Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не вместит двор: туддву, студдву
Заметьте, что в последнем соединении «не вместит двор» звук Т «озвончается» последующим за ним звуком Д и превращает его в подобный себе. Поэтому соединение звучит не ТД, а ДД! (Подробнее о правилах «озвончения» и «оглушения» при произнесения тех или иных согласных читайте в справочной литературе по орфоэпии.) ЗАДАНИЕ: Подберите несколько подобных соединений, выпишите и оттренируйте их. Работа со звукосочетаниями происходит все по той же тренировочной линейке гласных У -О -А-Э -И-Ы. Произнесение согласных в мягкой позиции требует специальной тренировки, для чего используется цепочка гласных Ю -Ё -Я -Е -И. Подробнее о работе со звукосочетаниями чуть далее. А теперь вновь обратимся к скороговорке «про выдру». В слове «выпрыгнуть» встречается частая ошибка -так называемое «тсякание», когда слово звучит как «выпрыгнуц». Придумывая слова с подобным окончанием или имеющие в своем составе «опасные» ТЬ и ДЬ, отрабатывая правильное их звучание в игровой форме (используя мячик, скакалку, гимнастическую палку и др.), вы не только будете технически совершенствовать вашу речь, но и расширите свой словарный запас. Вот примеры слов, найденных и предложенных студентами для тренинга по исправлению так называемых «тсяканий» и «дзяканий»: Ю - тюрьма, этюд, дюбель, индюк, тюбик, Катюша, Настюша, натюрморт, тюря, дюны, гадюка, костюм, кутюрье, утюг. Ё - Тема, застёжка, стёжка, бородёнка, костёр, стёр, дёрн, костёл, котёл, стёкла, дёсны, потёмки, утёс, картёжник, котёнок. Я - утята, котята, стяжка, костяшка, тяга, бродяга, тяпка, растяпа, медяк, медянка. Е - потеря, день, в огороде, молодец, постель, коростель, дерево, деревня, растение, надежда, удел, на обеде, тень, тело, тесто, тема, затея, идея, стенка, те, терем, теснота, здравствуйте, хвастайте, помолчите, поиграйте, попробуйте, послушайте, помилуйте, помогите. И - ротик, тортик, бортик, котик, хвостик, крокодил, Дина, Димка, настил, командир, бродил, заходил, эти, бегемотики, животики, плести, нести, везти, пластина, мастика, люди. Ь - бадья, ладья, Татьяна, чуть-чуть, медведь, шесть, пять, платье, скучать, играть, считать, гулять, стоять, целовать, обнимать, миловать, класть, власть, лесть, страсть, снасть, честь, плеть, кость, трость, гость, адъютант, ладья.
Следующие слова содержат несколько мягких Т и Д: посетитель, натюрмортик, тюбетейка, тютелька, тётя, тетеря, тетерев, задёргать, продёрнуть, тягость, дядя, дети, тягость, тяжесть, десять, девять, тесть, сделать, дидактика, дятел, дёготь, стипендия. ЗАДАНИЕ: 1. Прочитайте вслух приведенные выше слова, следя за аккуратностью произнесения тренируемых звуков ТЬ и ДЬ. 3. Продолжите подбирать слова для тренировки самостоятельно. 3. Данные слова могут быть включены в придуманные вами словосочетания и предложения. Например: У тети пять детей. День-деньской крокодил сидел под бадьей. Под деревом не сосчитать котят и утят. Тема на натюрморте нарисовал тортик u т. д.
Продолжите сами:
Другие скороговорки для исправления «тсякания» и «дзякания» вы найдете в приложении, в конце пособия. Все в той же скороговорке «про выдру» необходимо обратить особое внимание на произнесение соединения гласных, образующихся на стыке слов «выдра из» - АИ, «воду из» - УИ, «выпрыгнуть-то она», «выплеснуть-то она», «а обратно» -АА. Итак, мы видим, что на материале даже одной скороговорки возможно разобрать, отработать и решить множество технологических задач. Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда нужно использовать разнообразные тексты? Ответ очень прост: многообразие берущихся в работу «чистоговорок», скороговорок, «трудноговорок», «длинноговорок» позволяет не создавать стереотипных, раз и навсегда заученных, зафиксированных, доведенных до автоматизма и механики навыков. Каждый раз, в новом материале, мы заставляем себя удерживать во внимании и контролировать все аспекты речевого тренинга. Логичная, продуманная смена тренировочных текстов, при повышающихся требованиях к их выполнению, в идеале должна привести дикцию в такую готовность, при которой встреча с любыми сложными звукосочетаниями в речевом потоке не должна вызывать затруднений.
|