![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 19. Метод социальных проектов как средство интеграции научных исследований и практики
Цель: Формирование умений проводить исследования по проблеме повышения эффективности технологии социального проектирования как средства воспитания. Форма текущего контроля: проверка заданий: редактирование, рецензирование) Задания: 1. Разработать таблицу, отражающую классификацию видов проектов 2. Разработать конкурсный проект, имеющий социальную направленность. 3. Подготовить отзыв на студенческий социальный проект. 4. Составьте таблицу, включающую характеристику субъектов социального воспитания; 5.Сформулируйте темы студенческих социокультурных проектов и обоснуйте их актуальность. Приготовьте выступление, содержащее ретроспективный анализ возникновения и распространения проектных технологий..
Методические рекомендации По характеру доминирующей деятельности проекты возможно типологизировать как исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные; по содержанию - монопроекты и межпредметные; по характеру контактов: участники одной группы, школы, вуза, города, региона, страны, международные. Обязательным условием эффективности проектной образовательной технологии является практическая значимость результатов, внедрение полученных результатов в практику. Методическим условием реализации проектной технологии является соблюдение определённой последовательности, порядка действий: определение проблемы и постановка задач («мозговой штурм», «круглый стол»); выдвижение гипотезы; обсуждение методов решения (наблюдений, опросов, эксперимента и др.); обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); выводы, выдвижение новых проблем исследования. Отличительной особенностью социального проектирования является направленность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем. Примерные темы социальных проектов: «Организация международной студенческой конференции», «Подготовка и проведение студенческого бала», «Разработка факультетской символики и атрибутики», «Информационно-консультационный пункт для первокурсника», «Ремонт общежития», «Центр города без пробок», «Университетская библиотека- центр студенческого общения».
Методические рекомендации Социальное проектирование представляет собой процесс моделирования и конструирование новых социальных объектов, связей и отношений, направленных на изменение социальной среды. Социальное проектирование начинается с выявления противоречий, несоответствий в работе социальных институтов, системы управления, коммуникативных связей. Выявление, анализ и обобщение этих противоречий является основанием для формулирования проблемы, поиска путей, средств её решения. Социальное проектирование, направленное на изменение политической, социально-экономической, культурно-досуговой, бытовой сфер жизни, предполагает обращение к нормативно-правовым документам, изучению реальной практики, готовности к её изменению. Основой проектной деятельности является её активный характер, направленность на решение проблемы, применение исследовательских методов. Метод проектов как основа проектной технологии обучения – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательным представлением полученных результатов. Признаками проектной технологии являются: познавательная активность; поиск, формулирование и решение проблемы; самостоятельная работа; применение совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов; реальность полученного результата. Отличительной особенностью социального проектирования является направленность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем. Примерные темы социальных проектов: «Организация международной студенческой конференции», «Подготовка и проведение студенческого бала», «Разработка факультетской символики и атрибутики», «Информационно-консультационный пункт для первокурсника», «Ремонт общежития», «Центр города без пробок», «Университетская библиотека- центр студенческого общения». : Рекомендуемая литература 1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010. 2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010
Дополнительная литература: 1. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011
2.Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.
3.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с. 4.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010 5. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011
6.Луков В.А., Миневич Я.В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 54 с. 7. Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России.-2013.№10.- С.83-90. 8.Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов // Высш. образ. в России.- 2007.-№10. –С.125-128 9. Решетняк Е.В., Тарелин А.А. Проектные студии в университетском образовании// Высшее образование в России.-2013.-№1.-С.93-98. 10.Цыренова М.Г. Проектная деятельность в процессе формирования компетентностей // Педагогика.-2012.-№9.-С.66-71. Интернет-ресурсы: 1.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). 2.https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике. 3.https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании. 4.https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека 5.https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий
|