![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы построения, свойства, цели и классификация моделей
Различают три этапа построения модели: Гипотеза (см. главу 1) - Аналогия - Модель Аналогия - представление о каком-либо частном сходстве двух объектов. Существенность сходства или различия двух объектов условна и зависит от уровня абстрагирования. Модель - такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале Любая модель нетождественна объекту-оригиналу и, значит, неполна, но она должна быть адекватной, то есть должна правильно отражать важные для данного исследования черты объекта-оригинала Цели моделирования: 1) - изучить поведения процессов и явлений, выявление наиболее существенных факторов законы развития, саморазвития и взаимодействия с окружающей средой; 2) научиться управлять объектом или процессом, определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях; 3) прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. Свойства модели: - нетождественность; - адекватность; - предсказательность (потенциальность, " богатство" модели). При создании математической модели используются экспериментальные данные, характеризующие объект. В таких случаях иногда ошибочно утверждают, что математическая модель не может дать ничего сверх того, что в нее первично заложено на основе экспериментальных данных. В действительности математические модели обладают предсказательной способностью. Классификации моделей очень условна и не отражает всего их многообразия. По выражению А.И. Герцена " К великой горести всех систематиков нет никаких строго проведенных межей и граней", но тем не менее попыток систематизации имеется великое множество - новая схема Формальная классификацияосновывается на названии используемых математических средств: - Линейные или нелинейные; - Модели с сосредоточенными (описываю динамику процесса, системы обыкновенных дифференциальных уравнений) или распределёнными параметрами; - Детерминированные или стохастические; - Статические или динамические; - Дискретные или непрерывные; Классификация по способу представления объект а: - структурная модель (отражает механизм процесса); - функциональная(отражает только внешне воспринимаемое поведение объекта, разновидность функциональноймодели - имитационная модель типа «чёрный ящик»); - формальная (финальная математическая конструкция); - содержательная (по этапам построения модели), которая в свою очередь, подразделяется следующим образом: - гипотеза, - феноменологическая модель (содержит механизм для описания явления, имеют статус вре́ менных решений), - приближение, - упрощение, - эвристическая модель (количественного подтверждения нет, но модель способствует более глубокому проникновению в суть дела), - аналогия, - мысленный эксперимент, - демонстрация возможности модели, показывающая её внутреннюю непротиворечивость. Кроме того модели классифицируются: - по степени жёсткости - по степени универсальности - по направлению решения задачи (прямая или обратная). Четыре этапа процесса моделирования: - построение модели; - исследование модели; - перенос знаний с модели на оригинал; - практическое использование получаемых знаний: для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им. Моделирование как циклический процесс: за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д Взаимосвязь моделей различного типа имеет довольно сложный характер. (Схема из Трусова)
|