![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скороговорки в речевом тренингеСтр 1 из 10Следующая ⇒
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА М. В. СМИРНОВА СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ Учебное пособие 2-е издание Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Санкт-Петербург 2009
УДК 792 ББК 85.334.076.3 С 506 Пособие разработано для слушателей «Интер-Мастер-Класса» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Утверждено Советом факультета актерского искусства и режиссуры 01 марта 2007 г. Рецензент: Алфёрова Л. Д., кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи СПбГАТИ 2-е издание Данное пособие предназначается для абитуриентов, собирающихся поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Оно может быть также полезно студентам первых-вторых актерских курсов и начинающим преподавателям предметов «Сценическая речь». Рекомендовано широкому кругу лиц, желающих улучшить дикцию и речь. © М.В. Смирнова, 2009 © Санкт-Петербургская ISBN 978-5-88689-063-1 государственная академия театрального искусства, 2009
***
В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать: «Скороговорка - это искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Обычно именно так и рассматривают скороговорки, считая, что их использование ограничивается лишь сферой отработки дикции. Однако любой практикующий специалист по сценической речи может внести в данное определение существенные дополнения, которыми нам и хочется поделиться с вами. Да, конечно, скороговорки являются верными и надежными помощниками для абитуриентов и студентов в нелегкой работе на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение; для работы по голосоведению и освоению резонаторной системы, расширению звуковысотного и темпоритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма и т. д. От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая померяться с ними силами, испытать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные, коротенькие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зарифмованы в небольшие стихотворения. В детстве скороговорка - это веселая, занимательная учеба для детей, а позже - отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения. Скороговорки придумываются поэтами и писателями, рождаются в народе, откликаясь на нелепости и несуразности казенного языка:
Крепче крепить крепость крепежной крепи. Спикер у спикера спёр скипетр. Протокол про протокол протоколом запротоколировал. Нужен риэлтеру электорат, как импичмент спичрайтеру. Приватизировали, да не выприватизировали.
Многие скороговорки возникают в стенах театральных вузов и училищ на уроках по сценической речи. Чаще всего их придумывают студенты по заданию педагога. Вот, например, рассказ-скороговорка студента, стремящегося улучшить произнесение звука Ш: «Шесть шажков шишку до шеф-повара. Спешил шишок, тушил в горшке картошку, сушил шиповник, и, шмыгая, швырял в мешок. Шумит камыш, у шишка на шампуре шипит шашлык. Зашумели крылышки, и мушка шмякнулась на шашлык. Шасть мушка по картошке, прошмыгнула, что мышка, по шанежкам и сушкам. Шишок шибко спешил, шустро зашиб мушку в сушках. Засушил, потушил, перемешал с кашей и вермишелью и вышел в лучшие шеф-повары».
Или стихотворение студентки, также занимающейся исправлением «шепелявости»: Шаг - шажок, Шаг - прыжок, Шаг - флажок, Шаг - должок. Жизнь – ожог!
Сочиняя тренировочные тексты, окунаясь в мир фонетики, звукового разнообразия слов, словосочетаний, фраз, студенты начинают с большим интересом, бережнее и осмысленнее относиться к каждому звуку, тем самым обогащая и расширяя свой словарный запас, активизируя мышление и воображение. Это, конечно, вносит в процесс обучения элемент творческого поиска и личностной заинтересованности. ЗАДАНИЕ:
Попробуйте сочинить небольшие тексты в прозе или в стихах. Постарайтесь использовать как можно больше слов, содержащих необходимый для тренинга звук. Огромную пользу приносят скороговорки при обучении иностранных студентов. Говорящие на других языках учащиеся удивляются количеству, разнообразию и изобретательности русских скороговорок. Почти каждый день появляющиеся в тренинге новые сложные тексты — для них «и мука, и отрада». Все это позволяет улучшить качество владения русским языком, познать поэтику звука, познакомиться с юмором и самобытностью народных высказываний, расширить лексический запас. Кстати, следует отметить, что и для русскоговорящих студентов во многих скороговорках встречаются неизвестные слова и понятия, для расшифровки которых необходимо обратиться к словарю: Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рододендроны из дендрария. Адъюнкт ткач. Инженеры нивелировали да не вынивелировали. Антиквары отдают приоритеты раритетам. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Знакомство с подобными скороговорками дает повод для самостоятельной работы студентов со словарями и другой справочной литературой. Большую пользу приносит подготовка небольших сообщений об узнанном с приведениями примеров из научной и художественной литературы. ЗАДАНИЕ:
1. Впишите ниже значение слов: Курфюрст – Ландскнехт – Дендрарий – Адъюнкт – Нивелировать – Приоритет – Раритет – Вахмистр – Ротмистр –
2. Составьте с этими словами новые скороговорки:
Для учащихся, имеющих говорные отклонения, скороговорки могут стать первыми текстами для письменного и устного орфоэпического разбора. В любой из взятых в работу скороговорок обязательному контролю должны подвергаться гласные А и О, а также Е и Я, редуцирующиеся (то есть изменяющие свое качественное и количественное звучание) в определенных позициях (предударных и заударных). Но в данном пособии мы не будем рассматривать эту проблему. Подробнее о работе над исправлением говоров вы можете узнать в специальной литературе по предмету.
|