Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программы – обозреватели Интернет
На данный момент существует некоторое количество браузерных программ, сочетающихся с Windows и MaC OS. Cамая распространённая – I nternet Explorer – встроенная программа Windows XP, Windows Vista, Windows Seven. В системе Mac OS по умолчанию установлена программа Safari. Также можно использовать Opera, Maxton, FireFox, и одну из последних разработок компании Google – браузер Google Chrome (очень легкий и быстрый браузер), сочетаемый и с Windows и с Mac OS. Принципиальных различий между браузерами нет, все зависит от вкуса пользователя. Камеры. Для проведения качественных съемок рекомендуется использовать видеокамеры фирмы Sony, модели: HDR-FX1000E (лучшая в своем классе видеокамера профессионального уровня с расширенными функциями), HDR-FX7E (высококачественная видеокамера профессионального уровня с расширенными функциями), HDR-HC9E ( высочайшее качество видео и фото с расширенными функциями ручного управления). Все перечисленные камеры по умолчанию работают в Standart Definition, а также стандарте следующего поколения – High Definition (HD). Видеокамеры также поддерживают разрешение формата Full-HDV 1080i – разновидности формата HDV. Данный формат обеспечивает 1080-строчную эффективную видеоразвертку изображения, характерную для цифрового вещания в формате HD. В этих камерах видео записывается на DV -кассету. Матрица обрабатывает сигналы красного, зеленого и синего цветов (сигналы RGB) по отдельности, что обеспечивает великолепную цветопередачу. Возможность ручной регулировки выдержки, баланса и усиления яркости позволяет адаптировать настройки видеокамеры к условиям съемки. Поддерживается подключение внешнего микрофона. Также существуют камеры, которые позволяют записывать сразу в цифровом формате, т.е. SD -карточки или жесткий диск (HDD) – HDR-TG5E, HDR-CX500E. Распространёнными моделями камер также являются Sony 150, Sony 170, Sony Z1. Можно обойтись и минимальными требованиями к записывающему устройству. На сегодняшний день развитие бытовой техники достигло профессиональных высот, сейчас можно снимать видео даже на мобильный телефон – с разрешением матрицы от 3-х мегапикселей. Штативы. Штативы – приспособления для установки видеокамеры, обеспечивающие ее неподвижность при съемке или плавное ровное панорамирование. Большинство штативов выполнено в виде треножной конструкции с площадкой и штативной головкой. Выбирать штатив можно только после покупки видеокамеры. Штатив должен быть прочным и устойчивым на любой поверхности. Главные производители штативов – фирмы Vinten и Sachtler. Существуют штативы для студийной съёмки, для перевозки на автомобиле и для ношения на себе. Естественно, что все они отличаются весом. Штатив, весящий больше, чем 2, 5 кг, долго носить невозможно. Хорошим вариантом являются углепластиковые штативы, подходящие для камер и весящие чуть больше одного килограмма. Все серьёзные штативы продаются в «расчленённом» виде: ноги – отдельно, головка – отдельно. Если вы планируете снимать панорамы, то шаровые головки не подойдут. Приемлемого результата можно добиться, используя обычную трёхосную головку с раздельным наведением по трём осям. Штативная головка должна иметь быстросъёмную площадку, привинчивающуюся к камере. Это приспособление не только существенно экономит время в процессе съёмки, но и, чаще всего определяет, будет ли оператор использовать штатив вообще. Микрофоны. Микрофон – электромеханическое устройство, которое использует вибрацию воздуха и преобразует звук в электрические импульсы. Существует три основных конструктивных типа микрофонов: динамический, конденсаторный и ленточный. На съемках лучше использовать динамические микрофоны. Особенность динамического микрофона обеспечивает его работу в жёстких условиях. Он способен вынести даже очень громкий звук, т.е. данный тип микрофонов почти невозможно перегрузить. Динамические микрофоны более устойчивы к перепадам влажности и температуры. При этом динамические микрофоны обеспечивают качественное звучание почти во всех областях применения. Самый распространенный микрофон – Shure SM 58 и SM 57 – подходит для записи голоса и музыки. Направленность микрофона – раструб, т.е. он улавливает звук с отклонением не более 30° от вертикальной оси. При использовании этого микрофона вне помещений рекомендуется надевать мягкий губчатый фильтр, препятствующий задуванию ветра. Для записи естественных шумов вполне подойдет встроенный микрофон камеры. Профессиональный разъем звуковых кабелей (XLR) имеет три контакта. Световое оборудование. Лучше всего использовать переносной свет, так как он удобен в использовании как в студии, так и вне ее. Мощность фонарей – от 50 до 100 Вт. Производители комплектов профессионального светового оборудования: Ianiro, Dedolight, Kino Flo, Lowel, Logocam, Sachtler. Накамерные фонари должны иметь мощность до 20 Вт, их питание обеспечивается от переносных батарей. Отражатели (флексы). Это пассивное световое оборудование – они свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять направление, характер, цветовую температуру лучей. Обычно отражатели представляют собой белую, черную, золотую или серебристую ткань, надетую на каркас круглой или прямоугольной формы. Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 5» Для создания итогового материала необходимо переработать изначальный, а для этого потребуется важнейший процесс телевидения – монтаж. Обсудите с учащимися подробнее природу монтажа, специфику экранного времени и пространства. Уникальное изобретение кинематографистов начала ХХ-го века – монтаж. Он, без преувеличения, перевернул изобразительную и информационную культуру человечества. Монтаж основан на особенностях восприятия видимой действительности человеческим зрением и мозгом. Предложите учащимся наглядное упражнение. Отойдите в один конец классной комнаты, а на другой стороне поставьте у стены стул, положите на него книгу. Посмотрите на помещение вокруг. Если вы осматриваете школьный класс, не останавливая взгляд и внимание на отдельных деталях, вы будете видеть условный общий план. Как только ваш взгляд остановился на стуле у противоположной стены, вы разглядываете его, при этом, не меняя свое местоположение, вы хорошо видите стул и книгу на нем, а все остальные предметы как бы уходят на второй план, “расплываются”, это будет средний план. А когда вы подойдете к заинтересовавшему вас предмету и начнете разглядывать его с близкого расстояния, вы увидите заголовок книги, ее оформление, поверхность стула, по сравнению с предыдущим видом, это будет крупный план. Так называемый «монтаж по крупности», в котором критерием создания последовательности планов является удаленность визуальной фактуры, позволяет зрителю передвигаться в пространстве и времени с удивительной скоростью. Сидя перед телевизором зритель видит перед собой «спрессованную» реальность. При этом важно указать учащимся на тот факт, что в случае с классной комнатой и стулом, вы вольны выбирать предмет интереса, а в случае с восприятием зрителем монтированного видеоматериала последовательность планов создана кем-то другим. Смонтированная «по крупности», последовательность планов классной комнаты со стулом и книжкой является визуальным аналогом устного рассказа со следующей формулой: «Классная комната в школе со множеством столов и стульев (общий план). У противоположной стены стоит стул с книжкой на нем (средний план). Книжка называется так-то, у нее такая-то обложка. (крупный план)». Этот рассказ, также как и последовательность планов при монтаже, можно выстраивать по-разному. Например, можно начать с «книжки, которая лежит на стуле, который стоит в классе». Монтаж «по крупности» является базовым для информационной программы. Репортер не может избежать работы с «тремя китами» видеомонтажа: смена и постоянное чередование общего, среднего, крупного планов – основа информативности. Длина планов в последовательности определяет ритм «рассказа». Во многом длительность плана на экране обоснована восприятием человека. В среднем за 2-3 секунды статичного плана любой крупности зритель вполне успевает понять и усвоить, что именно он видит. Если же план длится менее 1 секунды, зритель не всегда понимает, что произошло на экране. Одним из ключевых факторов восприятия изображения является его фактура и содержание. В качестве простого примера этому тезису можно привести тот же общий план классной комнаты. Если в комнате десять парт и множество картин на стенах, то на «рассматривание» этого общего плана понадобится больше времени, нежели в случае с классом, где есть только пять парт и совсем нет картин на стенах. При склейке разных фрагментов интервью одного и того же человека, снятого «одним планом», создается эффект «скачка»: говорящий внезапно дергается. Чтобы избежать этого, необходимо использовать так называемую «перебивку» – дополнительный план, который не нарушает логику видео, помогает избежать очевидного визуального противоречия, добавляет информативности данной монтажной последовательности. Например, при монтаже двух фрагментов интервью склейку можно перекрыть крупным планом рук говорящего или его глаз (что нередко используется на ТВ), при этом звуковой ряд остается неизменным. Таким образом, мы избегаем «скачка», создается эффект непрерывности. Этот прием фактически обманывает зрителя, заставляя поверить, что речь человека на экране постоянна. Далее необходимо объяснить учащимся другие базовые правила монтажа. Несмотря на условность экранного пространства и времени, восприятие видео человеческим мозгом диктует свои требования реалистичности. Реалистичность, в том числе, достигается сохранением «монтажа по направлению и фазам движения». Если в кадре на общем плане мы видим, как баскетбольная команда движется в сторону кольца противника, то в следующем кадре на среднем плане это движение должно сохраняться. Если на общем плане один баскетболист пасует мяч другому, то на среднем плане мы должны видеть, как тот принимает этот мяч. Если возникают затруднения с монтажом планов по движению, тоже используется «перебивка». Когда спортсмены бегут на общем плане вправо, но развитие атаки не запечатлено оператором, то необходимо использовать план, где видны зрители матча (он может быть снят в другой момент, но во время этой же игры), а уже после него можно вставлять планы игры с другим вектором движения. В таком случае у зрителя складывается впечатление, что спортсмены поменяли движение в то время, когда он видел зрителей на трибунах. Частный случай правила монтажа по движению: если мы монтируем друг за другом два фрагмента интервью разных людей, желательно, чтобы они смотрели в разном направлении – один на репортера справа от камеры, другой на репортера слева от камеры. В противном случае создается эффект метаморфозы одного человека в другого. В случае же нарушения правила «восьмерки» при записи одного интервью, создается впечатление, что собеседники (журналист и интервьюируемый) смотрели не друг на друга, а в одну и ту же сторону. Наконец, правило «монтажа по свету (цвету)» гласит: нельзя ставить в прямой последовательности планы, радикально различающиеся по цветовой гамме (например, планы, снятые днем и ночью). Переход должен быть смягчен промежуточным планом (в данном случае, сумеречным). Важно, чтобы оператор помнил эти правила во время съемок, тогда монтаж пройдет наиболее эффективно. Завершая обзор монтажных приемов, следует вкратце объяснить учащимся, в чем заключается суть параллельного монтажа, ассоциативного монтажа и «эффекта Кулешова». Параллельный монтаж – самый эффективный способ построения экранной драматургии. Пример: девушка заходит в подъезд – за ней следует мрачного вида мужчина. Она поднимается по лестнице – он поднимается по лестнице. Она достает ключи – он достает нож. Она заходит в квартиру – он следует за ней… Если бы два этих эпизода были смонтированы просто друг за другом, все напряжение детективной сцены сразу разрушилось бы. Ассоциативный монтаж рассчитан на другой результат: он заставляет зрителя подумать. Пример: первый план – нефтяная вышка-качалка, приборы показывают давление в трубопроводе; второй план – больному делают переливание крови, врач следит за показателями кровяного давления. Что хочет сказать автор сопоставлением двух планов? Первая мысль – российская экономика слишком сильно зависит от природных энергоносителей, нужно что-то менять. «Эффект Кулешова» – возможно, самый любопытный феномен, основанный на психологии зрительского восприятия. Суть эффекта, открытого российским кинематографистом Л. Кулешовым, заключается в том, что смысл каждого последующего плана люди расшифровывают под впечатлением от предшествующего плана. Пример: мы видим маленького ребенка в коляске, а затем лицо молодой женщины, которая смотрит куда-то вниз. Спросите зрителей: кто эта женщина и куда она смотрит? Все скажут: «Конечно, это мать ребенка, и она с умилением смотрит на свое чадо». И это вполне логично. Но в действительности, женщина не имела к ребенку никакого отношения, а смотрела она на новые туфли в витрине магазина. В этом заключается «волшебство» монтажа, которое, к сожалению, часто используется для сознательного искажения реальной действительности. Конечно, всю теорию монтажа невозможно «вместить» в небольшое занятие. Тем не менее, описанные выше базовые правила необходимо соблюдать для начала работы над учебной телепрограммой. Понимание природы монтажа приходит с практикой, когда ученик видит своими глазами несоответствия и противоречия. На данном этапе можно перейти к монтажу исходных материалов съемочных групп. Для этого необходимо перенести видеофайлы из камеры в компьютер. Большинство компьютерных программ монтажа позволяют осуществить это без особых усилий. Потребуется только кабель, соединяющий камеру и компьютер (они часто прилагаются к камере при покупке). Простейшие программы монтажа (iMovie на базе операционной системы Мас OS, Windows Moviemaker на базе Windows) самостоятельно открывают «окно импорта» и через инструкции на экране объясняют, что нужно делать дальше. Время переноса видеофайлов с камеры на жесткий диск компьютера зависит от хронометража съемки, но в целом занимает от 2-х до 10-ти минут. Большинство компьютерных программ монтажа видео достаточно просты в использовании и работают по основным схожим правилам. Импортированные (перенесенные с камеры) исходники визуализированы в виде списка файлов в одном из «окон» на экране. При определенных настройках эти файлы могут быть визуализированы в форме так называемых «миниатюр», в таком случае вы видите не только название, но и один из кадров данной видеозаписи. Каждый из этих файлов, которые являются фактически законченными планами (начало и конец определяются нажатием кнопки записи на камере), можно просмотреть в отдельным «окне» (обычно это делается с помощью двойного нажатия (клика) левой кнопки мыши). В третьем окне программы находится своего рода рабочий стол, белый незаполненный лист, основа для монтажа итогового материала – «таймлиния» (Timeline), здесь вам предстоит составить сюжет. В четвертом окне вы можете видеть изображение с «таймлинии». Задача монтирующего на первом этапе – отобрать наиболее интересные планы, составляющие монтажную последовательность. Сочетание планов в последовательности должно соответствовать изложенным выше правилам. С технической точки зрения, для отбора нужных для репортажа планов необходимо найти их в исходниках и отделить от общего массива видеометками. Например, если в исходниках есть общий план бегающих по площадке баскетболистов, общей длиной 20 секунд, вам необходимо выбрать только 3 секунды из этой съемки. Для этого нужно отметить начало выбранного фрагмента и его конец. После этого «отделенный» фрагмент исходника переносится на «таймлинию». Интерфейс программы визуализирует этот процесс достаточно эффективно, доступно для восприятия. Далее необходимо выбрать следующий фрагмент и произвести те же действия. Очевидно, что преподаватель, совершенно незнакомый с технологиями телевидения, с трудом сможет освоить программы монтажа и весь комплекс работ по созданию телевизионной программы в целом. Поэтому мы рекомендуем направить заинтересованных преподавателей на краткие курсы дополнительного образования в этой области. Важно объяснить учащимся, что ключевым этапом работы над сюжетом является именно «отсмотр исходников». На этом этапе автор видит все, что снял оператор, а значит, он изучает материал, из которого будет производится монтаж итогового сюжета. Важно еще раз посмотреть и послушать интервью, выбрать нужные фрагменты лайфов, лучшие дубли стендапов. Журналист должен определить наиболее яркие, информативные, краткие фрагменты съемок, что поможет ему в дальнейшем при написании закадрового текста. Для удобства следует помечать тайм-коды (Time code) – индексы видеокадра, например 00: 01: 05: 10 – начала и конца отобранных фрагментов. После изучения имеющегося видеоматериала и интервью, необходимо написать «чистовую» версию сценария, текст репортажа. В отличие от предварительного плана, здесь уже будут точные факты, а также расшифрованы фрагменты настоящих интервью. «Чистовой» текст необходимо показать шеф-редактору – преподавателю и, после его утверждения, «озвучить», превратить в наговор. Озвучивание сюжетов на базе учебной телестудии можно организовать несколькими способами. Итогом этого процесса должен стать файл, который в программе монтажа можно будет совместить с видео, проложив на специальную звуковую дорожку. Наиболее простой способ озвучивания – использовать так называемую «головную гарнитуру» (комплект наушников и микрофонов), присоединяющуюся к компьютеру. Таким образом, можно записывать звук напрямую в программу монтажа и сразу на «таймлинию». Недостатком такого способа является наличие окружающего шума, необходимо, чтобы во время озвучивания репортажа не было посторонних звуков. Если тишину обеспечить невозможно, рекомендуем записать звук с помощью микрофона на камеру в тихой комнате, а потом перенести этот файл в компьютер так же, как переносили видеофайлы. Важно обратить особое внимание, что при озвучивании текста его нужно именно рассказывать, а не зачитывать. Вещающий как пономарь журналист плохо воспринимается аудиторией. Он должен быть немного эмоционален. Главный способ донести эмоцию – интонировать, повышать и понижать голос. Следует объяснить учащимся базовые принципы, которые важно помнить при озвучивании репортажа: 1) избегайте чрезмерной экспрессии в голосе; 2) старайтесь сохранять средний ритм речи; 3) старайтесь произносить слова разборчиво, не «проглатывайте» окончания; 4) соблюдайте логику интонации (не «тараторьте»); 5)исключите посторонние звуки (не «экайте», не «чмокайте», не шмыгайте носом, не вздыхайте). Если у автора проблема с техникой речи, то ее нужно устранять при помощи специальных упражнений, в частности, тренироваться на скороговорках, многократно репетировать произнесение текста перед записью звука. Интершум, как и наговор, воспринимается зрителем как неотъемлемое от изображения явление, однако на деле это отдельный технологический элемент. В компьютерных программах монтажа интершум автоматически выделен как отдельный файл (звуковая дорожка), визуально связанный с видео. Благодаря этому возможно понижать уровень громкости интершума в те моменты, когда должен звучать закадровый голос. Одним из финальных этапов создания репортажа является дизайн титров. В информационных программах вы нередко видите на экране имя и должность говорящего человека. Наличие дополнительного инструмента информирования в виде титров позволяет опустить представление по имени каждого говорящего в тексте репортажа. Все компьютерные программы монтажа позволяют создавать титры с именем и должностью. Имя в титре традиционно указывается по формуле «Имя + Фамилия», без отчества и именно в таком порядке. Расскажите учащимся, что у каждого телеканала есть свой свод правил оформления экранного изображения. Кроме титров с именами людей, на экране всегда есть и другие визуальные элементы дизайна, позволяющие идентифицировать телеканал. Самый известный элемент имиджа канала – логотип, располагающийся на экране постоянно. Всем знакомы логотипы ведущих российских каналов: «Первый», «Россия», НТВ, также как CNN и ВВС. В сюжетах также может присутствовать компьютерная графика, как статичная так и анимированная. Главная задача графики – визуально рассказать о том, что трудно объяснить словами. Например, показать схему дорожно-транспортного происшествия. После завершения создания сюжетов и программы, их остается опубликовать. Рекомендуем вам зарегистрировать канал на одном из бесплатных интернет-серверов публикации видео (Youtube, Rutube и другие). Многие компьютерные программы монтажа позволяют «переписывать» видеоматериалы напрямую на сервер (при наличии соединения с Интернетом). Кроме того, «таймлинию» можно превратить в отдельный видеофайл любого формата. Этот файл также можно опубликовать в Интернете, или же записать на DVD. Рекомендуем вам также создать итоговый DVD со всеми репортажами и устроить открытый показ для всех желающих. Техническая справка к «Разделу 5» Программы редактирования аудио и видеоизображения. Принцип работы монтажных программ одинаков. Существует несколько монтажных программ, профессиональными считаются: Premier Pro, Final Cut, Edit, Avid, они используются на базе операционных систем Windows и Mac OS. Непрофессиональными считаются: iMovie (используется только на системе Mac OS и входит в базовую комплектацию ОС), Windows Moviemaker (используется только на системе Windows, входит в базовую комплектацию ОС). iMovie и Windows Moviemaker представляют больший интерес для производства видеоматериалов в школах, так как не требуют дополнительной оплаты. В программах iMovie и Windows Moviemaker можно делать новостные сюжеты, короткие ролики с прямой склейкой и предустановленными в программах эффектами. Для более серьезных проектов предпочтительнее использовать Final Cut Pro или Premiere Pro. Интерфейс программы Final Cut Pro (фирма Apple) Экспорт готового материала во все существующие форматы файлов осуществляют все программы. Видеофайлы предпочтительно хранить на отдельном жестком диске, свободном от операционной системы, во избежание сбоев в работе ОС и ПО. Интерфейс программы Premiere Pro (фирма Adobe) Характеристика объема файловой видеоинформации. Объем файлов зависит от разрешения видеофайла и установленной компрессии (bit rate). При оцифровке видео, выбирается формат, в котором будет храниться и монтироваться файл (avi, mov, mpeg 1/2/4). По окончании монтажа, можно экспортировать материал в любой удобный вам формат файла (avi, mov, mpeg 1/2/4). Интерфейс соединения камеры с компьютером. Соединение камеры и компьютера обычно производится по одному из двух наиболее распространенных интерфейсов – цифровому (IEEE 1394 -FireWire) или аналоговому (RCA (Compoisite) или S-Video). При этом аналоговые камеры не имеют возможности передавать видео сразу в цифровом формате, а цифровые камеры могут работать в аналоговом режиме. Для соединения камеры с компьютером по аналоговому интерфейсу необходимы: • устройство ввода видеоинформации, среди которых наиболее популярными являются видеокарты с TV -входом; • карты TV -тюнера, практически всегда имеющие вход для видеозахвата; • специализированные карты видео-захвата, которые могут быть самостоятельным устройством, а могут быть дочерней платой, дополняющей видеокарту; • кабель S-Video или RCA (Compoisite) которым нужно соединить выход видеокамеры со входом на карточке (обычно такие шнуры идут в комплекте с видеокартой и/или камерой).
Для соединения камеры с компьютером по цифровому интерфейсу необходимы: • плата интерфейса IEEE 1394, (не обязательно с возможностями монтажа видео и наложения спецэффектов), возможно использование простых контроллеров на базе, к примеру, чипов Lucent или Texas Instruments; • соединительный кабель Fire Wire, иногда входящий в комплект платы адаптера и/или видеокамеры.
Программное обеспечение захвата видео для аналоговых и цифровых форматов одинаково. Можно использовать как программы, поставляемые с видеокартой, так и отдельную программу для записи и редактирования видео (iMovie, Windows Movie-maker, Premier Pro, Final Cut, Edit, Avid). В опциях ПО необходимо настроить тип используемого входа (S-Video/Composite, Fire Wire), стандарт видео (NTSC/PAL/SECAM, большинство продаваемых в России камер работают в стандарте PAL), разрешение (720х576 для PAL или 720х480 для NTSC) и степень сжатия (компрессию). При использовинии цифрового интерфейса также становится возможным сохранение отредактированной информации в цифровом виде на самой камере, что сильно разгружает жесткий диск и сохраняет все преимущества цифровой формы хранения данных. Цифровой вход на камере также может быть использован для того, чтобы переписать кассету с одной камеры на другую без потери качества. При этом один и тот же разъём на камере и карте работает как на вход, так и на выход.
|