Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие звуковысотного диапазона
Еще одним из аспектов развития голоса является работа над расширением и развитием звуковысотного диапазона. Лучше эти занятия проводить с педагогом по речи, т. к. при неподготовленности речевого аппарата к подобному тренингу существует риск сорвать голос, то есть нанести механические травмы голосовым связкам. Развитие голосового Диапазона происходит последовательно, неторопливо, из урока в урок осуществляется постепенный «подъем» и «спуск» голоса по «восходящей» и «нисходящей» гаммам. На первых этапах этого тренинга чаще всего используются скороговорки, изобилующие сонорными согласными в сочетании с гласными А, О и Э как наиболее легкими и удобными для голосоведения. Именно на соединении сонорных согласных и открытых, свободно льющихся гласных возможен полноценный контроль и выработка навыка устойчивого звучания на всем протяжении звукового «подъема и спуска»: Мяланья-болтунья молоко болталя выбалтывала, да не выболтала. Марину и Милу малина манила, Марине и Миле малина мила. Хвала халве, халва вкусна/Вкусна халва, халве хвала/ ЗАДАНИЕ: Попробуйте аккуратно произнести предложенные выше скороговорки, каждый раз поднимаясь, как по лесенке, на одну «ступеньку» вверх на полтона. Затем попробуйте неторопливо «спуститься с лесенки». Еще раз хочется напомнить, что нельзя форсировать события и сразу стремиться на самую вершину своих возможностей. Для данного вида упражнений также возможен подбор отрывков из литературных произведений, соответствующих своим звуковым составом задаче развития звуковысотного диапазона. Например, в произведении Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» мы находим такое предложение: Колокол колокольный, на колокольне колокольствующий колокола колоколительно, колоколение вызывает у колокольствующих колокольственное.
Или в стихотворении Л. Мартынова «Намедни»: А что Так медово Плывет – Не звезда ль? Нет! Медное слово Звенит, как медаль.
Думается, что, кроме «удобного» звукового состава в подбираемых текстах, говорящему должно «захотеться пробежать» голосом вверх или вниз по диапазону, чтобы точнее передать смысл сказанного. Образы «колокола, ветра, моря, водопада, фонтана, неба, полета или падения», встречающиеся в подбираемых и используемых для тренинга отрывках, как нельзя лучше помогают неформально соединить звуковой посыл со смысловым развитием фразы. ЗАДАНИЕ: Найдите в литературных произведениях подходящие тексты для тренинга.
На последующих этапах в работе могут быть использованы скороговорки, содержащие не только «удобные» гласные и сонорные звуки, но и все остальные, что, конечно, переведет работу над развитием звуко-высотного диапазона на новый уровень сложности, чтобы в дальнейшем произнесение любых звуков на заданной высоте и громкости не вызывало затруднений: Колокололитейщики переколотили выкарабкавшихся выхухолей. Мокрая-премокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась. Порослями заросли поросли, зарослями поросли заросли.
Вариативные изменения скорости и ритма в тренинге позволят продолжить работу над расширением ваших дыхательных, дикционных, голосовых и других речевых возможностей. Скороговорки могут стать подспорьем при изучении основ стихосложения как элементарные примеры стихотворных метров и размеров, но это тема уже другого пособия. Кроме того, скороговорки могут служить отличным тренировочным материалом на параллельных дисциплинах, таких, как «Ансамбль» и «Сольное пение», - для распевок; на предмете «Основы сценического движения» - в качестве текстов для упражнений на координацию и ритм. Итак, технологические возможности использования скороговорки многогранны и ограничиваются лишь вашей фантазией. В приложении к пособию вы найдете обширную подборку звукосочетаний и скороговорок, предназначенную для самостоятельного тренинга. Надеемся, что полученные в пособии знания помогут вам в улучшении вашей речи!
ТАБЛИЦА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
Подобранные ниже звукосочетания, содержащие в своем составе достаточное количество гласных звуков, в большей мере предназначены для упражнений на освобождение нижней челюсти, проверку качества дыхания и звукооформления. Звукосочетания, состоящие почти полностью из согласных звуков, направлены на отработку чистоты и четкости их произнесения, выработку артикуляционной выносливости, подвижности речевого аппарата. Предложенные звукосочетания рекомендуется отрабатывать по ранее оговоренной линейке У-О-А-Э -И-Ы, изменяя все гласные звуки, входящие в их состав. В двухсложных, трехсложных и др. звукосочетаниях предлагается ставить ударение на первый слог (в дальнейшем это правило может быть изменено).
БРЛУМ-ДУРУМ-ДУРУМ - БРЛОМ-ДОРОМ-ДОРОМ и т.д. БРУТТУ-БРУТУБРУ БУБУБУБУБУБУЛУЛ БУБУБУП-ВУВУВУФ БУДУБУДУ БУКУККУЛУ-ВУКУККУЛУ БУППУП-ДУТТУТ ГРТУТУТУ-ГРДУДУДУ ДУГУРУГУЛУТУТУТУ ЗДРУТУМУТ ЗУЗУЗУЗУ-ЖУЖУЖУЖУ КРУГРУКЛУГЛУ КУГУГУККУ ЛГУГУГЛУЛГУ-ГУГЛУЛУЛГУ ЛОЛОЛОЛОЛОБОЛОЛ ЛУМПСУ-ПРУМПСУ МУМУМУМ-ЛУЛУЛУЛ-НУНУНУН МУМУПТУ-ПУПУМТУ МХПЛУТУТУТУТУЦУМ ПЛУМПСУ-ПРУМСУПРУ ПЛУХТ-УХТПЛУ ПУБУВУФУМУ-ПУБУВУФУЛУ ПУПУБУБУ-ФУФУВУВУ ПУПУПУПУПУПУЛУП ПХТМУКС-ХУХУКС ПХТМУМУМУКС-ХУХУХУКС РСУРСУНУРС РУГУДУГУЛУТУТУТУ РУКУТУТУ-РУГУДУДУ РУМПРУМ-РУМПРУРУРУМ РУРУТРУРУРУРУРУ РУСЧУСШУ СГРУТУТУТУ-ЗГРУДУДУДУ СТРУКТУРУРУР-ЧУРУЧУЧ СТУКУТУСУС-ЗДУГУДУСУС СУСУ-УСУ-УЗУЦУ ТРУДРУКУККУ ТУКТУКМУМ ТУКУРУРУ-ДУГУРУРУ ТУТУТУТ-ТУТУКУК-ТУТУПУП УКСУПСТУКСУС УМБУМБУ УМСУ-УПСУ-УМСУ-УПС УМЦУЦУЦУ-УНЦУЦУЦУ УПБУП УСКЛУЗУ УСТУСТУ-УСТУСРУТ УСУСУСУ УС-УТ-УФ-УХ УФ-УТ-УТ-УП УФУУТТУ УХУХЛУ УХ-УШ-УШ-УС ФТКУКУКУ-ВДГУГУГУГУ ФУГУТУФУ-ФУХУТУХУ ФУУФХУП ХУХУХЛУ ЦМУРУЦУЦУ ЦМУЦ-РУРУРУ ЦУКМУМУ-СЦУКМУМУ ЧКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ ЧРУЧЛУ ШУЖУЧУ
В следующих звукосочетаниях изменяются согласные по алфавиту:
БА (8 раз)-БА (в два раза быстрее-16 раз) - В А (8) - В А (16) БДУ-БДО-БДА-БДЭ - ВДУ-ВДО-ВДА-ВДЭ БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ - БУБОБАБЭБИБЫ (слитно) БРУТУТУТУ-ВРУТУТУТУ БУБУБУБУ-ВУВУВУВУ БУБУЗУЗУ-ВУВУЗУЗУ УББУ-УВВУ.
Кроме того, звукосочетания могут изменяться и по цепочке гласных. Далее звукосочетания изменяются по приведенной аналогии:
ВЗРУВРУВРУК — ВЗРОВРОВРОК ВЗРУКРУКРУК — ВЗРОКРОКРОК ЗДРУГУРУГУРОГОТОКО – ЗДРОГОРОГОРОКОТОКО КУНАДЕПЕПЕДЕКУ – КУНАДЕПЕПЕДЕКО СТРУБУЦПУПУМ – СТРОБОЦПОПОМ СТРУКТУТ-ЗДРУКТУТ - СТРОКТОТ-ЗДРОКТОТ СТРУКУРУКУРОКОТОКО - СТРОКОРОКОРОКОТОКО
Напомним, что вы можете вычленять из более сложных звукосочетаний сначала менее сложные, затем объединять их попарно, в различные придуманные вами комплексы, «поворачивать колечко гласных», увеличивать количество произносимых звукосочетаний, таким образом бесконечно модифицируя задания для дикционного тренинга. Последующее разделение звукосочетаний на группы является относительно условным, т.к. вариативность и разнообразность их довольно велика. Предложенные в данной группе звукосочетания служат для проработки губных согласных Б-П и язычных Д-Т, Г-К-Х. Звукосочетания изменяются по линейке гласных:
ПТКУ (и его варианты КПТУ, ТПКУ, КТПУ, ПКТУ, ТКПУ) БДГУ (и его варианты ГБДУ, ДБГУ, ГДБУ, БГДУ, ДГБУ) ПТКУПТ БДГУПТ ПТКУПУТУПТ БДГУБУДУПТ БДВУ-ПТВУ - ПТВУ-БДВУ БДУКИ-ПТУКИ КВУСТУ-ГВУЗДУ-ХВУСТУ КПТУКПТ-ХПТУХПТ ПТМУБДГУПТКУ ПУББУ-БУППУ ТКМУКТУ-ДМУКТУ ТМУРКУПСТУ-ДМУРКУПСТУ ТПКЛУ-ТПТКЛУ ТПРТКУ-ДБРДГУ УКХТПУП-УТХКПУП УКХТУ-УХКТУ УПТ-УТП УПТПЛ-УБДБЛ ХФПУС-ПФХУС
Тренировка губных звуков П-Б и губно-зубных В-Ф:
БВМУ-ПФМУ БВУМ - ПФУМ - БВУМРУ - ПФУМРУ БВУ-ПФУ БДВУ-ПТВУ БЖМУ-ПШМУ ВЗВЗВУ-ВЗВЗВУК ВЗВЗВУ-ВЗВЗДВУНЬ ВУФФУ-ФЛУЧ ПЛУФ-ФЛУП ПФМУ-ФПУСХ ПФУМ-БВУМ - БВУМ-ПФУМ УТФ-УФТ ФСПРУСТУТУ ФСПУСТ- ВЗБУСТ ФСУФСУ-ВЗУВЗУ ФТКУСШУ ФТПЛУЦ - ВДБЛУЦ
Данные звукосочетания позволяют отрабатывать звук Р в различных комбинациях:
БРВУСТ-ПРФУСТ - ПРУСТ-ФРУСТ РМУТ-ПРМУТ-ВРМУТ-ФРМУТ БРНУТ-ПРНУТ-ВРНУТ-ФРНУТ ВЗЛУВРЛ ВРЗДРУВРЛУВРЛ-ФРСТРУВРЛУФРЛ ВРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ВРЛУВРЛ ВРЛУПТКУПТ-ФРЛУБДГУПТ ВРЛУ-ФРЛУ-ФРЛУ-ВРЛУ ВРУ-ФРУ-ФРУ-ВРУ ГРСТУТЬ-ГРСТОТЬ ЗБРУСТ-ФСПРУСТ ЗДРУП-СТРУП - СТРУП-ЗДРУП КРМТКУК-КРМТКОК КРМТКУК-ЧКРМУ МРЛНУ-НЛМРУ НРНУМРН-МРНУМРН ПРВРЛУ-ПРВРДУ ПРЛУВРЛУ-ВРЛУПРЛУ РКУМЦМУ-РГУМЦМУ СКВУРЦ-ЗГВУРЦ СКРУМЗГЛ-ЗГРУМЗГЛ СЛУМРУР-ВЗЛУМРУР СПРУЗБРУ-ЗБРУСПРУ СПТРУС-ТРУСТР СТРУВЛ-ЗДРУВЛ СТРУПТУПТУТ-ЗДРУБДУПТУТ СТРУТУМУТ-СУСУСТРУ ТРУФ-ДРУФ-ПКРУ-ГРУ УФПРСНУ-УФПРСТУ УФРЛУ-УВРЛУ УЦУБРНУ-НУБРНУ
Звукосочетания, содержащие звуки С-3, Ж -Ш:
ВЖУР-ФШУР - ФШУР-ВЖУР ВРУСМУСУ-ФРУСМУСУ ЖУТЬ-ШУТЬ - ШУТЬ-ЖУТЬ ЗЖВУ-ЗЖВУ-ДЛУДЛ - ЖЗВУ-ЖЗВУ-ДЛУДЛ ЗЖДРУ-ЖЗДРУ - ЖЗДРУ-ЗЖДРУ ПШУФТ-БЖУФТ СКУЗГУ-ЗГУСКУ СТУКУМП-ЗДУГУМП СТУКШТУ-КШТУСТУ СТУСТ-ЗДУСТ - СТУСМ-ЗДУСМ СУШУСУ-ЗУЖУЗУ - ШУСУШУ-ЖУЗУЖУ СШТРУС-ЗЖДРУС УШТВУ-СТРУШУ-СТРУШУЦУ ШКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ ШКУТК-ШПУРФ ШМУТРУ-ЖМУТРУ ШСВУ-ЖЗВУ ШТЛУМ-ЖДЛУМ-ШТРУМ-ЖДРУМ-ШТЛУТМ-ЖДРУТМ ШТПУ-ШПУРФ ШТПУ-ШТПУПТ-ШТПУПТК ШТРУМКТ ШТРУСМ-ЖДРУСМ ШТРУСТРУ-СШТРУШСТРУ ШТУПТК-ПТКУШТ ШТУФРТ-ШТОФРТ ШУЖУЖУШУШ-СУЗУЗУСУС ШУФУРШ-РШРУ-ПШУШТРУ ШУШТИ-ЖУШТИ-КРУШТИ-ФРУШТ
Звукосочетания со звуками Ч-Щ, Ц:
КШТУ-КШЧТУ МБУЧНУ-ЧНУМБУ ПШУФТ-ШТПРЦУ СКЧРТУ-ЧКРСТУ СТУПЧТ-ЗДУПЧТ ТЧКЛУСТ – ЧМУКСТУТУТ УЧУ-УЩУ - УЦУ-УСУ УЧ-ЧМУЧ - ЧУЧ-ЩУЧ ФТПЛУЦ – ВДБЛУЦ ЦКЛУНЬ-ЧКЛУНЬ ЦКЛУ-ЧКЛУ - ШКЛУ-ЩКЛУ ЦКМУ-ЧКМУ - ШКМУ-ЩКМУ ЦКРМУ-ЧКРМУ - ШКРМУ-ЩКРМУ ЦЛТУСТ - ЧЛТУСТ – ЩЛТУСТ ЦУОЦ-ЧУОЧ ЧВУСТ - ЦВУСТ ЧКЛУЧ-ШКЛУЧ - ЦКЛУЧ-ЩКЛУЧ ЧКЛУ-ШКЛУ - ЦКЛУ-ЩКЛУ ЧКМУТУТУМ-ЦКМУТУТУМ ЧМУКСТУТУ - ПХТМУКСТУТУ ЧПТКУ-ЧТРСТУМ ЧПТУЧПТ - ЦПТУЦПТ - ЩПТУЩПТ ЧТПТКУ - ТЧПТКУ ЧТУ-ТЧУ ЧУМУЧТУ - ЧУШУЧТУ - ШУМУШТУ - ШУМУЧТУ ЧУФСТРУЧ - ЧОФСТРОЧ ЧУШУ - ШУЧУ ШТУ-ЧТУ - ЧТУ-ШТУ ЩУМПЧ - ЧУМПЩ ЩУЧУЩУ
Звукосочетания с сонорными звуками М, Н, Л:
ВЛГУ-ВЛГУТМУК ЛГУГУГЛУ-ГУГЛУЛУЛГУ МНГНМУМ-НННМУМ МНГНМУМЦУРУЦУЦ-МНГНМУМЧУРУЧУЧ МНЛУ-МНЛРУ МНМУ-НМУ - МНМУ-НННМУ МНУМУРЦУ МЦПНУМ-НПЦПНУМ НМУМНУ УНТВЕРПЛУ-ПЛУЛУЛУРУ ХЛУМ-ХМУЛ - КЛУМ-КМУЛ ЦНТКНМУМЧУЧ-УШХСЧУЧ
Звукосочетания с использованием линейки йотированных линейки гласных Ю-Ё-Я-Е-И, дающие возможность работать над мягкими вариантами согласных:
АТЮТЮТЬ-АДЮДЮТЬ БДЮБДЮ-ПТЮПТЮ ВЗЮ-ВЗЮ ДРЮТЮТЮТЮ КЛУМУНЦУЦУ-ВРЮРЬ КРЮЧМЮЧЧУЧ ЛЮЛЮЛЮЛЮ-ТЮТЮТЮТЮ-ДЮДЮДЮДЮ МЛЮЛЬ-КЛТМЛЮЛЬ МЛЮЛЮЛЮЛЮЛЬ мнюмню ПЛЮ ПЛЮМПУПУПУ-БЛЮМБУБУБУ РЛЮНЬ РРЮРЬ РУРУТРЮРЮРЮРЮ РЮНЬЛЮНЬ СМУЛЬ-СМЮЛЬ стюч-здюч СУСУТЮТЮТЬ-ЦУЦУТЮТЮТЬ СУСУТЮТЮТЬ-ЩУЩУТЮТЮТЬ съюююю-смъюююю - зъюююю-змъюююю тюдютюдю тютитити-птютитити ТЮТЮТЮРЮПЛЮЛЮЛЮ ФКРТЮТЬ ФЛЮП ФРТЮЧ-ВРТЮЧ чью чючютютють-щющютютють
Соединение твердых и мягких согласных в параллельных цепочках:
ВЗДРУБУДРУ-ВЗДРЮБЮДРЮ ВРЛУВРЛ-РЛЮНЬ ГРУНГРИ-ГРЮНГРИ МНМЛУМ-МНМЛЮМ ПЛУ-ПЛЮ ПТКУЛУ-ПТКЮЛЮ ПУБУВУФУМУ-ПЮБЮВЮФЮМЮ УЧУ-УТЮ
ЗВУКОВЫЕ «языколомки»
Б, БВ, БВГ, и т.д. до БВГДЖЗКЛМНПРСТФХЦЧШЩ БВГДЖЗУ - КЛМНПРСТУ – ФХЦЧШЩУ БДРСТВУ - ПТРСТФУ БДУМБДРВУ БЛДРУСТУ - ШТРУСТУ - ПРУСТУ ВДМУУ - ПТМУУ ВЖУР - ФШУР - ХЛУМ - ХМУЛ ВЗБЗГУ - ФРЗУ ВЗГДРУС - ФСКТРУС ВЗГУТК - СКРПЛТЧКУ ВЗЛУМ - ВЗДРУМ ВЗЛУМУРТУТ - ЧУМУЧТУ - ЧКМУТУТУМ ВРУЧ-ФРУЧ-ТРУЧ-ДРУЧ ВУФФУ - ФЛУЧ ЗЖДРУВЛ - ВЛУЗЖДРУ ЗУВГРУСТУ - СТУРДЗУ КВРЛЧУ - КВРЛЧО КЛМУЧ - МЛКУЧ - ЛКМУЧ КНУКТ - ДЛУДЛ КТПУТСКУМ - ГДБУДСКУМ МЛДРНУ - ПФТЛУЧ МУТУВУСТУПЛУМПЦ ПРЛГУ - ДРБУК ПРУТКЛУМПТ ПТКУРШРУ - ВЗВУХВУ ПФПТПЛУЧ - ПФПТПЛУЦ СКРЖУМПЛ - ЗГРЖУМПЛ СКРЛУ - СКРПЛТЧКУ СТРУВЛ - ЗДРУВЛ - ЧПТУЧПТ - ПТКУПТ СТРУКТРУМЖДУЧ СТРУМПЦУМ-ДРЮРЮРЮРЬ - СТРОМПЦОМ-ДРЁРЁРЁРЬ СТУПЗДУП - БРУТПРУТ ТПРТКУ - БДРСТВУ – ПФТЛУЧ УЗВРЖВРЛУК УНГНМНТЛУ – УНГНЦМНТУ ФРМУПЛСТ – СВУФТКНУ ФТКУСШУ - ФСТУМП – СХУМПТ ЧПРСТУТ – ЧУШУЧТУ ЧТКЛУСТ - ВЗВЗВУК – ЧПТУЧПТ ЧТРСТРУМ - ЗЖДРУВЛ – ВРЛУЗЖДРУ ШТПРЦУ - УФХСЧУЧ
|