![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная безопасность
(элективный курс для 10-11 классов)
К сожалению, в наших учебниках ОБЖ нет полного раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, вызовов времени, перемен в России, а без этого нельзя понять их объективную природу и сущность, грамотно противостоять новым опасностям и угрозам, ежедневно подстерегающих нас на улицах городов и сёл. Очевидно, пришла пора с учетом новых задач обеспечения национальной безопасности, характера современных и перспективных вызовов и угроз ввести в образовательную область ОБЖ компонент «Социальная безопасность». Ведь цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности. Исходя из этого и опираясь на 8-летний опыт преподавания школьного курса ОБЖ, мною была составлена программа элективного курса «Социальная безопасность» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 34 часа учебного времени. Социум – это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей и результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах. Социальные опасности захлестнули современное общество, с каждым годом их становится всё больше и больше. Прискорбно, что мы сами порождаем их. Как выжить в этом непростом мире? Как сделать нашу жизнь комфортной и безопасной? Или страх будет преследовать нас всегда? - ответом на эти вопросы и является элективный курс «Социальная безопасность». Если говорить о задачах данного курса, то в самом начале работы над программой я выделял следующие положения: - помочь учащимся в социальной адаптации в окружающем мире; - предотвратить негативное влияние на подростков дестабилизирующих факторов современного мира; - рассмотреть основные средства самозащиты человека в условиях социальной опасности; - сформировать навыки поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера. Позднее, в ходе 3-летней апробации элективного курса в школе, я пришёл к выводу, что он одновременно является и профориентационным, поскольку многие мои выпускники решили связать свою судьбу с обеспечением безопасности страны, поступая в ВУЗы МЧС, МВД и Минобороны. Традиционно, я выделил обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, на реализацию которых направлен элективный курс «Социальная безопасность»: - обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в окружающем мире, обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни - развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию. - воспитывающие: способствовать становлению социальной культуры личности, активизировать у учащихся интерес к вопросам собственной безопасности, помочь преодолеть синдром боязни современного общества. Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 5 разделов: теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности, дестабилизирующие факторы современности, психология социальной безопасности, информационная безопасность, а также раздела по системам защиты и организации безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности. В содержании предлагаемого курса при изучении социальных опасностей учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин. Программа включает в себя изучение понятийно-категориального аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях.
|