже не переродится вновь. Душа-сунесу отправляется в загробный Нижний мир и ожидает там перерождения в каком-нибудь новом теле. А душа-ами улетает в Верхний мир и также ждет следующего перерождения. Конечно, проще всего было бы поискать сульде «принцессы», призвав ее обычным камланием, но это было невозможно, так как мы не знали истинного имени таинственной девушки. Оставалось лишь попытаться узнать ее имя и судьбу у хозяев Нижнего или Верхнего миров, попав туда по руслу Долбора... И вот, призвав на помощь духов собственных онго- нов, мы с Тордоором пустились на поиски истоков своих шаманских сознаний. Я, как и предполагал, нашел свой исток в дебрях приамурской тайги. Стремительный полет вдоль его вод к Долбору — это волшебная лента пленительных воспоминаний о своей предшествующей жизни. Они пролетели коротким сном, и вот я уже вижу Тордоора, поджидающего меня на волшебном берегу... В путь! Скорей! — кричит он мне. — Скорей, пока звучат варганы твоих товарищей. Скорей, пока медитируют боги, открыв нам дорогу в свои миры... Упоительный восторг охватывает мою душу при слиянии с могучим потоком всеобщего сознания миров. Я то плыву стремительной рыбой в его водах, то бегу быстрым оленем вдоль берега... Тордоор летит рядом быстрокрылым орлом, а порой бросается щепкой в буруны и водовороты Долбора... Дальше!.. Вниз!.. Дальше!.. Вниз!.. И вот уже впереди показалась черная зияющая яма. Со страшным грохотом обрушиваются воды Долбора в пещеру, ведущую в Нижний мир. Это царство могучего Эрлика. Равновелик он по силе Ульгеню, но властвует над Царством мертвых. Здесь есть обширные болота с человеческими страстями и озера, наполненные выплаканными слезами. Кровавые реки текут меж лесов из костей. Только половинки солнца и луны тускло мерцают во мраке страха и смердящей мглы... Но владыку нельзя тревожить по пустякам, и мы обращаемся к его сыну. Его зовут Караш, и живет он на 5-м слое подземного мира в чугунном дворце. Вечный ворон Караша ведает обо всех душах-сунесу, пребывающих в Нижнем мире. Но огорчила нас мудрая птица: ни одна из душ не задерживается тут более ста земных лет, стало быть, нет здесь сейчас сунесу «принцессы»... И полетели мы скорее обратно из мрачной преисподни стезею птиц, воздушной тропой над Долбором, среди стаи душ, возвращающихся в Средний мир для очередного перерождения. Они спустились туда, а мы под звуки варганов полетели дальше, в Верхний мир, ще высоко в поднебесье, у кроны Мирового древа, лежит исток могучего Долбора. Рядом с ним стоит бревенчатая изба, в которой живет матушка Умай. Эта богиня и является хранительницей людских душ. Райскими птичками порхают они в кроне Древа, ожидая позволения матушки на свое перерождение. А получив его — быстро ныряют в воды Долбора, чтобы отправиться в Средний мир и войти в тело новорожденного ребенка. — Ответь, матушка! Ведь люди должны знать имя той, перед кем преклоняются... Ответь, великая боги-
ня Верхнего мира! Недолго ждали мы ответа всесильной богини. Та душа, которую мы искали в долгом путешествии, была
любимой птичкой Умай. Никогда за истекшие тыся- челетия не отпускала ее от себя богиня Верхнего мира. И нам не позволила даже увидеть наперсницу. Но зато І назвала ее имя. Звали ее Хатхоретт, и последнее ее тело проживало в Египте! И снова вниз по Долбору. Вниз со сладким ощущением приоткрытой тайны, с тонкой ниточкой, ведущей к клубку ответов. Я уже чувствовал душой их близость и мечтал лишь о том, чтобы побыстрее вновь оказаться у могилы загадочной «принцессы»... Сознание вернулось в тело, оцепеневшее на вершине Табына, и я вновь увидел погруженных в медитацию богов. Тут взгляд скользнул вниз, и я узрел картину, которую мне никогда не суждено забыть. В лучах духовного света лежащие в кольце семигорья ледники стали совершенно прозрачными. И под этим гигантским природным стеклом словно на витрине покоились неисчислимые россыпи золота, каменьев и драгоценных изделий. Они сверкали, искрились и переливались всевозможными цветами, будто волшебные картинки огромного, неохватного глазом калейдоскопа... — Это загадочное золото скифов, надежно упрятанное от людей в таинственной казне священных гор. Ведь только всесильные духи могут навечно захоронить то, ради чего человек добровольно готов вновь и вновь превращаться в животное, — сказал Тордоор. — Скифы собрали и вернули Земле принадлежащие только ей богатства. Потому что они были Воинами... Потому что они были язычниками...
Мы все вернулись с горы. И все стали другими. Никто ничего не рассказывал друг другу и ничего не спрашивал. Таинство есть таинство... Экспедиция спустилась к раскопу могилы «принцессы», и Тордоор провел общее камлание, вызвав дух-сульде загадочной Кадын-Хатхоретт. И дух поведал, что была она верховной жрицей Верхнего Египта и по высшему повелению пришла когда-то умирать к священному семигорью, потому что Табын — это Гол нашей планеты, сердцевина, где в гармонии соприкасается физическая и духовная ее суть. Это древний сакральный центр для всех язычников земли. Сюда, в место, где сходятся и время, и пространство, и возможности, всегда приходили умирать высшие из тех, кто умел соприкасаться с духовной жизнью всех трех миров. Они хотели, чтобы после смерти их души-сульде поселились в этом священном месте и стали невидимыми, но могущественными стражами казны... Вот и тюрки когда-то хотели сюда попасть. Но не за мудростью, а за золотом устремлялись они. Лежат они с тех пор вечным уроком для всех, обуреваемых корыстью. А тела духовных защитников находятся здесь, в увиденном нами обрядовом пространстве: шаманы, волхвы, сильфы, корнбоки, вайли, никсы — языческие
жрецы всех народов и времен. Всего 99 курганов. И давно уже ждет Табын сотого жреца, ибо, по преданию, он принесет в хранилище священной казны последние щупальца зловещего золотого спрута, делающего людей рабами. Очень долго ждет... Долго, но еще надеется... Потому и тайну нам раскрыл.
Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия. Св. апостол Павел (IKop. 15, 50) Согласитесь, что самый главный вопрос человечества звучит так: «Что будет с нами после смерти и будет ли что-нибудь вообще?» Ответ на него уже давно разделил всех людей на два духовно-биологических подвида: Homo sapiens чело- иск разумный,) и Homo spirichuels (человек духовный,). Большинство первых не верят в Бога и в загробную жизнь, а потому страшатся окончания своего земного нуги, особенно если он протекает в достатке. Некоторые из них, правда, уверены, что почитать Создателя «надо», и даже посещают церковь. Но и они боятся Смерти, справедливо ожидая за ней Страшного суда, а Потому жаждут прожить на этой планете как можно дольше и комфортней. Вторые не страшатся смерти, так как считают нынешнюю жизнь лишь прелюдией к другой, более совершенной, право на которую надо заслужить тернистым, но праведным путем совершенствования души. А есть среди них и такие, которые не только не боятся смерти, но и добровольно просят Создателя об укорочении своего земного пути и, как правило, получают у него на это Божественное благословение. И есть на свете места, где происходят таинства такого ухода из жизни, называемого в народе белая смерть... «Что-то я никогда не слышал такого термина в христианстве», — подумает иной читатель. Да, этот термин эзотерический. Но он тесно связан с христианством, и многие его святые уходили именно таким образом... Об одном из мест, где могут происходить такие таинства, и пойдет речь в данном рассказе. Но чтобы было проще понять смысл происходящего там, мне необходимо напомнить читателю некоторые основы эзотерических знаний о сути человека и смысле его существования на земле.
Тот факт, что существо человеческое трехчастно и состоит из тела, души и духа, был осознан многими еще в глубокой древности. Три Деджотас индийской Тримурти; Три Головы еврейской каббалы; Троица египтян и Троица мифологической Греции — не единственные тому доказательства. «Три Духа живут и побуждают человека к действию, — учил еще Парацельс, — три мира изливают свои лучи на него». Об этом же дважды повторял в своих посланиях и святой апостол Павел. Даже материалисты признают теперь факт существования у человека души, когда пытаются объяснить сложную работу мозга, феномен индивидуального сознания, богатейшую палитру человеческих чувств. — спросите вы. Дух есть нечто Божественное, присланное свыше и совершенно отличное от человеческой души. Именно дух, посланник могучей воли Создателя, фактически оживляет наши душевные тела после рождения, включай в нас таинственный дар сознания. «Я введу дух в нас, и оживете... и узнаете, что Я — Господь», — объяснял Создатель свои деяния святому пророку Иезекиилю (Иез. 37, 2—10). Дух обладает великой силой воздействия как на душу, гак и на физическое тело. Пронизывая каждую его клетку, он заведует всеми функциями тела. А раз это Так, значит, он не случайно послан в каждого из нас. Значит, он принес какое-то задание для нашей души, Какую-то волю Создателя.
У каждого человека, конечно, есть своя индивидуальная судьба. Но она не дается Богом, а формируется в его предыдущей жизни по законам кармы. Здесь же речь идет о смысле существования человечества в целом!
Догадываюсь, и далеко не я один. Уже на следующей странице объясню вам свою точку зрения. А пока вернемся к небесному духу, входящему в каждого из нас. В чем же смысл его Божественной миссии? Приведу пример: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владико, по глаголу Твоему с миром, яко видесте они мои спасение Твое...» Эти слова в светлый день Сретения Господня воспел праведный Симеон Богоприимец (Лк. 2, 29—32). Бесконечно долго ждал он смерти, будучи не в силах и не вправе умереть, ибо, по слову ангела, должен был своими глазами увидеть родившегося от Девы Спасителя, взять Его на руки, ощутить и возвестить человечеству, что пришел посланник Божий. Возвестить холодеющими устами, отходя с миром в жизнь вечную и исполнив Завет, данный ему Святым Духом. Так какую же волю Создателя приносит дух в душу каждого из нас? Согласно эзотерическим воззрениям, все дело заключается вот в чем. Наша матушка-планета рождает Homo sapiens, то есть человека разумного, состоящего из видимого физического тела и семи тонкоматериальных и духовных оболочек-сфер, окутыва ющих эмбрион того бесплотного вселенского существа, которое и должно в конце концов получиться из каждого в ходе длительной эволюции. Пребывание на Земле для него — это как обучение в первом классе своеобразной космической школы. Множество соблазнов и испытаний уготовила плотская жизнь для народившейся души. Ведь в земной жизни мы во всех делах и поступках руководствуемся велениями собственного разума: рационального, расчетливого и холодного. Вспомним одну евангельскую притчу: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 16—20). К сожалению, далеко не каждый из нас живет в соответствии со словами Иисуса: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 19—20). Так вот! Божественный наставник, святой и беспорочный Дух посылается в каждого из нас, чтобы донести до сознания человеческой души не только эти, но и многие другие заповеди Божьи. Его цель — стать для нее духовным поводырем в этом мире, полном соблазнов и искушений плоти. «Ни человеческие молитвы, ни кровь другого человека не могут спасти нас от индивидуального уничтожения после смерти, если мы крепко не привяжемся в течение нашей земной жизни к нашему собственному бессмертному духу — нашему Богу»[8]. Главная задача Духа в том, чтобы за короткий отрезок земной жизни помочь Homo sapiens превратиться в Homo spirichuels! Да, именно в этом и заключается смысл нашей жизни на планете, смысл эволюции человеческого существа: впервые родившись в материальной плоти человека разумного, наша душа должна пройти нелегкий путь, чтобы стать душой человека духовного! Из человека, живущего велениями разума, нам надо стать Человеком, живущим движениями сердца! Ведь именно в нем, главном органе нашего физического тела, и обитает Божественный праведный Дух, помогая душе бороться с дьявольскими похотями, низменными страстями и алкающим чревом. Ибо, как сказал святой апостол Павел, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия»(1 Кор. 15, 50). Иными словами, Homo sapiens изначально обречен на бренную жизнь, так как является лишь материальной оболочкой, своеобразной первичной скорлупой для духовного эмбриона бесплотного звездного существа, называемого в эзотерике Anima Mundil Именно им и должен в конце концов стать каждый из нас, сбрасывая поочередно в ходе своей длительной эволюции все семь укутывающих нас ныне оболочек... И большая беда ждет тех из людей, кто удовлетворился мнимыми радостями и счастьем земной жизни во плоти. После естественного распада этой самой плоти их ждет и духовная смерть. Такая душа теряет личностное ЭГО; собственное «Я», присущее ей в земной жизни, и полностью развоплощается.
Совсем иная судьба у развоплотившейся души, сумевшей стать Homo spirichuels. Ведь она жила в соответствии с великим словом Господа нашего: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30) — и собирала плоды исполнения заповедей Христовых, о которых прекрасно сказал в своей проповеди архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий): «Надо стать нищими духом, смиренными, плачущими, надо стяжать великий дар слез, который так немногим свойствен; надо стяжать кротость вместо гордости, грубости и самопревозношения; надо всем сердцем алкать и жаждать правды Божией; надо стяжать сокровища милосердия, стать чистыми сердцем, быть миротворцами... И когда придет смертный час такого человека, тогда ангелы Бо- жии понесут впереди него на золотых блюдах все доброе, что сделал он: все дела любви, дела милосердия, все слова добрые слова истины, стремления высокие и чистые — понесут, понесут...» Это Дух, именно Божественный Дух умершего тела праведника, поведет за собой его чистую возвышенную душу по ступеням сияющей небесной лестницы к самому верху Божественного Престола! Приходилось ли вам задумываться, почему смерть человека имеет у православных несколько наименований. Церковь говорит, что человек не умер, а скончался, почил, усоп, преставился...
Вовсе не об одном и том же. Эти термины исходят из всего вышесказанного и как нельзя лучше подтверждают предположения о том, что существует черная, серая и белая смерть. Черная смерть — это смерть насильственная. Она от дьявола, и мы не будем ее касаться в разговоре о праведном пути для души. А естественный конец может наступить двояко. Серая смерть ждет подавляющее большинство людей. Наступает она тогда, когда «биоробот», т. е. их физическое тело, уже износился окончательно и погибает еще до того срока, как дух сумел воспитать человека духовного из первоначального человека разумного.
нимаются в Божественной канцелярии уважительные причины?» Конечно, принимаются. Божественная цель не выполнена, но если человеческая душа стремилась к Богу, то двери не закроются перед ней. Ее ждет перерождение в следующем теле, где дух предпримет вторую (третью, четвертую, пятую и т. д.) попытку ее спасения. О таком умершем говорят «почил»... И это слово отражает временное состояние покоя, отдыха, а отнюдь не безысходности смерти.
Да, наверное. Только если под лаврами понимался погребальный венок для человека, прожившего достойную жизнь... Если же душа умершего всю земную жизнь была порабощена проблемами человека разумного и не слышала велений сердца, то ее ждет духовная смерть — полное личностное развоплощение, о котором уже говорилось выше. И о таком человеке принято говорить «скончался», то есть закончил свое существование как личность и на этом и на том свете.
Это народные упрощения того же полного конца... Высшей же формой окончания человеком своего земного пути является белая смерть. Бывает так, что дух досрочно выполнил свою Божественную цель и просветленная душа одухотворилась настолько, что готова присоединиться к светлому Духовному миру. Однако и тело, благодаря ей, окрепло настолько, что может жить еще долгие годы. И тогда душа, при поддержке духа, обращается к Создателю с просьбой о досрочном освобождении ее из материального мира...
Вовсе нет. Здесь человек не сам налагает на себя руки, а просит Бога забрать его созревшую душу раньше времени. Как Симеон Богоприимец, о котором я рассказывал. Он достиг права принять новорожденное тело Сына Божьего — чередой своих праведных жизней — после этого испросил чести предстать перед Создателем! Души святых людей могут выйти на такой контакт с Богом в любом месте. Пресвятая Богородица, например, избрала Своим смертным Дожем простую кровать, и архангел Гавриил украсил ее райской ветвью, сияющей небесным светом. Блаженным успением называем мы Ее кончину. Она успела до срока выполнить Свое Божественное предназначение, и тело Ее уснуло блаженным вечным сном. Блаженным успением, стоя на коленях перед образом Пречистой Богородицы, отошел в иной мир преподобный и богоносный Серафим Саровский. Таким же путем ушел в вечность великий святитель земли русской Филарет, митрополит Московский, и многие другие святые.
Но успение — это путь для избранных духовников. Простые праведники же, став людьми духовными, могут напрямую обращаться к Создателю с просьбой о досрочной смерти своего тела лишь в определенных, особых местах нашей матушки-планеты, — в тех местах, где живая Земля сама говорит с ними... Присоединив голос своей души к мощному потоку вибраций, исходящих из сердца планеты, Homo spirichuels будет услышан Вседержителем и предстанет перед его Престолом на справедливый Суд. И мы скажем про такую смерть: «Преставился». Один из таких «коридоров», ведущих к Божьему Престолу, нам удалось посетить.
На самом севере Карелии бежит к Белому морю извилистая и порожистая река Охта. Бежит, нанизывая на свою серебряную ленту десятки больших и малых озер с темной и прозрачной водой. Огромные и горбатые коричневые окуни лениво заглатывают там зазевавшихся плотвичек, а серебристые хариусы отчаянно рвутся вверх, сквозь пену каменистых перекатов. Река то стискивается узкими каменными каньонами и дико ревет в их стенах, грохоча по многометровым порогам, то затихает в болотных низинах, покрытых коряжистыми черными остовами выгоревших деревьев. Блестящие черные норки промышляют по берегам гнездовьями водоплавающих птиц. Отмахиваясь лапами от гигантских комаров, жируют в ягодниках медведи. Глухари с тетеревами по-братски делят бескрайние лесные угодья. Красота неописуемая! Природа отдыхает от человека... Нет в этих местах ни рыбаков, ни охотников — гиблая глушь кругом на сотни километров. Лишь редкие артели заключенных рубят и сплавляют лес. Никто не охраняет их. Ведь убежать отсюда можно лишь на тот свет, да и то не каждому. Последняя фраза — вовсе не аллегория. Но обо всем по порядку. На Охте есть несколько порогов, попытка рафтинга по которым возможна лишь по «большой воде»: это продолжается две первые майские недели, да и то не в каждый сезон. Прошлая зима выдалась снежной, и нам захотелось рискнуть сплавиться. На глухом полустанке из мурманского поезда высадились лишь мы, да был отцеплен вагон-ЗАК. Взвод автоматчиков с десятком исходящихся в лае черных псов встретил очередную партию осужденных и увел их к барже у озера. А к нам подошел мужичок неопределенного возраста, отличавшийся от уведенных под конвоем лишь отсутствием нашивки на ватнике. Он менял у проводников копченых сигов на водку и теперь стал просить нас добросить его на заимку, находящуюся двумя днями ниже по течению. Мы согласились: во-первых, в этих краях не принято отказывать в просьбах, а во-вторых, мужичок сказал, что, кроме него, никто не знает об особенностях охтинских порогов. Это оказалось правдой. Вечером, у костра, мы разговорились и узнали, что Николай — бывший заключенный, который сначала двадцать лет отсидел- отработал в этих местах, а теперь уж пятнадцатый год промышляет тут один-одинешенек. Вот от него-то мы и узнали о священном острове, где можно было попытаться умереть, не взяв на себя при этом грех самоубийства. Заключенные в их лагере передавали рассказ о загадочном озере из уст в уста. Говорили, что смерть там будто бы дает отпущение даже отпетым грешникам. Некоторые, не выдержав условий своей доли, в безысходности уходили туда, чтобы свести счеты с жизнью, но большинство из них возвращалось ни с чем. Говорили, мол, сдрейфили в последний момент. А вдруг грехи в рай не пустят? И умрешь раньше срока, да еще и в ад попадешь! — и молились пуще прежнего. Ведь в заключении почти все начинают верить в Бога. Бежал туда и Николай со своим другом. Друг погиб на последнем пороге, а вот Николай чего-то испугался и вернулся горевать свой срок. — Давно это было, — задумчиво говорил он нам под треск костра. — Больше не был там — умирать еще не готов. Но с вами можно туда сходить: может, сердце что и подскажет... Если вам приходилось бывать в краях, где воды больше, чем земли, то вы сможете представить наш семидневный путь. Кевятозеро — Куккомозеро — Юле- озеро — Ал озеро — Пебозеро — Хиизярви — Карнизо- зеро. Кажется, что они отделяются друг от друга либо узкими перешейками заболоченных лесов, либо крутыми скалами каньонов, с водой, ревущей в каменных зубах смертельных порогов. Даже их саамские имена уже не предвещают смельчакам ничего хорошего: Немее, Кейхань, Ойнегайне, Лоуна, Хемег, Дялугимед, Курна, Тюттеринен, — каждый из этих порогов проглотил немало плоти, охраняя потаенные места святых северных земель. Соловецкие, кирилло-белозерские, валаамские и десятки других больших и малых монастырей и скитов неслучайно издревле обосновались в этих краях, упрятанных от мирской суеты силами матушки-природы. Мы прошли все эти пороги с отчаянной верой в то, что недостойны пока смерти, и с неистребимым жела-: нием попасть на священный остров. А за порогами был водный простор. Муозеро встретило нас багровым заревом над засы- пающими берегами. Солнце садилось во втором часу ночи, да и то ненадолго. Вот бы птицам петь: от заката до рассвета — рукой подать. Но птиц в этих местах нет. Нет почему-то и комаров. Да и зверье, по-видимому, эти места не жалует: прошлогодняя брусника висит целехонька в огромных количествах, став только сла ще от минувших морозов. А в середине озера густое белое облако ночует, уходя столбом в темное небо. В этом облаке, как сообщил Николай, всегда и прячется Троицкий остров. И не ночует там странное облако, а живет постоянно, укутывая святые берега от постороннего глаза. И мы поплыли в эту пугающую, но манящую белизну... Мелкий и теплый светло-молочный дождь накрыл нас уже у самого берега. Это был даже не дождь: крохотные капельки воды густо висели в воздухе, подрагивая и поблескивая, словно туманная кисея. Огромные камни-валуны, покрытые плотными покрывалами серебристо-серых мхов, возвышались там и тут, словно пушистые спины спящих исполинских зверей. Рощицы вековых елей чередовались с зарослями седого можжевельника и бородавчатой карельской березы. Вода в мелких болотных лужицах пахла телом новорожденного ребенка. Густая тишина окутывала все вокруг... В самом центре острова, на скалистом возвышении, среди высоких елей виднелись два бревенчатых храма. Когда-то в глубокой древности здесь был небольшой монастырь, от которого и осталась церковь Троицы Живоначальной. Построенная без гвоздей еще в 1553 году (!), церковь до сих пор стоит целехоньки, укрытая густыми прядями мхов и лишайников. Неподалеку как раз-то и находится огромный валун, на который прежде ложились праведники, чтобы Принять от Господа белую смерть. В 1602 г. над этим местом возвели часовню Спаса Нерукотворного, в которую и поставили большой деревянный гроб. Ему уже несколько сотен лет, и доски его мерцают в темноте, словно сделанные из кости... Тела тех душ, что преставились отсюда к Божественному Престолу, не разлагаются в этом гробу. Они лежат в нем, пока сюда не придет очередной желающий до срока расстаться с земной жизнью. Он-то и должен похоронить бренную оболочку предшественника, прежде чем лечь самому во мрак священной домовины. Десятки покосившихся, зеленых и мохнатых замшелых крестов торчат среди окрестных елей. Мы вошли в часовню и подняли крышку гроба... Я не стану называть имя того человека, тело которого лежит сейчас в этом гробу, так как официально он, слава богу, будто бы уехал из России. Да и не один уже год прошел... Не стали мы и хоронить его плоть. Свято место пусто не бывает: вынуть тело должен тот, кто сам готов лечь туда с молитвой о даровании белой смерти. Мы не посчитали себя вправе делать это, просто закрыли крышку и покинули остров... Но меня до сих пор занимают два вопроса: куда Святой Дух отвел душу этого человека, раз уж она покинула свое тело досрочно? И все ли сам я делаю для того, чтобы моя душа получила иную судьбу? Ведь чем праведнее человек, тем глубже должно быть в нем осознание своей греховности... Премудрый царь Соломон дал когда-то всем своим собратьям совет слушаться велений сердца своего, поступать по его зову, стать сердечным человеком, а не просто разумным. Знал великий государь, что именно н сердце каждого из нас и обитает Дух Святой — посланник Создателя и его негасимая частичка. Он там для того, чтобы помочь нам шагнуть по высшей эволюционной лестнице мироздания, навстречу своему духовному Отцу. И надо успеть... Каждому из нас надо успеть сделать этот шаг, пока еще не окончен срок. «...Поступайте не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы», — предупреждал человечество Христос (Еф. 5, 1—16). И на этом нелегком пути «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи!».
|