Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образы искушения современного человека падшими духами 3 страница
Искушения и помыслы обнаруживают произволение нашего самовластия и чистоту сердечную. Святой Исаак Сирианин поучает, что благодать Божия всех вводит в искушения, чтобы постепенно обучить мудрости и презирать духов злобы: «Благодать попускает, чтобы посылаемы были на него искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их»[55]. В другом месте он продолжает: «Знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований... Бог не даёт великого дарования без великого искушения»[56].О необходимости таких искушений в деле становления нового человека свидетельствует и Григорий Богослов, говоря, что жестокая брань необходима для того, «чтобы диавол подвергался здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто немощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях всегда имели славу свою, очищаясь, как золото в горниле»[57]. Как свидетельствует Антоний Великий, «злые духи знают, что когда Бог попустит им искушать преданного ему человека, через то уготовляет им большое наказание. Они уже уверены, что их мучение неизбежно, что их отпадение от Бога и вражда против Него неизбежно соделали их наследниками ада. Вы должны знать, что злые духи многочисленными и многообразными способами стараются совратить нас с пути добродетели»[58] и подвергнуть нас равной участи с ними. Но Промысл Божий неисповедимыми путями обращает их зло на пользу человеку. Оно иногда служит врачевством для исцеления духовных болезней и спасения нас от вечных мучений, как некогда послужило коринфскому кровосмеснику (см. 1 Кор. 5: 5). Макарий Великий говорит: «Для того оставлен сей жезл вразумления, чтобы через него, подобно разжигаемым в огненной печи сосудам, выдержавшие испытание оказались более твёрдыми, а не выдержавшие были в своей ломкости, потому что не перенесли огненного разжжения. Впрочем, диавол как раб и тварь Владыки не сколько ему угодно искушает и не в какой мере сам хочет наводит скорби, но сколько ему попущением Своим дозволяет Владычное мановение. Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению»[59]. Верен же Бог, — говорит апостол Павел, — иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10: 13). Так, Господь по мере сил каждого попускает и искушения. Один из великих христианских подвижников говорит: «По Божию смотрению лукавый не тотчас послан в наследованную им геенну, но оставлен для искушения и испытания человека, чтобы ему и нехотя святых через терпение соделывать более праведными и быть для них виновником большей славы, а себе упрямством своим во зле и своими умышлениями на святых приуготовить праведнейшее наказание»[60]. Потому что грех становится крайне грешен посредством заповеди (Рим. 7: 13). «Бог, — говорит Иоанн Лествичник, — желая вразумлять гордого, чтобы он оставил диавольское своё нечестие, оставляет его впадать в грех, дабы он обратился к Богу, покаялся и получил прощение... дабы бес не мучил его и не обладал им вечно»[61]. Если же он не оставит своей диавольской гордости, не покается и не обратится к Богу, то для него, так же как и для падших ангелов, «нет милости, потому что, — говорит Симеон Новый Богослов, — когда бо́ льшая часть ангелов, соблюдая волю Божию, пребыла в чине своём, могли и они соблюсти её, но не восхотели»[62]. Подобно и человеку Господь предоставил свободу самоопределиться, «чтобы мы, разумные (существа), — говорит Симеон Новый Богослов, — спаслись не по какому-либо принуждению и насилию, но по произвольному избранию и решению, то оставил и меня явить в себе часть самовластия, чтобы через исполнение заповедей Твоих я показал самопроизвольную мою любовь к Тебе»[63] как к Творцу и Богу. Это нужно для того, чтобы человек не по принуждению, но сам, по своему собственному желанию, мог проявить свою сыновнюю любовь к Богу, в ней утвердился и пребывал в ней навсегда неотступно. Для уже утвердившегося человека зло, которое допускается проявляться «для упражнения людей»[64], служит большему совершенствованию в святости, а для злых духов — большему посрамлению и тягчайшему наказанию. «Ибо вообще через него [то есть зло] строится некое весьма великое домостроительство и, — как сказано преподобным Макарием Великим, — лукавое недобрым своим произволением содействует благому, потому что для душ добрых и имеющих доброе произволение и мнимо скорбное обращается, наконец, во благое»[65]. Далее говорит Макарий Великий: «Ибо как мученики страдали от людей, так и эти от действия на них лукавых духов терпят мучения скорбей, и чем больше понесли они скорбей от сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога бо́ льшую славу, но и здесь сподобятся утешений Благого Духа»[66]. Господь попускает временно победить сатане для того, чтобы человек, ощутив свою беспомощность в борьбе с ним, устремился всем сердцем, душой, умом и крепостию своею к Нему, прося помощи и защиты, которую невидимо Господь Сам посылает через святых ангелов и тем разрушает царство тьмы. Мы должны твёрдо верить, что Бог иногда попускает бесам одолевать своих воинов для того только, чтобы они ещё преданнее прибегали к Его помощи и защите, — как каждая мать, уча своего младенца ходить, иногда отходит от него, чтобы он, упав, хватался за неё, пока не окрепнут его ноги для твёрдых шагов. Подводя итоги всего вышесказанного в этом параграфе, приведём слова святителя Иоанна Златоуста, наиболее чётко сформулировавшего причины, по которым Бог попускает существование диавола и не препятствует ему посещать нас искушениями: «во-первых, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее диавола, во имя Христа знаменуясь Крестом Животворящим; во-вторых, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился обилием даров, не забывая своей немощи и силы Помогающего тебе; в-третьих, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в твоём от него отступлении, видя твоё терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвёртых, чтобы ты через это сделался твёрже и крепче; в-пятых, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокровищах, ибо диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя в высшей степени чести.»[67] О должном отношении к демонам Должное отношение к падшим духам показал нам Сам Господь наш Иисус Христос. Когда по попущению Божию сатана пытался искусить Его, предлагая все мирские блага за поклонение себе, Богочеловек сказал: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4: 10). Во-вторых, Он повелел демонам молчать, когда они вопияли из одержимых ими. Воплем своим они провозглашали правду; они не лгали, когда говорили: Иисусе, Сыне Божий и Святый Божий (Мф. 8: 29; Мк. 1: 24). Но Господь не желал, чтобы истина проповедовалась нечистыми устами, особенно же устами демонов, чтобы они, воспользовавшись этим случаем, не примешали по злому произволению чего-либо своего и не насеяли бы его спящим человекам (см. Мф. 13: 25). По этой причине Иисус Христос не потерпел, чтобы бесы говорили, и нам не дозволил допускать им это, сделав предостережение в следующих словах: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7: 15). И через апостолов предупредил: Не всякому духу верьте (1 Ин. 4: 1). Имея такое указание Господа нашего Иисуса Христа, мы должны беречься от всякого общения со злыми духами. Не слушать волхвов, магов, колдунов, астрологов, различных прорицателей и гадалок. Ибо если даже демон через них и притворяется говорящим правду, то мы, не зная его цели в этом действии, по справедливости должны отвергнуть его словами Священного Писания: Грешнику же рече Бог: всякую те поведавши оправдания Моя (Грешнику же говорит Господь: напрасно ты проповедуешь законы Мои) (Пс. 49: 16), и Не красна похвала в устах грешника (неприятна похвала в устах грешника) (Сир. 15: 9). Преподобный Макарий советует своей братии (а с ней и всякому христианину) внимательно анализировать себя самих, чтобы понять, чьи они храмы — Бога или сатаны? Чьи они сообщники в своих мыслях и желаниях — ангелов или бесов? Чем наполнены их сердца — благодатию или злобой? И тогда только человеку становится ясно, куда он себя самоопределяет: к вечной блаженной жизни или к вечным нескончаемым мукам. Он знает, что временная земная жизнь определит человека на всю беспредельную вечность, ибо, в чём он здесь, на земле, утвердится, в том он будет пребывать всю вечность. Поэтому более всего человек должен дорожить своим временем, которое старается украсть у нас диавол. Он так занимает нас своей прелестью, что не остаётся и малейшего времени для духовного отрезвления, пробуждения от греховной спячки. Но те, кто понял своё великое назначение в будущем, стали как истинные воины Христовы бороться против врага своего спасения. Они напрягали все свои силы души, ума и воли, чтобы противостать сатанинским наветам и победить их. Но и когда побеждали его — многокозненного диавола, то и тогда они не успокаивались. Они знали, что враг может воспользоваться этим временем и вновь напасть с ещё большей силой. Поэтому подвижники всегда находились под страхом падения, в брани с обоюдными врагами, действующими извне и внутри вас. Одними своими силами достигнуть победы над грехом, глубоко таящимся в нашем естестве, человек не может. Только благодать Святаго Духа, посылаемая Христом, может даровать такую победу и помощь любящим Его. Ибо невозможно освободить душу от греха, если Сам Господь Бог не ослабит силу действия врагов и того зла, которое живёт в душе и теле. Даже когда человек приблизится к совершенной любви, но не достигает её, он ещё находится под угрозой падения, потому что сатана никогда не успокаивается, чтобы не воевать. Пока человек живет на земле и носит плоть, против него воюет диавол. «Даже когда кто вкусит благодати Господа и насладится плодами Духа Святаго и отнимается от него покрывало тьмы и свет Христов воссияет... в радости несказанной... у него есть ещё борьба и страх разбойников и духов злобы, дабы, ослабев, он не потерял бы свой труд, пока не удостоится войти в Царствие Небесное»[68], поэтому нам необходимо хорошее духовное зрение, чтобы различить, кто окружает нас: злые или добрые духи, ибо они вмешиваются в нашу внутреннюю жизнь и могут погубить её навсегда. Но мы свободны в нашем выборе: желаем ли мы быть наследниками Царствия света, истины и правды или царства тьмы. «Та же самая душа, — говорит преподобный Макарий, — есть общница и сестра бесов или же Бога и ангелов. И если она прелюбодействует с диаволом, она становится негодной Небесному Жениху, ибо она становится одно с ним»[69]. Закончить эту главу нашей книги нам кажется уместным, процитировав очень актуальную для нашего времени выдержку из труда святителя Игнатия Брянчанинова: «И ныне святые ангелы являются в виде крылатых прекрасных юношей; и ныне души святых человеков являются в образе человека в его теле, в небесной славе; и ныне демоны являются в безобразном, отвратительном и ужасном виде чудовищ, но чудовищ, имеющих образ человека. Такими являются они, когда являются в своём виде. Они принимают на себя, как принимали и прежде, образы зверей и гадов, в особенности любим ими образ змея». ПРИЛОЖЕНИЕ ПРАКТИКА ОТЧИТКИ (ЭКЗОРЦИЗМА) Данная статья посвящена вопросам экзорцизма — практике изгнания злых духов из людей. В период богоборчества эта тема всячески замалчивалась. Люди, которые осмеливались вступать в открытое единоборство с бесом, жестоко преследовались сатанинской властью, сажались в лагеря, расстреливались: не трогай наших. Ныне покойный петербургский протоиерей Василий Лесняк рассказывал, что старый и более опытный сослуживец, узнав о его первых опытах экзорцизма, испуганно воскликнул: «Отец Василий, что делаешь, не трогай беса, а то за него советская власть заступится!» И заступилась: в середине семидесятых годов стараниями уполномоченного по делам религии отец Василий на несколько лет был отправлен за штат. Но не сломило беззаконие боголюбивого пастыря, не мог он видеть страдания и скорби людские — и вновь отчитывал, и вновь страдал. Жестоко мстит бес за своё изгнание: и болезни наводит на экзорциста, если Господь попустит, и людей злых восставляет. Круг жизни экзорциста как бы воспаляется. Невидимая брань многократно усиливается. Не могущий сокрушить священника, нечистый дух часто отыгрывается на его близких. Так, по воспоминаниям ныне покойного отца Василия Борина из Васк-Нарвы, демон прямо ему заявил: «Тебе ничего не могу сделать, так на детях твоих отыграюсь». И действительно, сын отца Василия сильно страдал от запоев, жена, не выдержав напряжённой жизни, оставила своего мужа, местные власти жестоко преследовали «мятежного» священника, периодически устраивали облавы в странноприимном церковном доме, насылали всевозможные налоговые, пожарные, санэпидемические и прочие инспекции. «Были моменты, — рассказывал отец Василий, — когда хотелось бросить всё, хотелось спокойно служить литургию, наслаждаться молитвенным общением с Богом, общаться с нормальными людьми, забыть мерзких бесов и прямую войну с ними. Но приходили несчастные, лили слёзы и просили о помощи их матери, родственники, друзья, и не выдерживало сердце горя людского, и снова начиналась отчитка. Один раз, — вспоминает благочестивый пастырь, — совсем было решил покончить с отчиткой. Всё. Нет больше сил. Как только принял это решение, сразу сильно заболел. Лежу день, второй, неделю. Встать не могу. И взмолился я ко Господу: Господи, коль такова воля Твоя, пойду к бесноватым. Тут же встал и пошёл служить обедню.» Способность к экзорцизму — это дар Божий. Тяжёлый и неблагодарный здесь, на земле, дар. И велики те гиганты духа, которые этот дар от Бога получили и смогли понести. Многие романтично настроенные молодые люди вожделеют этой способности, хотят сразиться в прямом единоборстве с нечистым духом. Мой вам пастырский совет: не желайте и не дерзайте. Это страшный крест, и понести его могут немногие. У отца Василия Лесняка страдал церебральным параличом сын, сам он перенёс много инфарктов и инсультов. Его славное имя в последние годы жизни подверглось поношению и дискредитации от людей и даже священников, лично его не знавших. Да, он мог допустить богословскую ошибку в вопросе о кодировании, но сам всегда оставался ревностным священником и Рабом Божиим с большой буквы. Хорошей иллюстрацией, подтверждающей харизматический характер дара экзорцизма, является нижеприводимый рассказ молодого священника, духовный отец которого занимался отчиткой: «Как-то я приехал к своему духовнику, который жил на Украине. Дома его не оказалось. По словам прихожан, он уехал на несколько дней в Москву. Одновременно со мной в эту церковь прибыла женщина из далёкой Сибири. С ней был бесноватый мальчик. Несчастная мать очень переживала, что некому теперь помочь её сынишке. Я сжалился над её горем и подумал: он священник и я священник — благодать-то одна и та же, попробую отчитать. Взял и стал читать чин экзорцизма над болящим. Отчитка проходила мирно. Бес никаких признаков жизни в ребёнке не подавал. Но вот, когда мы уже подходили к концу чина, мальчишка поднял голову, посмотрел на меня жёстким, холодным, пронизывающим взглядом и сказал так, что меня всего затрясло, как от мороза: «А ты кто такой?» На этом моя попытка отчитывать закончилась». Да не дерзнёт никто самочинно брать на себя этот крест. В борьбе с демоном, кроме поста и молитвы, необходимы великое смирение, сильная вера и преданность воле Божией. А иначе может произойти то же, что и с сыновьями некоего иудейского первосвященника Скевы. Как мы читаем в Деяниях апостолов: «некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того» (Деян. 19: 13—16). В наше бездуховное, безблагодатное время количество одержимых и бесноватых людей резко возросло. Человек, не имеющий покрова Божественной благодати, заступничества ангела-хранителя, постоянно служащий своим страстям и похотям, становится лёгкой добычей падших духов. Увлечение оккультизмом, колдовством, магией, астрологией, восточными учениями, в частности, йогой в различных её интерпретациях, экстрасенсорикой, НЛО, спиритизмом и тому подобным раскрывает душу человека для воздействия мира тёмных духов, привязывает к нему беса-помощника, делает его одержимым или просто бесноватым. Лишённый духовной связи с предками, с культурно-исторической традицией своей Родины, оторванный от православной веры, современный человек оказывается не в состоянии ориентироваться в духовном мире, совершает ошибки, многие из которых оказываются роковыми. Мне приходилось не раз посещать психиатрические больницы, где наряду с душевнобольными содержались и бесноватые. Современная безбожная психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого. Хотя в дореволюционной России для этого существовало множество способов. Один из них: перед подозреваемым в бесноватости ставят десять стаканов с водой. Девять из них со святой водой, один — с простой. Одержимый, сколько раз бы ему ни предлагали, всегда берёт стакан с простой водой. Другой пример: читается простая заклинательная молитва, типа «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» из последования вечерних молитв. Люди с психическими отклонениями, как правило, реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой, они кричат, просят прекратить чтение молитвы. Чем же отличается бесноватый от одержимого? В бесноватом постоянно находится нечистый дух, который завладел его телом, а иногда и разумом, заставляет против воли и желания человека говорить и действовать. В одержимом бес не живёт постоянно, а лишь временами находит на него, заставляя совершать противоестественные поступки. Ещё раз повторюсь: сейчас очень много людей бесноватых и одержимых, которые до поры до времени этого не осознают. Потому что живут во тьме и тьмой, и своего беса не беспокоят, покорно выполняя его волю, которая совпадает с желаниями погибающего. А стоит такому человеку соприкоснуться со святыней, например, прийти в храм, как он тут же начинает ощущать дискомфорт — его корёжит, ломает, особенно во время литургии на Херувимской песне, а то и просто выбрасывает из храма. Мне самому доводилось видеть, как при крещении во время чтения заклинательных молитв падали без сознания здоровенные мужчины, как выли, визжали, матерились годовалые младенцы, как начинали бесноваться женщины. Какой же тут выход — отчитка? Казалось бы, самый простой: отчитали — и порядок. Но на самом деле всё обстоит совершенно по-другому. Чтобы бес вышел и оставил в покое человека, необходимо, чтобы сам человек стал совершенно иным. Новой, Христовой тварью, в которой демон не имел бы места, не имел бы возможности входа через страсти и пороки падшего естества. Мы должны стать такими, какими нас хочет видеть Христос. Сосудом для Духа Святого, жилищем благодати Божией. И в таком человеке нечистый дух жить не сможет, как от огня убежит. Современный же человек по своей расслабленности, лености не хочет трудиться. Он хочет исцелиться, но без всякого для себя труда. Избавиться от досадной помехи и по-прежнему наслаждаться жизнью, купаясь в пороках и страстях. Но это невозможно. И напрасен будет труд экзорциста, если болящий сам не изменится. Я помню, как отец Василий Борин умолял людей отказаться от пороков и страстей. И рассказывал, что видел, как во время службы изо рта женщины, которую он отчитывал, медленно вышло тёмное облачко, и та исцелилась. Но в это время кто-то случайно задел её, она обернулась и со злобой стала ругать провинившегося — бес тут же вошёл обратно. Многие спрашивают, что делать, чтобы избавиться от одержимости. Мне кажется, что здесь надо начинать с покаяния за всю прошедшую жизнь, с воцерковления, самоизменения, а потом уже начинать поиски экзорциста. Помните, святыми отцами было предсказано, что люди последних времён будут очень гордыми, потому и спасаться будут в основном скорбями и болезнями. Если смиренно понесут их. Найти настоящего экзорциста в наше время очень нелегко. Их мало, а каждая отчитка — это колоссальное напряжение всех духовных и физических сил и месть, бесконечная бесовская месть. Помните, обращаясь к экзорцисту, вы просите его пролить кровь за вас. Живите же так, чтобы жертва эта была небесполезной. Остаётся только пожелать читателю всегда помнить, что Бог есть Свет, что Бог Всемогущ, что без Его святой воли ничего произойти не может. И не особенно увлекаться и интересоваться нечистой силой, пусть даже под предлогом борьбы с ней. Ибо всё это накладывает негативный отпечаток на личность человека. Только Бог, только через Бога, только Богом. ГЛАВА II АСТРОЛОГИЯ И МАГИЯ В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ Вступление Когда исчезает вера, то её место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Человек, созданный по образу Божию (см. Быт. 1: 27), изначально направлен к своему Творцу. Когда он теряет Бога в своём сердце, образующийся вакуум требует заполнения, и человек усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир. Вот почему в наше безрелигиозное, эклектическое время такое широкое распространение получили, казалось бы, давно уже забытые течения оккультных наук. Астрология, хиромантия, магия, феномен НЛО («пришельцы из космоса»), экстрасенсы, культ восточных религий — всё это занимает умы миллионов людей. Отсутствие твёрдой христианское веры, отсутствие знания и понимания сути оккультизма и восточных религий, а также их активная и широкомасштабная пропаганда определёнными силами обеспечивают успех оккультизма и в современном обществе. Особенно сильный интерес в настоящее время у людей вызывает такая разновидность оккультных наук, как астрология. Покрытая ореолом таинственности, сказочности, она манит человека возможностью узнать свою судьбу, познать себя, заглянуть в грядущее. Мало кто задумывается о её происхождении и сущности, это уходит в тень в свете, казалось бы, великой древней мудрости, позволяющей предвосхитить будущее. Но, как известно, чтобы распознать плод, следует обратиться к дереву, которое его приносит, ибо привлекательная внешне ягода часто оказывается ядовитой. Обратимся же и мы к истории происхождения астрологии. Что говорит официальная наука об астрологии? В словаре Брокгауза и Ефрона мы читаем: «Астрология — мнимая наука, пытавшаяся предсказать будущее отдельных личностей и человечества из наблюдений над положением светил на небе (и большей частью неудачно.— Прим. авт.). ...Выделяют натуральную и юдициарную астрологию. Натуральная астрология занимается воздействием светил на животный и растительный мир... Юдициарная астрология пытается предсказать по взаиморасположению светил судьбы как народов, так и отдельных людей... Существовавшие в то время разнообразные культы поклонения светилам, которые рассматривались как личностные могущественные существа, вера в неизменное предначертание судьбы, фатума, царившие в религиозных течениях того времени, должны были поддерживать юдициарную астрологию»[70]. Как мы далее читаем в словаре, «в древности астрология, алхимия и магия были тесно связаны между собою»[71]. В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещали в своём лице обязанности астролога, колдуна, гадателя снов. Так, по сообщению Геродота[72], маг Остан, сопровождавший Ксеркса в его походах на Элладу, распространил некоторые сведения по астрологии между эллинами. Жрец Ваала Берозос пользовался такой популярностью в Афинах, что ему был воздвигнут памятник, где он изображался с золотым языком как драгоценный прорицатель. О факте единства магии и астрологии мы находим также подтверждение и в Книге пророка Даниила (см. Дан. 2: 27), и во многих других источниках. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о тесной связи астрологии с магией и другими видами оккультизма, а также о, вероятно, одном и том же источнике их происхождения. Фактическое подтверждение этого вывода будет приведено ниже. История происхождения магии и астрологии Корни магии и всех оккультных наук уходят в далёкое прошлое. Время их зарождения можно отнести к моменту жизни Каина и потомков. После убийства брата и проклятия его Богом (см. Быт. 4: 8—16) пошёл Каин от лица Господня... и построил он город; потомками его были Иувал — он был отец всех играющих на гуслях и свирели, и Тувалкаин, который был ковачом всех орудий из меди и железа (Быт. 4: 16— 22). Когда люди стали умножаться на земле, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны (Быт. 6: 2). Согласно одному из толкований этого места, которое разделяли многие отцы и учители Церкви[73], а также согласно апокрифической Книге Еноха (см. кн. 28), «сыны Божии» — это духовные существа, которые вошли в преступный союз с женщинами земли и научили их волшебству и заклинаниям. От этого «явилось великое нечестие». Поскольку брак в Библии нередко означает единение с Богом[74], то в браке духов и людей можно усматривать символ зародившегося язычества с его почитанием демонов, языческих богов, магией, астрологией и другими видами волхвования. Здесь падший человек пытается проникнуть в тайны мира независимо от воли Творца, стать богом без Бога. То есть повторяется искушение Евы в Едеме, когда сатана, явившись Еве в виде змея, соблазнил её вкусить запретный плод, пообещав, что после этого они с Адамом станут, как боги, знающие добро и зло (см. Быт. 3: 4-5). Но вместо того, чтобы стать, «как боги», они просто увидели, что они голые, и подверглись великим бедствиям за предательство Бога и связь с сатаной. Так и в этом случае: получив запретное знание, принесённое падшим ангелом из высших сфер, они попали под ещё большее его влияние и ещё дальше удалились от Бога. Ибо людям тайны Божии открываются по мере их духовного просвещения или, иначе говоря, по мере стяжания Духа Святого. Чем больше человек открывается и предаётся Богу, тем больше он начинает жить жизнью Христа, мыслить, чувствовать и действовать подобно Христу. Как сказано в Евангелии от Иоанна, кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим… да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 14: 23; 17: 21). Человек, соединяясь с Богом Духом Святым, этим же Духом познаёт и тайны Божии, получает силы и дарования, которые использует только на добрые дела в соответствии с волей Божией. Падшие же ангелы в силу своей принадлежности в прошлом к разным чинам ангельской иерархии в той или иной степени посвящены в тайны бытия. Эти знания после своего падения они сохранили. В силу этого демоны пытаются подчинить себе человека, привлекая его внимание и интерес к себе путём открытия некоторых «тайных» знаний и наделения своих последователей сверхъестественными способностями. Овладев этими тайными магическими знаниями человек оказывается в силах воздействовать на окружающих людей и стихии мира, но при этом становится полным рабом нечистых духов, от которых получил эти дарования. В силу своего отпадения от Бога демонические силы созидать ничего не могут, а могут только разрушать. Поэтому и их последователи вносят в мир разрушающую, деструктивную силу, причиняют зло окружающим их людям, гибельно воздействуют на материальный мир. Вот как об этом свидетельствует Книга Бытия: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил (Быт. 6: 5—7). Это произошло из-за того, что человек от общения с нечистыми духами и использования их «даров» (магии, колдовства, астрологии и прочего) окончательно развратился, то есть отпал от Бога и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее существование его стало бессмысленно. Поэтому Господь сначала сокращает дни жизни человека до 120 лет (см. Быт. 6: 3)[75], а затем, при дальнейшем умножении нечестия, уничтожает и всё развратившееся человечество, оставив только лучших его представителей в лице праведного Ноя и его сыновей с жёнами (см. Быт. 6: 9—10). Как видно из всего вышеприведённого, магия, астрология и прочие «дары» демонов только не привели к процветанию человечества, к установлению счастья на земле, а наоборот, умножили злобу, нечестие, разврат, что привело к гибели практически всего древнего мира. Однако после потопа тайные знания по магии и астрологии не исчезают. По многочисленным свидетельствам древних[76] эти знания были надежно укрыты, а после потопа вновь предложены развивающемуся человечеству. Если мы проследим историю человечества после Ноя, то увидим, что те древние цивилизации, в которых магия, астрология и другие «тайные знания» получают наибольшее распространение и входят в структуру общества, гибнут и исчезают с лица земли, как только расцвет оккультизма в них достигает своего апогея. Примером тому являются Вавилонское, Ассирийское и Персидское царства.
|