Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагмент картины П. П. Верещагина.






АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Создать в России Академию худо­жеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитек­торы и которая стала бы центром распространения искусств, задумал ещё Пётр I. Этот замысел осущест­вила его дочь Елизавета в конце сво­его царствования. Академия трёх знатнейших художеств была основа­на в 1757 г. в Петербурге. Первона­чально она не имела собственного здания и размешалась в доме её первого президента графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797). Строительство здания Академии художеств было начато и завер­шено уже при императрице Екате­рине II.

В 1764 г. был принят новый устав академии, и она стала подчи­няться непосредственно императри­це. Тогда же при академии было от­крыто Воспитательное училище, куда принимали детей в возрасте пяти лет с условием, что родители

не заберут их обратно. Пятнадцать лет воспитанники, полностью ото­рванные от внешнего мира, должны были обучаться искусствам. В ака­демию брали в основном детей про­стого происхождения. Художник-дворянин даже в конце XVIII — начале XIX в. был явлением исклю­чительным.

В Воспитательном училище обу­чали общим наукам и собственно художественным (помимо прочих к ним причисляли мифологию, гео­графию и историю). Рисовали сна­чала «с оригиналов» (с рисунков и скульптуры) и уже потом — с жи­вой натуры. Большое значение при­давали копированию живописных произведений. В Академии худо­жеств существовало деление на «высокие» и «низкие» жанры. Так, в живописи и скульптуре мало ценилось искусство портрета. Важ­нейшим жанром считался истори­ческий.

Академия являлась, конечно, не только воспитательным заведением, но и своеобразным художест­венным «министерством». Из ака­демии в самые отдалённые провинциальные города рассылались гравюры и книги, она определяла качество того или иного произведе­ния искусства и талант его автора. Без дозволения академии ни один мастер не мог назвать себя худож­ником. Кроме того, живописцам, архитекторам и скульпторам труд­но было прожить без академии: от­туда шли заказы, там многие худож­ники получали жалованье так же, как чиновники. С ней сотруднича­ли и любители художеств, которых она принимала в «почётные члены» или «почётные любители». Многих иностранных мастеров приглашали теперь не ко двору, а в академию, в частности для того, чтобы они преподавали в её стенах. Здесь устраивались конкурсы, победители награждались медалями. Получив­ший золотую медаль художник при­обретал право на пенсионерскую поездку за границу.

архитектора Екатерины II (1762— 1796 гг.). Под Петербургом, в Орани­енбауме, по его проектам были со­оружены здания, напоминающие постройки французского рококо, — небольшой дворец Петра III (1758— 1762 гг.), павильон «Катальная горка» (1762—1774 гг.) и так называемый Китайский дворец (1762—1768 гг.).

Двухэтажный бело-голубой па­вильон «Катальная горка» с причуд­ливой крышей в виде колокола был частью сложного увеселительного сооружения. В XVIII в. от балкона верхнего этажа начиналась длинная горка с несколькими подъёмами и спусками. Колоннады первого эта­жа, далеко отстоящие от стены, со­здают ощущение лёгкости. Изящ­ный интерьер павильона украшен модным в то время материалом — искусственным мрамором различ­ных расцветок.

Китайский дворец расположен на берегу пруда. Его стены — розо­ватого оттенка, излюбленного мас­терами рококо. Один из залов двор­ца украшен росписями по шёлку и всевозможными фарфоровыми безделушками — по моде на всё китай­ское, распространённой тогда в Ев­ропе. Отсюда происходит и назва­ние дворца.

Следующая работа Ринальди — Мраморный дворец в Петербурге (1766—1785 гг.), который Екатери­на II намеревалась подарить своему фавориту Григорию Григорьевич)' Орлову. Великолепное убранство этого здания сочетает элементы классицизма (мерно чередующиеся пилястры и окна с наличниками строгого рисунка) и рококо (обли­цованные разноцветным мрамором полукруглые завершения некоторых окон, причудливая башенка с часами, спрятанная во дворе).

Совмещал в своём творчестве раз­ные стили и Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен (1730 или 1732— 1801). По его проектам в псевдоготи­ческом стиле были выстроены на подъезде к Петербургу Чесменский дворец (1774—1777 гг.) и Чесменская церковь (1777—1780 гг.), названные так в честь победы русского флота над турками в 1770 г. в бухте Чесма. Похожий на массивную средневеко­вую крепость с башнями, треуголь­ный в плане дворец словно врос в зе­млю. Тонкие белые колонки на красных стенах церкви напоминают конструкции готических соборов. Несколькими годами позже, в 1783— 1784 гг., Фельтен выполнил классици­стический проект решётки Летнего сада — признанный шедевр петер­бургской архитектуры.

А вот Иван Егорович Старов (1745—1808) придерживался кано­нов классицизма. Самое знаменитое


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал