Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система творческих мастерских для полноценного творческого развития в области телевизионного публицистического творчества
Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 1» Начиная знакомить учащихся с основами телевизионной журналистки, прежде всего, необходимо объяснить им специфику экранной информации. Главной особенностью здесь является визуальность, т.е. информирование путем создания зрительных образов. Благодаря визуальности у зрителя возникает ощущение присутствия, увиденному всегда верят больше, чем написанному и сказанному. При этом важно обратить внимание на то, что любая визуализация не является случайной: в экранное пространство (рамку) попадает только то, что автор отбирает из окружающей действительности (кадрирует). Телевидение физически не способно показать абсолютно все, его задача – показать самое главное и интересное. Но нужно помнить и понимать: телевизионные образы – это не сама реальность, а только ее отражение, созданное в процессе человеческого творчества. Психологи уже давно установили, что около 80% информации люди усваивают глазами. Именно поэтому телевидение является самым доступным каналом массовой коммуникации: можно вообще не знать язык, но в общих чертах понять, о чем сообщают в новостях зарубежного телеканала. «Прародитель» и «старший брат» телевидения – широкоэкранное кино – как известно, поначалу вообще было немым (титры использовались, но не всегда). Другими словами, именно видеоизображение (картинка) является главным элементом телевизионной «ткани». Видео всегда первично по значимости, звук всегда вторичен. Это золотое правило любого экранного творчества. Профессиональные журналисты, операторы и режиссеры всегда оценивают потенциальную «телегеничность» того, что должно попасть на экран. Речь здесь идет о том, возможно ли то или иное событие или явление показать на экране и насколько оно будет зрелищно. Вопрос «что снимать и как снимать?» отнюдь не является праздным, иногда ответ на него приходится искать очень долго. Понятно, например, что такое мероприятие, как футбольный матч, заведомо телегенично – много движения, шума, только успей снять и материал есть! Но как быть, если темой съемки является экономический кризис. Очевидно, что он существует, но как его показать? Здесь крайне необходимы фантазия и умение «думать глазами», т.е. моделировать визуальные образы. Так, в случае с кризисом, традиционным решением может быть такое: снять растерянных безработных в очереди на бирже труда, показать раздраженных покупателей у прилавков магазинов, пообщаться с унылыми офисными клерками и пр. А можно, например, снять предпринимателя, который в кризис наладил новый бизнес: открыл кафе эконом-класса с минимальным прейскурантом. Любопытно же увидеть, из чего делают блюда в «антикризисном» меню! В любом случае, важно чтобы видеоматериал был динамичным и ярким, тогда зритель будет его смотреть. А телевидение работает именно для своего зрителя, поэтому просто не имеет право быть скучным. Для понимания природы телевидения учащимся необходимо объяснить, из чего состоит аудиовизуальное произведение. Само слово «аудиовизуальный» уже раскрывает смысл: телевидение – это видео+звук. Очевидно, телевидение без видео не существует. Со звуком дело обстоит несколько сложнее. Традиционно выделяют два типа звука: речь и шумы. Речь автора, т.е. произнесенный (озвученный) им текст обычно называют «наговором». Это тот звук, который «производит» сам журналист, проговаривая написанное перед микрофоном за кадром или в кадре. Речь людей, у которых брали интервью, также может присутствовать в кадре или за кадром. Материалы, в которых нет никакой речи, обычно выходят под грифом «без комментариев». Все остальные – не текстовые – звуки называются интершумом. Интершум, в отличие от речи, присутствует в телевизионном материале почти всегда, но используется в качестве звукового фона, поэтому он в обязательном порядке должен быть тише наговора. Видео без интершума становится как бы «мертвым», поскольку в реальной жизни мы постоянно слышим какието звуки. Интершумы бывают естественными и искусственными. Естественный интершум камера записывает вместе с видео «в живую»: это какофония человеческих голосов, звуки городских улиц, промышленных предприятий, порывов ветра, щебетанья птиц и пр. Искусственный интрешум обычно используется как специальный художественный прием. Например, характерное тарахтение и потрескивание старого кинопроектора применяется для создания ретро-эффекта. Такие звуки не записываются «вживую» и, как правило, берутся из фонотек (специальных звуковых каталогов). В фонотеках можно найти и такие редкие для повседневной жизни звуки, как пушечный выстрел, взрыв бомбы или рев взлетающей ракеты. К искусственным художественным интершумам можно отнести и музыку. Музыка вполне может использоваться в качестве фона в аудиовизуальном произведении для расстановки эмоциональных акцентов, но дурным тоном считается «вытягивание» слабого видео за счет сильной музыки. Первое, что должны усвоить учащиеся, – это базовый принцип соотнесения текста и видео. Вкратце его можно сформулировать так: текст всегда только дополняет видео. Текст не должен дублировать то, что видно на экране, но и не должен противоречить изображению. По существу, в тексте журналист излагает то, что не очевидно из просмотра видео. При этом текст всегда пишется «под картинку», «обыгрывает» ее, т.е. автор всегда должен исходить из того, что снято. Если это правило нарушается, то чаще всего возникает так называемый эффект «бегущих обоев»: абы какое видео притягивается за уши к тексту. Стилистически телевизионный текст очень близок к разговорной речи. Объясняется это тем, что он должен легко восприниматься на слух с одного раза. Если бы телевизионные тексты напечатали в газете, читатели вполне могли бы подумать, что их писал очень недалекий журналист. Для простоты учащимся лучше всего объяснить принцип работы так: при написании текста представьте себе, что перед вами ваш друг и вы ему рассказываете об увиденном. Телевизионный текст (впрочем, как и текст для радио) действительно очень прост – и лексически и синтаксически. Никаких причастных и деепричастных оборотов, сложносочиненных предложений, канцеляризмов и «высокого штиля». Литературные «красивости» и «заумности» в быстром потоке речи не воспринимаются. Но простота – это не тупость. Парцелляция, игра слов, перифраз на телевидении вполне уместны. Всегда приветствуются неполные предложения (в частности, номинативные и эллиптические), краткие прилагательные, наречия. Неприемлемый вариант текста В рамках саммита глав России, Беларуси и Казахстана принято решение о создании таможенного союза, главная цель которого заключается в установлении единых пошлин на провоз товаров через границы всех государств-участников. Приемлемый вариант текста Россию, Беларусь и Казахстан теперь объединяет таможенный союз. Об этом договорились на саммите лидеры трех государств. Товарные пошлины на границах соседей отныне будут одинаковыми. Различные штампы и клише встречаются и в телевизионных текстах. Во избежание повторов избитых формулировок профессионалы обычно советуют новичкам: пишите так, как будто до этого вы ничего никогда не писали, ваш бывший текст – ваш главный враг. И эта методика действует, так формируется новый авторский стиль. Стилистических канонов как таковых у телевизионного текста нет – любое новаторство имеет полное право на существование. Вот список ключевых правил телевизионного текста, составленный на основе анализа распространенных ошибок начинающих журналистов: 1. Исключить риторические вопросы, восклицания, призывы; 2. Исключить прямое обращение к зрителю, а также отождествление с ним («Я расскажу вам...», «Мы увидим...», «Наша страна...» и проч.); 3. Избегать речи от первого лица («Я посетил...», «Я узнал...» и проч.); 4. Избегать использования голословных фактов, стараться указывать источник информации, в особенности когда приводимые данные могу оказаться спорными (вместо «У нас в школе большинство старшеклассников не курят» лучше написать «По словам директора школы, большинство старшеклассников не курят»); 5. Избегать неисчислимых и нематериальных понятий («В нашей школе любят...», «В России много хороших людей...»); 6. Излагать неоспоримые, очевидные факты («Россия самая большая в мире страна»).
Считается, что максимальное количество слов в одном телевизионном предложении – 13. Если получается длиннее, нужно делить предложением на два. Хотя бы потому, что его будет трудно прочитать «на одном дыхании». Следующее, что должны освоить учащиеся – это умение «читать» структуру видеоряда. Видеорядом называется логически выстроенная последовательность движущихся изображений, ограниченных рамкой экрана. Простейшей единицей видеоряда является кадр. Кадр – это статичное изображение, равное по продолжительности 1/25 доле секунды (в системе PAL). Для ощущения непрерывного движения за одну секунду на экране должно меняться минимум 16 кадров. Для того, чтобы увидеть один кадр, видеозапись нужно просто остановить. Из кадров состоят планы – отрезки видеозаписи, из которых, собственно, и выстраивается видеоряд. План, в отличие от кадра, всегда обладает внутренним движением, а его продолжительность может варьироваться. Проще говоря, то, что мы видим на экране – это набор планов. Стандартная длина одного плана, например, в телевизионных новостях – от 2 до 5 секунд. В широкоэкранном кино планы могут длиться и десятки минут. Смена планов называется склейкой. Простой стык (граница) планов называется прямой склейкой, стык с использованием спецэффектов (уход в черное, уход в белое, наплыв, штора и пр.) – непрямой склейкой. Важнейшей характеристикой плана является его крупность. Она определяется размером снимаемого объекта относительно размера рамки. Мерилом крупности плана является человеческая фигура. Ниже мы приведем шесть традиционных типов планов. Крупный план Средний план (1) Дальний план Средний план (2) Общий план Макро план Рис. 1. Крупности планов Второй характеристикой плана является его ракурс. От объектива камеры до объекта съемки проходит воображаемая линия, именуемая осью съемки. Ракурс – это угол, образованный осью съемки и воображаемой вертикальной линией (осью) снимаемого объекта. Если этот угол равен 90°, то считается, что ракурс отсутствует. Съемка в профиль или полупрофиль по отношению к съемке в анфас также называется ракурсной. Нулевой ракурс Нижний ракурс Боковой ракурс Рис. 2. Ракурсы планов Третьей характеристикой плана является его композиция. Композиция – это гармоничное размещение объектов съемки в пространстве рамки. Не вдаваясь в тонкости классических правил (правило третей, правило диагоналей, правило золотого сечения), следует пояснить главное: 1) объекты съемки должны быть уравновешены по массам; 2) объекты съемки должны попадать в центр поля рамки; 3) объектам съемки всегда нужен «воздух». Правильная композиция Неправильная композиция Рис. 3. Композиции планов Планы также должны быть сбалансированы и сфокусированы. Правильный баланс подразумевает, что на экране мы видим те же самые цвета, к которым привыкли в реальной жизни. Неправильный баланс влечет нарушение естественной цветовой гаммы – изображение «красит», «синит» или «желтит». Правильная фокусировка подразумевает отчетливость объектов съемки на экране. При неправильном фокусе изображение начинает расплываться. Расфокус иногда применяется как спецэффект. Планы также различаются по использованным в них приемам экранной выразительности. В процессе съемки камера может быть пассивной, когда она просто фиксирует пространство, попадающие в рамку, или активной ( с «внутрикадровым монтажом»), когда сама рамка в процессе съемки меняет положение в пространстве. Любое перемещение камеры называется тревеллингом. Известны три типа тревеллингов: трансфокация, панорамирование и траекторная съемка. Трансфокация («наезд-отъезд») – это изменение крупности снимаемого объекта в процессе съемки одного плана. Пример: сначала на экране был весь человек целиком, а затем в результате поступательного движения камеры вперед в рамке осталось только его лицо. Панорамирование – это горизонтальное или вертикальное перемещение рамки по снимаемому пространству. Пример: сначала на экране была трибуна с оратором, а затем в результате поступательного движения камеры (влево или вправо) в рамке возникает зал со слушателями. Траекторная съемка – это соединение трансфокации с панорамированием. Пример: сначала на экране концертный зал, камера начинает движение над рядами – в рамке мелькают головы зрителей, камера поднимается вверх – в рамке видна сцена и исполнители, камера опускается вниз и продолжает движение вперед – в рамке возникает лицо солиста группы. Важно обратить внимание на то, что тревеллинги сами по себе не являются ценностью. Любое движения камеры должны быть обосновано, т.е. должно быть понятно, где началось движение, где закончилось и зачем вообще оно было нужно. Бессмысленные «наезды-отъезды» и панорамы «из ниоткуда в никуда» просто сбивают зрителя с толку. Если учащиеся самостоятельно осуществляют съемки, им непременно придется столкнуться с рядом известных всем телевизионщикам проблем. Еще на заре документального кинематографа были выявлены две ключевые трудности: 1) многие люди боятся камеры 2) многие люди ведут себя перед камерой не так, как в обыденной жизни. Открытая съемка иногда просто вгоняет людей в такой ступор, так что они не могут связать двух слов. Если же страх преодолен, то начинает работать «эффект зеркала» – объекты съемки играют самих себя, находятся «в образе», старясь выглядеть и говорить как можно лучше. Это вполне естественно, но задача журналистов заключается в том, чтобы фиксировать реальность такой, какая она есть, без художественных прикрас и фальши. Для того, чтобы снимать «жизнь врасплох», а людей «в момент неигры», были придуманы две методики (виды съемки), используемые телевизионщиками по сей день: скрытая камера и привычная камера. Съемка скрытой камерой подразумевает, что объект съемки не знает о том, что она происходит. Такой прием уместен, когда нет никакого иного способа провести съемку, но сделать это необходимо. Необходимость может быть обоснована только одним – данная информация имеет общественное значение. Например, при помощи скрытой камеры, спрятанной в портфеле, может быть разоблачен чиновник, берущий взятки. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что скрытая съемка может быть совершенно неэтичной. Так, нельзя, «подглядывать» за людьми, когда они находятся у себя дома, поскольку это нарушает их право на частную жизнь. За такую съемку журналист может быть привлечен к ответственности. К привычной камере, в отличие от скрытой, нельзя предъявить претензии. Суть этого приема заключается в том, что объекты съемки знают о существовании камеры, но не обращают на нее внимания. Было замечено, что когда люди первый раз видят камеру, она всегда вызывает их живой интерес. Пример: телевизионщики приехали в детский сад – вокруг сразу образуется толпа детей, все задают вопросы, хотят потрогать оборудование, просят, чтобы их поснимали, кривляются и заглядывают в объектив. Но этот интерес со временем исчезает. Про камеру забывают, жизнь входит в обычное русло, и в этот момент начинается настоящая съемка. Техническая справка к «Разделу 1»:
|