Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В сфере оборота наркотических средств. Газизов Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника управления правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
Д.А. ГАЗИЗОВ
Газизов Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника управления правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Договорно-правового департамента МВД России - начальник отдела административного и военного законодательства, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматриваются отдельные аспекты совершенствования законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств.
Ключевые слова: наркотические средства, административная ответственность, оборот наркотических средств.
Some aspects of improvement of administrative liability of legal persons for administrative offences in the sphere of turnover of narcotic drugs D.A. Gazizov
The article considers some aspects of improvement of the legislation on administrative offences in the sphere of turnover of narcotic drugs.
Key words: narcotic substances, administrative responsibility, trafficking of narcotics.
Важнейшей составляющей в реализации государственной антинаркотической политики является совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности, которое в соответствии с пп. " г" п. 43 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. < 1> предусматривает обеспечение административно-правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, действия которых могут создавать условия, способствующие распространению немедицинского потребления наркотиков. -------------------------------- < 1> Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 // СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015; 2011. N 40. Ст. 5527.
Как известно, основными местами распространения и вовлечения молодежи в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ и их немедицинское потребление выступают места проведения досуга - кафе, бары, дискотеки, ночные клубы и т.п. Однако следует отметить, что владельцы, арендаторы, организаторы зачастую извлекают только прибыль, оставляя за " рамками" своего внимания то обстоятельство, что в заведениях, предназначенных для отдыха, находят приют лица, состоящие в наркотическом опьянении < 2>, и, как следствие, осуществляется незаконный оборот наркотических средств. -------------------------------- < 2> См.: Иванов В.П. О формировании правовых институтов реализации новой национальной антинаркотической модели // Наркоконтроль. 2011. N 4. С. 2 - 4.
На наш взгляд, решение обозначенной проблемы возможно путем разработки новых положений законодательства, которые должны гармонировать и дополнять имеющиеся в настоящее время правовые нормы, а также будут способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в указанной сфере. Так, ст. 51 Федерального закона от 8 января 2008 г. N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" < 3> определено, что в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы. -------------------------------- < 3> См.: СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; 2003. N 2. Ст. 167; 2006. N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; 2008. N 30. Ст. 3592, N 52. Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; 2011. N 25. Ст. 3532, N 49. Ст. 7061; 2012. N 10. Ст. 1166.
Анализ судебной практики (например, Постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2010 г. N 17АП-4759/2010-ГК по делу N А60-61809/2009, ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. N Ф09-6768/10-С4 по делу N А60-61809/2009-С11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2011 г. по делу N А56-18715/2011 < 4> и др.) показал, что органам наркоконтроля при обращении в суд отказывается в удовлетворении исковых требований о ликвидации юридических лиц. -------------------------------- < 4> См.: справочная правовая система " КонсультантПлюс: Высшая школа". 2012. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru.
Одной из причин складывающейся ситуации является отсутствие системного подхода в документировании фактов немедицинского потребления и незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, в местах проведения досуга. Это связано, с одной стороны, с неинформированием юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - юридические лица), правоохранительных органов об имеющихся фактах незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ в местах проведения досуга. С другой стороны, с отсутствием в законодательстве ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли и оказания услуг за непринятие мер по недопущению потребления наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений ответственности юридических лиц в указанной сфере позволит, во-первых, принять действенные меры по стабилизации наркоситуации. Во-вторых, процессуально документировать действия недобросовестных юридических лиц, которые попустительствуют немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ в местах торговли и оказании услуг, что создаст дополнительные возможности для реализации положений ст. 51 Федерального закона " О наркотических средствах и психотропных веществах". В-третьих, выступит эффективным средством предупреждения преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в целом. Полагаем, что предлагаемая норма может быть сформулирована следующим образом: " Статья 6.9.1. Непринятие мер по недопущению потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1. Непринятие юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере торговли (услуг), входящих в его обязанности мер по недопущению потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на торговых объектах или в местах оказания услуг, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. 2. Создание юридическим лицом условий для незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, выразившееся в предоставлении помещений, транспортных или иных материальных средств, в создании бытовых условий для осуществления незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Установление административной ответственности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере торговли (услуг), предполагает и возложение на них обязанностей по выполнению комплекса мер по недопущению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ или их незаконному обороту на торговых объектах или в местах оказания услуг. Полагаем, что указанные обязанности необходимо закрепить в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах" в виде отдельной статьи, определяющей меры по недопущению потребления наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача или незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ. В качестве таковых могут выступать: - контроль за работающим персоналом посредством предварительного (при поступлении на работу) и периодического направления на медицинские осмотры (обследования) работников на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ; - контроль за помещениями с использованием технических и других средств; - информирование органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органов внутренних дел (полиции) о фактах незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на торговых объектах или в местах оказания услуг.
- Газизов Д.А. Совершенствование административной ответственности юридических лиц за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 24 - 26.
|