Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнение задания 2






Целью выполнения данного задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, а также установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию Задания 2 факторным является признак Кредиты, результативным – признак Прибыль.

1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками Кредиты и Прибыль методами аналитической группировки и корреляционных таблиц

1а. Применение метода аналитической группировки

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х - Кредиты и результативным признаком Y - Прибыль. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

Таблица 7

Зависимость прибыли от кредитов

Номер группы Группы банков по кредитам, млн.руб. x Число банков fj Прибыль, млн. руб.
всего в среднем на один банк
        5=4: 3
         
         
         
         
         
  ИТОГО      

Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:

Таблица 8

Зависимость прибыли от кредитов

Номер группы Группы банков по кредитам, млн.руб. x Число банков, fj Прибыль, млн руб.
всего в среднем на один банк
        5=4: 3
  3400-5400     85, 0
  5400-7400     152, 0
  7400-9400     198, 3
  9400-11400     236, 7
  11400-13400     286, 7
        192, 0

Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением кредитов от группы к группе систематически возрастает и средний объем прибыли по каждой группе банков, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

1б.Применение метода корреляционных таблиц

Корреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j -ой строки и k -ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j -ый интервал по признаку X и в k -ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака ХКредиты эти величиныизвестны из табл. 4 Определяем величину интервала для результативного признака YПрибыль при k = 5, уma x = 350 млн руб., уmi n = 50 млн руб.:

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют вид:

Таблица 9

Номер группы Нижняя граница, млн руб. Верхняя граница, млн руб.
     
     
     
     
     

Подсчитывая для каждой группы число входящих в нее банков с использованием принципа полуоткрытого интервала [), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).

Таблица 10

Интервальный ряд распределения банков по прибыли

Группы банков по прибыли, млн.руб. у Число банков fj
50-110  
110-170  
170-230  
230-290  
290-350  
ИТОГО  

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Корреляционная таблица зависимости прибыли от кредитов

Группы банков по кредитам, млн.руб. Группы банков по прибыли, млн.руб. ИТОГО
50 - 110 110-170 170-230 230-290 290-350
3400-5400            
5400-7400            
7400-9400            
9400-11400            
11400-13400            
ИТОГО            

Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между кредитами и прибылью.

2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

где – общая дисперсия признака Y,

– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих наY факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

,

где yi – индивидуальные значения результативного признака;

– общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

,

где –групповые средние,

– общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета показателей и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :

= =192, 0 млн. руб.

Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 12.

Таблица 12

Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Номер банка Прибыль, млн.руб.
       
    -142, 0 20164, 0
    -122, 0 14884, 0
    -112, 0 12544, 0
    -92, 0 8464, 0
    -72, 0 5184, 0
    -72, 0 5184, 0
    -52, 0 2704, 0
    -42, 0 1764, 0
    -42, 0 1764, 0
    -32, 0 1024, 0
    -22, 0 484, 0
    -12, 0 144, 0
    -12, 0 144, 0
    -12, 0 144, 0
    -2, 0 4, 0
    8, 0 64, 0
    8, 0 64, 0
    18, 0 324, 0
    18, 0 324, 0
    28, 0 784, 0
    28, 0 784, 0
    28, 0 784, 0
    48, 0 2304, 0
    58, 0 3364, 0
    68, 0 4624, 0
    88, 0 7744, 0
    88, 0 7744, 0
    98, 0 9604, 0
    98, 0 9604, 0
    158, 0 24964, 0
Итого   - 147680, 0

Рассчитаем общую дисперсию:

=

Общая дисперсия в данном случае характеризует вариацию результативного признака Прибыль, сложившуюся под влиянием всех действующих наY факторов (систематических и случайных).

Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 13. При этом используются групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).

 

Таблица 13

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы банков по кредитам, млн.руб., x Число банков, fj Среднее значение прибыли в группе, мл. руб.
         
3400-5400   85, 0 -107, 0 45796, 0
5400-7400   152, 0 -40, 0 8000, 0
7400-9400   198, 3 6, 3 481, 3
9400-11400   236, 7 44, 7 11970, 7
11400-13400   286, 7 94, 7 26885, 3
ИТОГО   192, 0 - 93133, 3

Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

Межгрупповая дисперсия в данном случае измеряет систематическую вариацию результативного признака Прибыль, обусловленную влиянием признака-фактора Х (Кредит), по которому произведена группировка.

Определяем коэффициент детерминации:

или 63, 1%

Вывод. 63, 1% вариации прибыли обусловлено вариацией объема кредитов, а 36, 9% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

Рассчитаем показатель :

Вывод: согласно шкале Чэддока связь между объемом кредитов и прибылью является тесной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал