![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Методика организации эксперимента.
Цель: охарактеризовать этапы организации эксперимента, особенности организации экспериментальной работы.\ Форма текущего контроля: проверка заданий Задания: 1.Сформулируйте цели, задачи Вашего экспериментального исследования, определите его этапы; 2.Обоснуйте выбор исследовательских методов, диагностических методик; 3.Разработайте систему критериев оценки полученных результатов; 4.Обоснуйте соотношение теоретической и практической частей исследования. 5. Разработайте методику проведения исследования по изучению опыта организации воспитательной работы на факультете; установите, какие формы воспитания наиболее востребованы студентами вашего факультета. Методические рекомендации: Эксперимент – комплексный метод исследования, направленный на включение экспериментатора в педагогический процесс с целью повышения его эффективности. Включает другие методы: наблюдение, беседу, опросы, тестирование и др.Эксперимент проверяет ту идею, модель, которую придумал исследователь на основе изучения педагогических фактов, существующего опыта. Эксперимент проверяет гипотезу. Эксперимент позволяет варьировать условиями, факторами, которые влияют на изучаемые явления. Задачи эксперимента: -устанавливать связи между предлагаемыми действиями и получаемыми результатами, повышающими эффективность -сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов педагогического воздействия -обнаружение причинных закономерных связей и их представление не только в качественной, но и в количественной форме. Условия эксперимента: • тщательный предварительный теоретический анализ, изучение массовой практики • установление противоречий, несоответствий, недостатков • конкретизация гипотезы, её новизны • чёткое формулирование задач, разработка критериев оценки эффективности, доказательство доступности сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед тем, что было раньше. Выделяют три вида эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий – установление того, что есть в реальности. Формирующий – реализация моей модели совершенствования системы, процесса (авторской технологи, методики, приёма), организация новых условий, устранение того, что мешает (совершенствование среды). Контрольный – доказательство эффективности того, что исследователь разработал и предложил. Экспериментатор обосновывает, к каким результатам приводят условия, которые он изменил, как эти условия влияют на результат. Условия проведения эксперимента: -наличиеконтрольной и экспериментальной групп (30-60 чел); -наличие критериев оценки (знаньевый, мотивационный, деятельностный); -уровневый подход к оценке (высокий, средний, низкий); -новое реализуется только в экспериментальной группе -количественный и качественный анализ. Этапы проведения эксперимента: формулирование гипотезы, исследование уровней обученности, воспитанности, развитости (констатирующий). непосредственное проведение эксперимента (формирующий), проверка гипотезы (контрольный). Литературное оформление материалов исследования требует соблюдения ряда правил. Необходимо доступно, чётко вычленять и передавать основные идеи, положения, выводы, рекомендации. Статья обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение её итогов, выводы и предложения. Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Статья, как правило, имеет следующую структуру: актуальность освещаемых вопросов, подходы других учёных к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы. Следует избегать наукообразности, чрезмерного использования специальной терминологии, затрудняющих понимание мыслей исследователя. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность. Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Рекомендации раскрываются во взаимосвязи содержания, форм и методов, наглядных пособий, системы задач и упражнений, рационального расчёта времени на проведение тех или иных учебно-воспитательных мер. Рекомендуемая литература Основная 1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010. 2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010
Дополнительная литература: 1.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012
2.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011
3. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.
4.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010 5.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012 6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011
7.Романов К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы// Педагогика. – 2009. - №5. – С. 27-32. 8. Бермус А.Г. Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика. – 2008. -№6.-С.15-22.
Интернет-ресурсы: https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике. https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании. https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий
|