Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о речи. Виды речи. Взаимосвязь мышления и речи






 

Понятие о речи. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления является речь.

Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Она выполняет две функции:

1) речь как средство общения. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации (например, без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений); через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию;

2) речь как средство мышления. Речь – это форма существования мысли. Мышление не может успешно развиваться без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщаются существенные признаки, свойства явлений окружающего мира. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую материальную оболочку. Речевое оформление мысли способствует ясности, последовательности самой мысли.

Физиологическая основа речи. Физиологические механизмы речи – это второсигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга. В коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Слуховой центр Вернике обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется.

Виды речи. В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речи.

Внешняя речь – это речь, облеченная в звуки или графические знаки, обращенная к другим. Поскольку она рассчитана на восприятие другими людьми, она представляется как двусторонняя деятельность и предусматривает наличие двух сторон: «отправителя» и «получателя» речевых сигналов («отправитель» говорит или пишет, «получатель» слушает или читает). В свою очередь, внешняя речь делится на устную (используются звуки) и письменную (используются письменные знаки), а устная – на диалогическую (в общении участвуют два человека или более) и монологическую (участвует один человек).

Внутренняя речь – это «мысленная» речь, обращенная как бы к самому себе. Она лишена четких грамматических форм, оперирует, главным образом, понятиями. Таким образом, внутренняя речь – это словесная оболочка мышления. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задач, обдумывание материала и подготовка к высказываниям. Внутренняя речь своеобразна: она очень сокращена, свернута. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку и так ясен и поэтому не требует развернутых словесных формулировок.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь, которая выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической сути. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.

Взаимосвязь мышления и речи. Речь и мышление человека неразрывно связаны между собой. С одной стороны, психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, сформированности логических операций возможно успешное развитие речи. С другой стороны, наблюдается обратное воздействие: речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, последовательности самой мысли. Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи или наоборот. Мышление и речь, мысль и слово – не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия – это омонимы (например, ключ, коса, ручка и др.). И одно понятие может быть выражено разными словами – это синонимы (например, путь- дорога, задира – забияка, граница – рубеж и др.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал