Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекционный курс
Тема 1. Предмет социальной сексологии
Этимология понятий: «секс», «сексуальность», «сексология». Институциализация социальной сексологии: этапы. Роль социального контроля в развитии социальной сексологии. Становление и развитие социальной сексологии как научной и учебной дисциплины за рубежом и в России: общее и особенное. Цели и задачи курса «Социальная сексология».
Тема 2. Модели человеческой сексуальности
«Модель» как научное понятие. Моделирование в социологическом исследовании сексуальности: методологические проблемы. Особенности человеческой сексуальности, ее виды. «Детская» и «подростковая», «мужская» и «женская» сексуальность. Проблема научных оснований моделирования человеческой сексуальности. Биологическая, психологическая и социальная модели человеческой сексуальности.
Тема 7. Мужская и женская сексуальность
Медицинские и социокультурные аспекты мужской и женской сексуальности. Образы феминности и маскулинности и их влияние на особенности мужской и женской сексуальности. Проблемы коммуникации мужчин и женщин. Мифы о мужской и женской сексуальности.
Тема 3. Сексуальная культура
«Культура» как научное понятие. Виды культур. Элементы сексуальной культуры и их содержательный анализ. Структура сексуальной культуры. Нормативы и их содержание в разных культурах. Установки общества относительно гомосексуальности, мастурбации, добрачной, брачной и внебрачной жизни. Символы сексуальной культуры. Ритуалы и обряды как элемент сексуальной культуры, многообразие ритуально-обрядовых практик. Понятие «двойной стандарт» (гендерный, социальный, возрастной аспекты). Виды и формы сексуального поведения (типичные и нетипичные). Н. Бердяев, П.Сорокин, С.Голод об особенностях российской сексуальной культуры.
Тема 4. Сексуальная революция и ее социальные последствия Основные тенденции и закономерности сексуального поведения в современном мире. Понятие «сексуальная революция». Американская и шведская сексуальные революции: общее и особенное. П.Сорокин о сексуализации американской культуры и революции в сексуальном поведении. М.Лернер о свободах, учрежденных в ходе сексуальной революции в США (свободы нарушать формальные кодексы, избирать формы сексуального поведения и полного самовыражения в интимной сфере). Особенности первой и третьей сексуальных революций в Швеции. Э. Йенсен как основатель первых научных программ сексуального просвещения. Сексуальная революция в России, ее особенности (хронологические рамки, отставание во времени, содержательные характеристики). Своеобразие современного этапа в социологическом исследовании сексуальной революции: региональные аспекты. Тема 5. Любовь как объект сексологического исследования Любовь: понятие, виды. Методология исследований любви в социальной сексологии. П.Сорокин о современной любви. Любовь как норма эротических отношений. Факторы формирования чувства любви в эротических отношениях. Типообразующие признаки любви. Образы эротической любви в современном обществе. Э.Гидденс о любви и сексуальности в современном обществе. «Российские эротические отношения» и гендерная ответственность женщины за любовь. Тема 6. Социально-правовые проблемы социальной сексологии (деловая игра).
Тема изучается на семинарском занятии[1]. Студентам предлагается несколько тем на выбор для дебатов, которые по их желанию могут быть изменены: «Проституция как социально-правовая проблема», «Гомосексуализм: социально-правовые и социокультурные аспекты», «Порнография как социально-правовая проблема» и «Сексуальное насилие в ракурсе социологии». После уточнения темы вся группа делится на три подгруппы: эксперты-оппозиционеры (6 человек) и эксперты-представители государственных органов власти (5 человек), спикер (1 человек) и наблюдатели (остальные члены студенческой группы). Подгруппа представителей разных органов государственной власти состоит из министра здравоохранения и социального развития, министра финансов, министра культуры и молодежной политики, министра юстиции и директора ТААС. Подгруппа оппозиционеров включает в себя: социолога-психолога, сексолога, представителя учреждения культуры, адвоката, юриста и представителя феминистского движения. Задача каждого участника в соответствии с выбранной ролью отобрать материал и представить рассматриваемую проблему, выделив наиболее актуальные и нерешенные вопросы. Задача представителей органов государственной власти – обосновать эффективность существующей системы социально-правового регулирования (проблем проституции, гомосексуализма и т.п.). Оппозиционеры решают противоположную задачу. Наблюдатели следят за ходом дискуссии, которая модерируется спикером, и по результатам представленных точек зрения высказывают свои выводы относительно аргументации обеих сторон. В связи с тем, что время деловой игры ограничено, высказывания всех участников строго регламентируется и должно соответствовать ранее согласованным со студенческой группой требованиям: быть краткими (3-4 минуты), емкими и доказательными.
Тема 7. Сексуальность пожилых людей и людей с инвалидностью (самостоятельное изучение) Тема 8. Методологические и методические проблемы сексологических исследований
Социологические исследования сексуальности рубежа ХIХ – ХХ вв. Исследования Елистратова А.И. и Обозненко П.Е., их роль в развитии социальной сексологии. Исследования человеческой сексуальности в 50-80 х гг. ХХ в США: их «сильные» и «слабые» стороны. Наблюдение в сексологических исследованиях. Клинические методы исследования (обследования или наблюдения пациентов в процессе их лечения). Анализ документов: произведений литературы, науки и искусства, публицистики и иных материалов, связанных с взаимоотношением полов. Особенности выборок в сексологических исследованиях ХХ в. Сложившиеся практики социологического исследования полового воспитания детей и подростков. Критика инструментария, используемого в сексологических исследованиях ХХ в. Этические принципы сексологических исследований. Отечественная школа сексологических исследований, ее особенности. Стратегии социологического исследования сексуальных биографий. Реконструкция сценариев сексуальности и их трансформация в различных культурных контекстах.
|