Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение продольного профиля и поперечников
2.6.1. Порядок выполнения задания Выполнение задания «Построение продольного профиля» знакомит студентов с практикой графического изображения результатов нивелирования трассы. В этом задании подлежит освоению процесс построения продольного профиля трассы и ее поперечников. Задание состоит из трех частей: 1. Составление продольного профиля трассы. 2. Составление профилей поперечников. 3. Построение проектной линии продольного профиля. Ниже детально рассматривается процесс выполнения задания применительно к трассе, разбивка пикетажа и нивелирование которой рассмотрены в частях задания «Расчет пикетажа трассы» и «Нивелирование трассы». При выполнении этого задания каждый студент должен иметь перед собой результаты разбивки пикетажа (пикетажная книжка и ведомость прямых и кривых) и журнал нивелирования трассы. Для графических построений нужна миллиметровая бумага размером 30х40 см, линейка и карандаш (желательно твердости ТМ или М). 2.6.2. Составление продольного профиля трассы
Исходными данными для составления продольного профиля трассы являются результаты обработки журнала нивелирования, ведомость прямых и кривых и пикетажная книжка. Для построения продольного профиля используется миллиметровая бумага указанных выше размеров. Построение продольного профиля трассы выполняют в двух различных масштабах: МГ и МВ. МГ – масштаб для горизонтальных построений (горизонтальных проложений), МВ – масштаб для вертикальных построений (высот). МВ обычно берется в 10 раз крупнее МГ. Построение профиля выполняют карандашом, начинают его с вычерчивания сетки профиля. На рис. 2.11 приведены форма и размеры упрощенного вида сетки (боковика) продольного профиля, содержащей графы, характерные для многих видов линейных сооружений. В учебно-методическом пособии приведено рассмотрение построения профиля с использованием боковика, изображенного на рис. 2.11, полный состав сетки для каждого вида сооружения можно найти в ГОСТах. Общая компоновка графической части этого задания приведена в прил. 6. Боковик (сетку профиля) располагают в левой нижней части листа формата А3, отступив от нижнего края 2–3 см, от левого края – не менее 1 см. Справа от сетки размещается информация о продольном профиле. Длина профиля выбирается в соответствии с длиной трассы и горизонтальным масштабом продольного профиля. Для примера, приведенного в прил.6, общая длина равна 270 мм. Из них 65 ммотводится для граф сетки, 5 мм – на разрыв сетки с профилем и 200 мм – на сам профиль. При этом необходимо проследить, чтобы начало профиля совпадало с целым сантиметровым делением миллиметровой бумаги. Горизонтальные линии сетки проводятся параллельными линиями, через расстояния, указанные в правой части рис. 2.11. Заполнение граф сетки (см. рис. 2.11) ведут в следующей последовательности. 1. Заполняют графу «Расстояния». Для этого в масштабе 1: 5000 откладывают пикеты (100-метровки) через 2 см, начиная с нулевого пикета. Пикеты отмечают вертикальными линиями, названия пикетов подписывают в строчке «Пикеты» (ниже графы «Расстояния»). Нумерация пикетов идет от 0 до 9. Пикет, кратный 10, не нумеруют, а показывают километровый знак и подписывают номер километра. Кроме пикетов отмечают положения промежуточных и плюсовых точек. Для этого откладывают расстояния до промежуточных (плюсовых) точек, которые берут с плана трассы или из журналов нивелирования. Такими точками в рассматриваемом примере являются ПК 3 + 10, ПК 3+26, ПК 3+50, ПК 3+66 и ПК 4+60. Расстояния между плюсовыми точками показывают в метрах и записывают между вертикальными линиями. Например, для плюсовых точек между пикетами 3 и 4 (см. прил. 6) должны быть подписаны расстояния 10, 16, 24, 16 и 34 м, сумма которых должна составлять длину пикета (100 м). 2. В графу «Отметка земли» записывают округленные до сантиметров отметки пикетов и плюсовых точек, которые берут из журнала нивелирования трассы (см. прил. 5). Высота записываемых цифр 3 мм. 3. По данным пикетажной книжки, составленной в масштабе 1: 2000 (см. прил. 3), в графу «Развернутый план трассы» в масштабе 1: 5000 переносят снятую в обе стороны от трассы ситуацию. Перенос результатов съемки может быть осуществлен с чертежа плана трассы. Надписи размеров и плюсовых обозначений контуров не наносят. Горизонтальная средняя линия графы соответствует спрямленной трассе. На оси трассы стрелками вправо и влево показывают изменения направления трассы (поворот вправо или влево) и подписывают названия вершин углов поворота. При этом вершины углов поворота располагают по их пикетажному значению. 4. Пользуясь ведомостью прямых и кривых (см. прил. 4), заполняют графу «Элементы плана», располагая точки начала и конца кривой в соответствии с их пикетажным значением. Если закругления устраивают без переходных кривых (радиус круговых кривых более 2000м), положение кривых обозначают пятимиллиметровым смещением проектной линии в сторону поворота. Если закругление устроено с переходной кривой, то ее длину показывают наклонной линией в горизонтальном масштабе со смещением конца переходной кривой в сторону поворота трассы на 5 мм. Для каждой кривой выписывают ее основные элементы (угол поворота, радиус, длину кривой, тангенс, домер, биссектрису). Если закругление устроено с переходными кривыми, то указывают длину переходной кривой. Затем из точек начала и конца кривых восстанавливают перпендикуляры до графы «Расстояние». Слева на полученных линиях записывают их плюсовое обозначение (расстояние от предыдущего пикета). Например: пикетажное значение начала кривой равно ПК 1+17, 22. В соответствии с этим слева от перпендикуляра запишем 17, 22, а справа – расстояние до старшего пикета, а именно 82, 78 (см. прил. 6 графу «Элементы плана»). Надписи румбов и длин прямых вставок переносят из ведомости прямых и кривых без изменения. 5. В строчке «Километры» на перпендикулярах, опущенных вниз из пикетов, кратных 10, намечают положение километров по трассе (ПК 0и ПК 10) кружками диаметром 5 мм, правую половину которых затемняют. Высота надписей километров 4 мм. 6. Для построения продольного профиля выбирают так называемую линию условного горизонта. Обычно за линию условного горизонта принимают верхнюю горизонтальную линию сетки профиля. Отметку линии условного горизонта выбирают кратной знаменателю масштаба в метрах с таким расчетом, чтобы минимальная отметка линии продольного профиля возвышалась над линией условного горизонта не менее чем на 4 см. Пример. Минимальной отметкой профиля (см. прил. 6) является урез воды реки Омь (ПК 3+26 и ПК 3+50). Эта отметка равна 143, 80. В вертикальном масштабе 1: 500 в регламентируемых 4 см содержится 20 м, следовательно, за линию условного горизонта можно принять отметку 123, 0 м (143, 80–20); так как отметка условного горизонта берется кратной основанию масштаба (5 м), то округляем 123 до ближайшего числа, кратного 5 м; за отметку линии условного горизонта окончательно принимают отметку 125, 0 м. Для построения профиля восстанавливают перпендикуляры с каждого пикета и плюсовой точки вверх от линии условного горизонта, на них в масштабе 1: 500 откладывают отрезки, соответствующие отметкам пикетов и плюсовых точек с учетом высотного положения линии условного горизонта. Например: Нпк 0=148, 95м, следовательно, от линии условного горизонта откладывают по высоте 23, 95 м, что в масштабе 1: 500 (в 1 см – 5 м) составляет отрезок в 4, 79 см (23, 95/5). Нпк 1=150, 11 м, откладывают 25, 11 м или 5, 02 см. Аналогичным образом поступают со всеми пикетами и плюсовыми точками. Соединив концы построенных отрезков прямыми линиями, получают продольный профиль трассы. Концы перпендикуляров, возвышающиеся над профилем, убирают. 7. Согласно пикетажному значению реперов 1 и 2, взятых из «Пикетажной книжки», наносят их местоположение над построенным профилем. Для этого, отступив от профиля 1 см, проводят вертикальную линию, левее которой пишут пикетажное положение репера по трассе, правее – местоположение репера относительно трассы (вправо или влево) и расстояние до него [берется с «Развернутого плана трассы» или из пикетажной книжки (см. прил. 3)]. На горизонтальной полочке записывают номер репера и его отметку (см. рис. 2.12 и прил. 6). Для рассматриваемого варианта эти надписи будут следующими (рис. 2.12):
Рис. 2.12. Обозначение планового и высотного положений реперов
8. Графы продольного профиля «Проектные данные» заполняют при нанесении проектной линии трассы на профиль. Построение проектной линии продольного профиля рассматривается в подразделе 2.7.
2.6.3. Составление профилей поперечников
Для получения характеристики рельефа в перпендикулярном к трассе направлении строят поперечные профили (поперечники). В прил. 7 на станциях 11 и 13 (см. прил. 5) были пронивелированы два поперечника, разбитые на ПК 7 и ПК 9. Сетку поперечного профиля выполняют по рис. 2.13. При размещении на листе двух поперечных профилей и более сетку (боковик) таблицы допускается наносить только у первого поперечного профиля. Рис. 2.13. Сетка (боковик) для поперечного профиля Поперечные профили автомобильных дорог выполняют по направлению возрастания указателей километров, для дорог на застроенной территории (при отсутствии указателей километров) – слева направо в соответствии с планом. На поперечном профиле земляного полотна автомобильной дороги общего пользования и подъездных дорог показывают: - ось проектируемого земляного полотна (при реконструкции, кроме того, ось существующего земляного полотна); - линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов; - контуры проектируемого земляного полотна и водоотводных сооружений, линии ординат от точек их переломов (при реконструкции, кроме того, контур существующего земляного полотна); - контур проектируемой поверхности дорожного покрытия и отметки уровней (высоты, глубины) в точках ее переломов; - контур срезки плодородного слоя, удаления торфа, непригодного грунта; - инженерные коммуникации, их обозначение, наименование и отметки уровней, на которых они проложены; - разведочные геологические выработки; - границу полосы отвода земель; - привязку поперечного профиля к пикету. Для построения профиля поперечника также вычерчивается боковик (сетка). Форма и размеры боковика приведены на рис. 2.13. Построение профиля поперечников производят в следующей последовательности: 1. По центру рисунка наносят масштаб изображения проектируемого поперечного профиля. 2. В верхней строке указывают уклон проектируемой поверхности. Поскольку проектная линия проводится по оси проезжей части, то уклоны относительно оси проезжей части имеют знак «минус». Уклоны проезжей части указывают в промилле (1/1000). В этой же графе указывают расстояния до кромки проезжей части. Так как в рамках изучаемой дисциплины не рассматривается вопрос проектирования земляного полотна дороги, эта графа в приводимом примере отсутствует. 3. Во второй строке указывают отметки точек земляного полотна (в рассматриваемом примере эта графа отсутствует). 4. В третьей строке указывают отметки по точкам нивелирования поперечника. 5. В четвертой строке указывают расстояния между точками нивелирования. Построение поперечника производится аналогично построению продольного профиля. Масштабы у поперечника обычно равны (МГ = МВ), их принимают равными 1: 100. Так же строят профиль второго поперечника (на ПК 9). В рассматриваемом примере взяты различные масштабы для горизонтальных и вертикальных расстояний. Образец компоновки и оформления поперечного профиля приведен в прил. 7.
|