![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналоговые
S-VHS. Качество изображения – среднее. Формат S-VHS – это улучшенный формат записи VHS. Улучшенное решение светимости, повышенная четкость. Ширина пленки – 12.65 мм. В S-VHS в отличие от VHS насыщенность цветов неограниченная. При копировании качество резко падает. Кассеты – 187х104х24. Betacam SP. Качество изображения – высокое. Записывается раздельно яркостная и две цветоразностных составляющих, что уменьшает взаимные влияния и позволяет делать копии с минимальными потерями. Очень хорошая компенсация «выпадений». Имеет четыре звуковых канала, временной код. В видеокассете Betacam SP используется лента шириной 0, 5 дюймов. Имеется два типа кассет: съемочная кассета длительностью записи до 30 минут, размером 155x95x25; монтажная кассета длительностью до 90 минут, размером 250x140x25. Цифровые (DSP – Digital Signal Processing) DV. Качество изображения – высокое. Идеальные характеристики синхроимпульсов при воспроизведении, идеальный стоп-кадр, замедленное воспроизведение без подрывов. Ширина пленки – 6 мм. Компонентная запись видеосигнала на ленту, временной код, два или четыре звуковых канала. Малозаметное на глаз проявление «выпадений» на ленте: полностью отсутствуют свойственные аналоговым форматам «выпадения» выстреливающего характера, а серьезные повреждения ленты выражаются в виде стоп-кадров или «квадратиков». Количество перезаписей без существенной потери качества на порядок выше: исчисляется десятками. Кассета – 66х48х12. DVCAM. Более совершенная версия формата DV. Скорость движения видеоленты в нем в полтора раза выше, благодаря этому повышается надежность воспроизведения и хранения данных. Обеспечивается двухсторонняя совместимость DVCAM и DV. Кассеты – 66х48х12 и 124х78х14. DVCPRO. Качество изображения сопоставимо с форматами DV и DVCAM. В формате DVCPRO была добавлена продольная дорожка управления (CTL), такая же, как и в любом аналоговом формате. Благодаря этому стала возможна перемотка ленты с большими скоростями без сбоев счетчика ленты и временного кода. Кассета – 98х64х14, с DV и DVCAM несовместима. DVD. Качество изображения зависит от кодирующего устройства (среднее/высокое/наилучшее). Стандартом DVD предусмотрена запись на диск в цифровом виде видеосигнала, а также запись цифрового многоканального звука. Диаметр диска – 120 мм. С кассетными форматами несовместим.
Форматы кадров. Традиционный экран телевизора выводит изображение с пропорциями 4х3, но человек имеет два глаза, расположенных так, что их оптические оси лежат в горизонтальной плоскости относительно головы. Это означает, что с прямоугольной картины человек воспринимает больше информации по ширине, чем по высоте. Отсюда следует, что для большего удобства восприятия, намного лучше, если кадр изображения имеет более широкий формат. Условно широкоэкранный кадр обозначают как 16х9, но в действительности различают несколько видов широкоэкранных форматов: 1: 1.77, 1: 1.85, 1: 2.2 (анаморфный), 1: 2, 35 (анаморфный).
Тайм-код (ТС), как правило, представляет собой четыре группы по две цифры, разделённых двоеточиями, запятыми или буквами: час, минута, секунда и фрейм (кадр).
Примеры записи ТС: • 00: 01: 34: 00; • 00: 01: 34, 00; • 00h01m34s00f. Закадровый текст (наговор), как правило, прописывается на 1 звуковой канал (дорожку) как на кассете, так и в цифровом виде в монтажной программе – Channel 1. Уровень наговора в монтажных программах не должен превышать -6 Дб. Интершум, как правило, прописывается на 2 звуковой канал (дорожку) как на кассете, так и в монтажной программе – Channel 2. Уровень интершума в монтажных программах не должен превышать –18 Дб. Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 2». Перед тем, как приступать к производству видеоматериалов, учащихся необходимо познакомить с особенностями основных телевизионных жанров. Ниже мы рассмотрим те жанры, которые используются в информационной тележурналистике. К ним относятся: сообщение, сюжеты (репортаж и специальный репортаж), интервью, подводка. Сообщение – самый простой информационный жанр, который можно встретить в любом выпуске новостей. Сообщение представляет собой небольшой информационный текст, который журналист пишет для ведущего программы. Ведущий озвучивает текст за кадром, а на экране в это время демонстрируется подготовленный видеоряд. В телевизионной среде сообщение чаще всего называют БЗ (т.е. без звука), тем самым подчеркивая то, что в этом жанре от журналиста требуется только текст без наговора. Хронометраж (продолжительность) сообщения – 20-40 секунд. Сообщения всегда выходят в прямом эфире. Сюжет – самый распространенный жанр телевизионного журналистского творчества. Универсальный термин «сюжет» означает, что это полноценный авторский материал журналиста: он готовит текст, сам озвучивает его и участвует в подготовке видеоряда. В телевизионной среде сюжет часто называют ВМЗ (от видеомагнитная запись). Сюжет может быть снят при непосредственном участии журналиста, но может быть подготовлен им на основании материалов, полученных из других источников. В том случае, если журналист присутствовал на месте событий, сюжет справедливо можно назвать репортажем. Именно событийный репортаж принято называть «золотым жанром» телевидения. В основе репортажа лежит только реальное событие, очевидцем которого стал журналист. Его принцип гласит: «увидеть своими глазами и рассказать о том, что увидел». Репортаж – это, прежде всего, факты. В нем могут присутствовать мнения разных людей, но не мнение самого журналиста. Репортаж – чисто информационный жанр, аналитика ему чужда. Хронометраж жанра – от 1 до 5 минут. Репортаж может иди и в прямом эфире – тогда он называется прямым включением. Главная сложность прямого репортажа заключается в том, что журналисту нужно рассказывать о событии в режиме «живого потока», т.е. без права на паузу и ошибку. Если прямое включение проводится по телефону без камеры, то оно называется «хрипушка». Более сложным телевизионным жанром является специальный репортаж. Здесь в основе лежит уже не событие, а явление или проблема. Тематический специальный репортаж менее оперативен, но требует от журналиста более глубокого погружения в материал. В этом жанре уже допустимы элементы аналитики, но все же мнение журналиста не принято озвучивать напрямую. Его взгляд отражается в подборе имеющихся фактов и мнений других людей. Хронометраж специального репортажа – от 3 до 8 мин. В прямом эфире специальные репортажи не делаются. Интервью по праву считается самым сложным и коварным жанром телевизионной журналистики. По форме оно представляет собой разговор журналиста с собеседником, происходящий в студии или в любом другом месте. Главная сложность интервью заключается в том, что журналисту необходимо постоянно «регулировать» собеседника: не давать ему отступать от темы, уходить от ответов, своевременно задавать подготовленные вопросы, вовремя поднимать и опускать «градус» разговора. Все это требует знания профессиональных методик экранного общения. Выделяют два основных вида интервью: событийное (собеседник излагает то, что он видел и знает) и экспертное (собеседник излагает свои мысли по тому или иному поводу). Традиционного хронометража у интервью как самостоятельного жанра нет. Интервью зачастую идут в прямом эфире. Подводка – жанр, в котором работают ведущие информационных программ. Это краткие введения (отсюда и термин) к сюжетам, которые подготовили другие журналисты. Задача подводки – сказать о событии самое важное, оставив подробное изложение фактов автору сюжета. Секрет подводки заключается в том, что ее текст, озвучиваемый ведущим в студии, должен максимально заинтересовать зрителя. Хронометраж подводки – от 10 до 30 секунд. Подводка всегда идет в прямом эфире. Программа новостей может включать как все вышеперечисленные жанры, так и некоторые из них. Подводки, сообщения и репортажные сюжеты составляют «хребет» любого информационного выпуска. Образно говоря, это «кирпичики», из которых складывается «здание» программы. Как и в любом конструкторе, количество и последовательность расположения деталей (верстка) здесь может меняться. Термин «программа» вообще очень универсален. Программа является главной единицей сетки вещания – расписания телевизионного эфира. Помимо классических выпусков новостей, собственно журналистскими также считаются публицистические программы, документальные фильмы, токшоу. Ключевыми терминами, которые учащиеся должны освоить перед началом реальной практики, являются наименования структурных элементов сюжета. К ним относятся: наговор, синхрон, лайф и стендап. Без этих элементов сюжет не существует физически. Наговоры как части сюжета представляют собой озвученные куски текста автора, перекрытые видеорядом. В отсутствие видеоряда закадровый текст выглядел бы на экране как звучащее черное поле. Наговор всегда сопровождается интершумом. Финальная часть наговора, где автор сюжета называет свое имя и имя оператора (если он был), называется представлением. В представлении могут фигурировать не более трех имен и фамилий. Синхроны – это фрагменты записанных интервью, взятые автором в сюжет, «цитаты» из сказанного людьми, участвовавшими в съемках. Термин «синхрон» происходит от слова «синхронизация», т.е. совпадение видео и звука. Чаще всего фрагменты интервью в сюжете именно синхронны (СНХ), т.е. мы видим на экране самого говорящего человека. Но интервью бывают и несинхронизированными (НСНХ). В этом случае мы слышим голос интервьюируемого человека за кадром, но он «перекрыт» другим видеорядом. Например, ветеран войны рассказывает о своем боевом прошлом, а на экране показываются его фотоснимки с фронта. Лайфы – это фрагменты видеоряда с интершумом, но без наговора. Термин происходит от английского слова «Live» и означает, что этот фрагмент «живого видео» не требует текстового сопровождения. Обычно лайфы – это самые эмоциональные части сюжета. Например: выступление музыкантов, перестрелка, овации болельщиков и т.п. Стендап (Stand up) – это фрагмент сюжета, где автор произносит текст в кадре. Стендап уместен в трех случаях: 1) когда журналист находится «на фоне» яркого события (например, рассказывает о военном параде); 2) когда журналист иллюстрирует что-либо (например, показывает, как работает техническая новинка); 3) когда журналист реконструирует что-либо (например, показывает, каким путем нарушителю удалось уйти от милиции). Стендап может быть как статичным (автор в кадре неподвижен), так и динамичным (автор в кадре двигается – делает «проход»). Главное, чтобы движение в кадре было обосновано, т.е. было бы понятно, куда идет журналист и зачем. Появление в стендапе любого предмета, равно как и наличие самого стендапа, не может быть случайным: все, что делается на экране просто «для красоты», всегда выглядит нелепо. Структурные элементы сюжета тоже представляют собой «конструктор». Их композиция может выстраиваться по-разному, вот несколько типовых примеров: 1) стендап+наговор+синхрон+наговор+синхрон+наговор; 2) лайф+наговор+стендап+наговор+синхрон+наговор; 3) лайф+стендап+лайф+наговор+синхрон+лайф+наговор+ лайф. Таких комбинаций существует неограниченное множество. Единственное правило гласит: сюжет не может начинаться с синхрона и не может заканчиваться синхроном. Основной же совет звучит так: поменьше наговора, побольше лайфов и синхронов, поскольку телевидение – это, прежде всего, «живая картинка», а не текст. Желательно, чтобы каждый отдельный элемент сюжета не превышал по хронометражу 15-20 секунд. Для понимания психологии зрительского восприятия учащимся необходимо объяснить несколько классических правил построения телевизионного сюжета. Правило первое: рассказывая о чем-либо, всегда нужно следовать принципу «от частного – к общему». Многие начинающие журналисты совершают эту ошибку: сначала выскажут главную мысль, а затем приводят примеры. Все должно быть наоборот: сначала излагаются конкретные факты, потом делаются выводы из них. Правило второе: в каждом сюжете должна присутствовать хотя бы одна «человеческая история» (human story). Любое событие, любую проблему нужно показывать через конкретного человека, героя. Герой сюжета, о котором рассказывает журналист, делает тему нагляднее всего, ему верят зрители. Правило третье: драматургической единицей сюжета является эпизод. Он характеризуется конкретным действием, происходящим в конкретном пространстве в конкретное время, при участии героя. В идеале сюжет должен состоять из цепочки взаимосвязанных эпизодов. Эпизоды могут быть выстроены в линию, а могут последовательно «переплетаться». Полное единство времени, пространства и действия в эпизоде достигается при грамотном соотнесении речи, видео и звуков. Правило четвертое: нельзя пренебрегать деталями. Деталь (чаще всего, какой-то предмет или персонаж) зачастую является «изюминкой» сюжета, привлекающей внимание зрителя. С «обыгрывания» интересной детали вполне можно начать сюжет. Вообще, чем больше в сюжете конкретики и чем меньше обобщений, тем ярче он смотрится на экране. Правило пятое: в телевизионном сюжете не может быть никаких повторов. Каждое высказывание, каждый план может быть использован только один раз. Повтор – проявление крайнего непрофессионализма автора. Дабы предупредить ошибки, влекущие за собой различные неприятности, учащимся нужно разъяснить основные этические нормы телевизионного творчества. Прежде всего, существуют общие правила журналисткой профессии: • журналист – не проповедник, его задача – информировать; • все факты нужно проверять, а иногда и перепроверять; • домыслы, фантазии, подтасовки неприемлемы ни при каких обстоятельствах; • интервью неприкосновенно, герою нельзя приписывать то, чего он не говорил; • для работы на частной территории необходимо согласие ее владельца; • при любой конфликтной (неоднозначной) ситуации необходимо представлять разные точки зрения; • огульная критика чего-либо без веских аргументов недопустима; • анонимный источник информации не может быть единственным; • журналист не имеет права навредить своим героям; • начальство не может быть правым только потому, что оно – начальство; • категорически недопустима нецензурная брань.
Простой пример: если учащийся рассказывает о финале школьного чемпионата по баскетболу, то он должен привести мнения представителей обеих команд финалистов, он не может высказываться в поддержку той или иной команды. Помимо этого, существуют некоторые этические принципы, касающиеся, прежде всего, деятельности телевидения: • нельзя снимать человека или его ребенка, если он активно возражает против этого; • нельзя показывать крупным планом сцены, которые могут травмировать зрителя (кровь, насилие); • нельзя использовать архивное видео, не указывая, что оно взято из архива; • нельзя использовать видео другого автора без его согласия; • нельзя показывать процесс изготовления запрещенных предметов и веществ; • нельзя снимать объекты, отнесенные по закону к стратегическим.
Простой пример: если учащийся снимает опрос прохожих на улице для того, чтобы узнать мнение о какой-то насущной проблеме (так называемый Street talk), нельзя назойливо приставать к людям, которые отказываются от съемки. Это право любого человека, и с ним необходимо считаться. Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 3» После того, как вы разобрали с учащимися ключевые понятия телевизионного процесса, следует перейти к его следующему уровню – организационному. В процессе изучения основ организации работы телевизионной редакции и студии вы сможете не только передать учащимся комплекс знаний в этой области, но и сформировать собственно «выпускающую» бригаду, группу учащихся, которая будет создавать программу. Для определения понятия «телевизионная редакция» рекомендуем использовать следующие упрощенные формулировки: 1. Основной организационной структурой телевизионного производства является редакция; 2. Телевизионная редакция – это группа журналистов, обеспечивающая выпуск/производство телевизионной программы. Их рабочее место обычно называется Newsroom; 3. Телевизионная студия/павильон – это специально оборудованное помещение для проведения съемок. Оборудование студии включает в себя телекамеры, микрофоны, осветительные приборы, элементы интерьера или хромакей (зеленый экран), который с помощью различных технологий возможно заменить “виртуальной реальностью”, любым изображением.
Форма организации редакции зависит от запланированного итогового продукта (программы). Рекомендуем привести примеры организации редакции известных телевизионных программ различного формата и длительности: «Вести» телеканала «Россия» и «Поле чудес» «Первого канала». Информационная программа «Вести» длится в среднем 25-30 минут, каждый день в прямом эфире выходят около 15-и выпусков программы, общее число оригинальных сюжетов, передаваемых в эфир ежедневно, также около 15-и. Для организации производства такой программы требуются до 300-т человек. Развлекательная программа «Поле чудес» длится в среднем 50 минут, выходит в эфир раз в неделю по пятницам, не содержит сюжетов и не требует дополнительных съемок, поскольку состоит полностью из съемок в студии. Для производства подобной программы требуются не более 30-и человек. Необходимо уточнить для учащихся, что в редакциях работают не только известные всем репортеры и ведущие, они только «верхушка айсберга», а большую часть редакции составляют журналисты и сотрудники другой специализации (программисты, дизайнеры компьютерной графики, гримеры/стилисты, водители, бухгалтеры, переводчики, сотрудники службы архива и многие другие). Рекомендуем остановиться подробнее на ключевых специализациях телевизионного журналиста и кратком перечислении их функций: 10. Шеф-редактор – редакционный руководитель, координирует работу журналистов над программой, обеспечивает соответствие журналистских произведений (в первую очередь, текстов) стандартам качества. Шеф-редактор нередко является главным ответственным за производство программы лицом, руководителем программы; 1. Режиссер – художественный руководитель программы, координирует работу операторов и режиссеров монтажа, работающих над программой, обеспечивает соответствие визуальной части (видео и графика) стандартам качества. Режиссер, как и шеф-редактор, является одним из ответственных за производство. Можно сказать, что режиссер программы соединяет все ее визуальные составляющие вместе, обеспечивает выход программы в эфир; 2. Репортер/корреспондент передает информацию с места события. Рассказывать о событии репортер может как в форме сюжета (репортажа, специального репортажа), так и в форме «прямого включения», в т. ч. по телефону. Уточним, что во многих редакциях слово «корреспондент» – это название штатной единицы, должность, в то время как слово «репортер» скорее воспринимается как творческая специализация; 3. Продюсер составляет «календарь событий», план съемок, обеспечивает работу съемочной группы (доставку к месту съемки, проживание, аккредитацию (разрешение) при необходимости и проч.), договаривается с героями и комментаторами об интервью; 4. Редактор/райтер передает информацию из редакции. Рассказывает о событии на основании «ленты» и «перегонов» информационных агентств; 5. Ведущий общается со зрителем напрямую, объединяет все элементы программы посредством их представления/интродукции в кадре, используя подводки. Поскольку в информационной программе ведущий работает в прямом эфире (в настоящем времени), это позволяет ему оперативно передавать наиболее свежую информацию, которая поступила в редакцию уже после того, как были подготовлены все сюжеты и сообщения выпуска; 6. Оператор – сотрудник, осуществляющий видеосъемку. В его руках – телекамера, главный технический инструмент ТВ. Однако роль оператора не сводится только к техническому владению камерой. Запечатлеть событие возможно только следуя целому набору не только технических, но и творческих правил; 7. Режиссер монтажа осуществляет монтаж видеоряда элементов программы. В информационном выпуске он отвечает за монтаж отдельных сюжетов и сообщений. Режиссер монтажа нередко является технической фигурой, выполняющей указания режиссера или репортера, специалистом, который умеет «нажимать на кнопки»; Звукорежиссер отвечает за аудиосоставляющую программы – качество наговоров и интершумов. Для упрощения восприятия учащимися этого материала возможно провести следующую параллель: шеф-редактор программы отвечает за тексты, режиссер за видео, звукорежиссер – за аудио. Обратите внимание учащихся на то, что в современном мире границы специализации журналистов и технических специалистов размываются. Происходит это благодаря развитию цифровых медиатехнологий. Простые в обращении, компактные и легкие телекамеры, компьютерные программы монтажа, Интернеттехнологии, все это позволяет репортеру быть и оператором и режиссером в одном лице. Сегодня все больше в телевизионной журналистике распространяется практика «человек – оркестр», когда в одном журналисте совмещены многие функции (специализации). В дополнение к вышесказанному нам представляется важным подчеркнуть, что зритель чаще всего не задумывается, что за тем, что он видит на экране, стоит целый комплекс работ. Чем выше качество программы, чем больше труда затрачено на ее производство, тем больше эффект «цельности», зритель не видит «швов» текста, видео и звука. На этом этапе занятия следует предложить участникам факультатива выбрать себе специализацию. Спросите учеников, кто чем хотел бы заниматься и почему. Это поможет сформировать учебную редакцию телевизионной программы. В рамках одного факультатива, в течение года или двух, возможно организовать выпуск как информационной учебной телепрограммы, так и развлекательной. Рекомендуем начать с информационной программы. При распределении специализаций для создания первой учебной программы, следует избегать ситуаций, в которых ктолибо из учащихся остается «обиженным», получает нежеланную специализацию. Для этого необходимо упростить структуру учебной редакции (по сравнению с профессиональной), распределить функции схематически, исключить иерархию в распределении обязанностей. Шеф-редактором и режиссером, руководителями программы могут стать преподаватель (или преподаватели). Кто-то из учащихся может стать ведущим программы (ведущих может быть несколько), кто-то репортером, кто-то оператором, а кто-то режиссером монтажа. Отдельные специализации функции звукорежиссера и продюсера – стоит опустить, их функции так или иначе будут выполнять все участники процесса. После распределения специализаций в первой учебной редакции следует перейти к рассмотрению основных этапов производства телевизионной программы: • формулировка идеи, создание сценарного плана/заявки программы; 1. Создание детального плана производства программы (pre-production); 2. Производство программы (production). В западной традиции под словом «продакшн» подразумевают собственно съемки, ключевой этап производства программы. В русском языке слово «производство» имеет широкое значение, применимо ко всем этапам создания программы; 3. Финализация производства (post-production). На этом этапе происходит обработка собранного/отснятого видеоматериала: монтаж, озвучивание, наложение титров и спецэффектов – создание окончательного продукта (контента).
Важно указать на тот факт, что большинство телепрограмм на российском телевидении (да и во всем мире) производятся частными компаниями, независимыми студиями по заказу телеканалов. Собственно вещатели нередко вообще не имеют своей производственной базы, а только покупают программы, созданные продюсерскими центрами/сторонними производственными базами. Идея той или иной оригинальной программы может «зародиться», как у программного директора телеканала (руководителя, отвечающего за содержание и состав вещания), так и у независимого продюсера, журналиста частной студии. В первом случае телеканал может заказать производство программы частной студии. Во втором случае частная студия будет предлагать свою уникальную «придумку» различным телеканалам, пока не заключит контракт с одним из них на производство этой программы. Чтобы предлагать идею программы потенциальному покупателю необходимо оформить сценарную заявку – документ, в котором описаны идея и примерный сценарий программы. Чтобы повысить свои шансы получить заказ, заявка должна быть как можно более наглядной, и для этого многие продюсеры производят так называемый «пилотный выпуск», одну пробную программу. Каким бы ни был продукт (двухминутный репортаж или многосерийный документальный фильм), его производство планируется заранее. Производство программы – это цепочка организационных составляющих, и если одно из звеньев этой цепи отсутствует, под угрозой весь комплекс производства. Нередко изза ошибочного планирования съемок компании несут большие убытки. И чем сложнее программа в производстве, чем большее число журналистов участвуют в ее создании, тем важнее план работы, синхронизация действий всех участников. На первом этапе занятий следует обсудить с участниками факультатива концептуальное содержание учебной программы. Рекомендуем остановиться на следующем формате информационной программы: ведущий (или ведущие, в зависимости от численности учащихся) представляет сюжеты, созданные репортерами. Для определения идеи, задайте всем участникам (как ведущим, так и репортерам, операторам и режиссерам) следующие вопросы: 1) Какие события или проблемы им было бы интересно осветить? 2) Почему именно это представляется им важным? 3) Что они хотят сказать? 4) В каком жанре и каким образом это можно сделать? Любое событие «привязано» к определенной дате: оно либо произошло только что, либо запланировано. Производство событийного сюжета (репортажа) требует соответствия жестким временным рамкам: рассказывать о событии необходимо в тот же день, и чем скорее зритель узнает о нем, тем лучше. Скорость передачи информации о событиях – одна из главных профессиональных характеристик информационной программы. Производство тематического сюжета (специального репортажа) не связано с событием напрямую. Тем не менее, нередко тематические репортажи опосредованно связаны с тем или иным событием, в таком случае это событие становится «информационным поводом» для публикации тематического репортажа. Спектр событий и тем для школьной телестудии весьма широк. Преподаватели факультатива как шеф-редакторы и режиссеры, как руководители учебной программы, конечно, способны самостоятельно найти объекты интереса вокруг. Тем не менее, необходимо помнить о специфических требованиях телеэкрана – видеофактура является здесь приоритетной. Кроме того, необходимо ограничить географию съемок. Настоятельно рекомендуем избегать проведения съемок вне территории школы. Если учащиеся настаивают на съемках вне школы, это должно быть задокументировано как их добровольное решение. Если вы желаете организовать съемки вне школы, обязательно сопровождайте съемочные группы. Очевидными «информационными поводами» и объектами съемок являются плановые события в школе: праздники, дискотеки, конкурсы в разных классах, олимпиады, соревнования, спортивные матчи, театральные постановки, концерты, визиты ветеранов, известных людей, общественных деятелей. Также в фокусе учебной телекамеры могут оказаться и происшествия: разбитое окно, прорванная труба и проч. Героями отдельных интервью и репортажей могут стать учителя, сотрудники школы и др. Каждый из вариантов сюжета может и должен включать интервью (СНХ или НСНХ). Объекты интервью могут быть как героями события или рассказа о проблеме, а так и их комментаторами. Эти понятия подразумевают различную степень участия людей в событии или проблеме, а также разную степень их участия в съемке. При съемке героя одного интервью будет явно недостаточно, потребуется также съемка его в различных обстоятельствах. В случае с комментатором можно ограничиться только интервью. Например, при съемке тематического сюжета о проблеме курения, героем может стать школьник, имеющий вредную привычку, а комментатором (экспертом) – авторитетный медик. После распределения специализаций, выбора событий и тем для сюжетов, необходимо составить производственный план программы, то есть определиться, какими средствами и когда будут проводиться съемки, монтаж и «эфир». Разбейте учащихся на пары – «съемочные группы». В условиях факультатива наиболее эффективным будет предоставить учащимся возможность попробовать себя в разных ролях. Поэтому предложите им меняться обязанностями в процессе съемки, попробуйте организовать работу таким образом, что одна пара/ съемочная группа снимает в ходе создания программы два сюжета. В этом случае каждый учащийся сможет попробовать себя и в качестве оператора и в качестве репортера. Определиться с ведущим предстоит преподавателю факультатива. Ведущий многим представляется особенной, выдающейся фигурой, поэтому с целью избежать необоснованного «выделения» одного из учеников, можно пренебречь этой ролью и составить программу из отдельных репортажей, без появления ведущего. Кроме того, ведущим может быть и преподаватель факультатива. После обсуждения и распределения тем для репортажей между установленными парами, «съемочные группы» должны приступить к написанию сценария сюжетов. В сценарии следует указать, в первую очередь, приблизительную структуру будущего журналистского произведения. Сценарий – это детальный план, содержащий текст речей участников программы и описание видеоряда. Текст речей зависит от формата программы. В художественном телевизионном фильме актеры практически не отклоняются от заранее написанного сценария, от своих реплик, прописанных сценаристом. Очевидно, что в документальном фильме речь реальных людей (интервью) может не соответствовать первоначальному сценарию, однако важно подчеркнуть, что наличие детально проработанного плана съемки, включающего предположительные высказывания реальных героев, обеспечивает наибольшую эффективность процессу создания документального фильма. Телевизионный сценарий может принимать разные формы – от набросанного от руки плана до многостраничного документа с подробным текстом, зарисовками или фотоэтюдами предполагаемого видеоряда (story board), детальной проработкой производственных этапов и пр. Следует обратить внимание учащихся на то, что нередко содержание репортажа напрямую зависит от видеоматериалов, имеющихся в наличии. Во многих западных информационных телекомпаниях (например, «Euronews») вообще принято сначала собирать видеоряд и, уже исходя из него, писать закадровый текст. В сценарии сюжета должен быть написан предполагаемый закадровый текст, указаны объекты интервью (связанные с событием/темой) с описанием того, о чем будут говорить эти люди. Также важно объяснить учащимся, что рядом с закадровым текстом (желательно, в соседней колонке таблицы) необходимо описать предполагаемый видеоряд, изображение, которое будет видеть зритель на экране в то время, как за кадром будут звучать слова репортера. Благодаря этому плану учащиеся смогут наиболее эффективно провести съемку (снять то, что нужно), а главное – задать необходимые вопросы объектам интервью. По итогам съемки закадровый текст необходимо будет переписать, добавить факты. Может сложиться так, что все в целом пойдет не по плану и первоначальный сценарий придется отправить «в корзину». Однако это не уменьшает необходимость планирования. Сценарий всей программы в целом называется монтажным листом. Это детализированный план, указывающий последовательность показа, краткое содержание и хронометраж всех элементов выпуска (подводок, сообщений, сюжетов). Верстка монтажного листа подчиняется одному закону – «от главного к второстепенному». Выпуск новостей не может начаться с сообщения о конкурсе красоты, а закончиться сообщением о террористическом акте; все будет ранжироваться наоборот. Монтажный лист может разделяться на тематические блоки (традиционные блоки информационной программы – происшествия, политика, международные новости, экономика, спорт, погода). Расположение материалов внутри блока подчиняется тому же закону – «от главного к второстепенному». В выпусках новостей, как правило, присутствует «шпигель» – краткие анонсы основных тем. «Шпигель» зачитывает ведущий в начале программы или ее блоков. Программа обычно начинается с шапки – графического ролика с ее названием, между блоками ставятся отбивки – более краткие графические ролики. При создании сценария и планировании программы тележурналист использует широкий спектр различных источников информации. Редакции информационных программ получают информацию и видеосъемки не только от своих съемочных групп. Одним из основных источников новостей для многих редакций являются информационные агентства. В их распоряжении широкие сети сбора информации, которую они передают своим «подписчикам» на коммерческой основе. В России можно назвать три крупнейших агентства: «РИА-Новости», ИТАР-ТАСС и «Интерфакс». В мире наиболее известными являются «Ассошиэейтед пресс» (США) и «Рейтерс» (Великобритания). Кроме текстовой информации, они также передают своим клиентам/ подписчикам видеосъемки со всего мира. Другим важнейшим источником информации является Интернет. Нам представляется крайне важным разграничить для учащихся интернет-сайты именно по признаку достоверности информации, качества журналистики. Кроме интернет-сайтов упомянутых агентств, крупнейших печатных изданий («Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Известия» и др.) и известных информационных ТВ программ («Новости», «Вести», «Сегодня» и др.), можно выделить следующие качественные и достоверные источники информации: www.lenta.ru, www.gazeta.ru, www. newsru.com. Помимо источника новостей, Интернет является также и эффективной базой данных по всем вопросам. С помощью так называемых «поисковиков» (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www. google.com, www.yahoo.com) можно найти различную информацию, просто введя ключевые слова в строке поиска. Поиск по ключевым словам практически не регулируется, поэтому нередко среди сайтов, попавших в список результатов поиска, множество недостоверных источников информации. Рекомендуем для поиска энциклопедических данных использовать такие интернет источники как https://slovari.yandex.ru, www.gramota.ru, www.krugosvet.ru, а также https://ru.wikipedia.org. Обращаем ваше внимание на то, что так называемая «свободная энциклопедия» Википедия не является энциклопедией в традиционном понимании этого слова, написать статью в этом источнике может практически любой человек. Однако и изменить статью может любой желающий. Тем не менее, именно свобода доступа делает этот источник предельно содержательным, информативным и вполне достоверным. Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 4» Технологическое развитие сделало телевизионное оборудование доступным для более широкой аудитории. Сегодня вполне возможно эффективно и при минимальных финансовых затратах организовать работу школьной телевизионной студии/ редакции. Многие учащиеся средней школы ХХI-го века владеют элементарными навыками видеосъемки, а также использования компьютера и Интернета. Старшеклассники регулярно снимают видео на свои мобильные телефоны, бытовые видеокамеры, публикуют это видео в Интернете на своих страницах в социальных сетях, или же в открытом доступе на видеосерверах, участвуют в обсуждении этих съемок «он-лайн». Отметим, что нередко подобная коммуникация провоцирует насилие. Наибольший отклик, реакцию в Интернете школьники получают на свои съемки, связанные с насилием, агрессивными субкультурами или другими антисоциальными явлениями. В числе задач школьной видеостудии – создание новой коммуникационной платформы, которая предотвратила бы потенциально опасные склонности. В организации работы школьной телевизионной редакции предлагаем вам максимально использовать уже имеющиеся у участников факультатива технические средства. На очередном занятии факультатива, разберите с учащимися технологии, которые использует современное телевидение. На этом же занятии опросите школьников: кто из них владеет элементарными средствам съемки (мобильный телефон, видеокамера), кто умеет монтировать/обрабатывать видео на компьютере, кто регулярно пользуется Интернетом, кто публикует видео в Интернете. На основе этого опроса вы сможете в дальнейшем распределить задания и скорректировать ход факультатива. Ключевой технической единицей работы телевизионной редакции является ТЖК – телевизионный журналистский комплект. В него входят следующее оборудование: видеокамера, штатив, комплект звукозаписи, портативный комплект освещения. С их помощью съемочная группа осуществляет видеосъемку, запись интервью. В современные ТЖК нередко входит также и портативный компьютер (ноутбук), с помощью которого можно осуществлять монтаж видеоматериалов фактически в любом месте, без необходимости возвращения на студию. Расскажите учащимся, что важнейшей характеристикой цифрового века телевидения является скорость передачи данных и мобильность съемочных групп. Это проявляется на разных этапах работы съемочных групп. Например, весьма популярные в 1990-е годы аналоговые камеры Sony Betacam, которые пока еще являются частью имиджа оператора, весили вместе со штативом более 20 кг. Для транспортировки такого ТЖК требовался автомобиль. Для эксплуатации ТЖК со звукозаписывающим и осветительным комплектами требовался еще и дополнительный сотрудник (во многих редакциях его называют «видеоинженер»). Для монтажа видеосъемок была необходима стационарная студия, либо громоздкое переносное оборудование весом до 30 кг. А для передачи видеосъемок в редакцию нужно было прибегать к помощи мобильной студии (чаще всего в виде микроавтобуса со спутниковой тарелкой – ПТС) или стационарной студии со спутниковой связью. Современные цифровые ТЖК и технологии передачи данных не столь громоздки и тяжелы. Нередко все оборудование (за исключением комплекта освещения) умещается в один рюкзак, общим весом не более 10 кг. Появилось даже такое явление, как «рюкзачная журналистика» (Backpack journalism), когда один журналист совмещает в себе функции оператора, репортера, режиссера монтажа и проч. Для передачи видеосъемок зачастую достаточно ноутбука с подключением к Интернету. Отметим, что размеры и вес профессиональных камер практически не изменились, потому что они зависят от оптической части камеры (объектива). Портативный комплект освещения используется в работе съемочных групп не так уж часто. Он представляет собой кейс со сложенными штативами для осветительных приборов и собственно приборами (фонарями). Осветительные приборы на штативах используют, главным образом, для записи хорошо спланированных интервью в помещении. Поэтому нередко комплект освещения не берут с собой на съемки. Между тем, стоит обратить внимание учащихся на то, что при профессиональных съемках часто используется так называемый «накамерный» свет – это специальный фонарь для освещения объектов перед камерой. Для успешной работы учебной телестудии вполне достаточно «рюкзачных» цифровых ТЖК. Это простейшие цифровые камеры с возможностью подключения внешнего микрофона, штативы к ним, ноутбук или стационарный компьютер на учебной базе. Компьютерный класс школы может временно превращаться в редакцию, что не требует серьезных финансовых вложений и особенных навыков в использовании.
Рис. 4. Простой Newsroom Бытовые цифровые видеокамеры вполне успешно работают в автоматическом режиме, недаром в западной практике их называют point-and-shoot (направил и снял). Рекомендуем использовать камеры со встроенным жестким диском или картой памяти, так вы сможете избежать ненужных финансовых расходов на закупку кассет и лишних затрат времени на перенос видеоматериалов в компьютер. Использование камеры со штативом значительно улучшает качество изображения: оно не трясется, что характерно при ручной съемке, композиция кадра улучшается, поскольку штатив подразумевает более длительную подготовку к процессу записи. Использование внешнего микрофона позволит репортерам и ведущим брать интервью, а также записывать стендапы с хорошим качеством звука (в сравнении с качеством записи встроенного микрофона). Выделяют четыре функциональных типа выносных микрофонов: «колотушка» – средних размеров микрофон, который журналисты держат в руке. Используется для записи интервью на улице и стендапов; «пушка» – средних размеров микрофон, закрепляемый на камере. Идеально подходит для записи лайфов; «петличка» – маленький незаметный микрофон, который вешается на одежду говорящего. Используется для записи интервью в помещении и стендапов; «удочка» – средних размеров микрофон, закрепляемый на телескопическом держателе длиной 3-5 м. Может использоваться в любых ситуациях. Считается, что микрофон должен как можно меньше попадать в поле кадра. Зрителю важно знать, что снимали, а не то, как это происходило. Портативным комплектом освещения в работе учебных съемочных групп можно пренебречь, однако рекомендуем вам оборудовать простейшими световыми приборами помещение, в котором будет располагаться учебная студия и будут записываться подводки ведущих. Для этого потребуются 3 небольших «фонаря» со штативами. Один из приборов располагается фронтально по отношению к ведущему (освещает лицо), другой устанавливается таким образом, чтобы освещать затылок и спину ведущего (на контур). При изменении расстояния от прибора до объекта съемки изменяется и площадь освещенности, поэтому возможно использовать один и тот же «фонарь» для освещения двух человек в кадре. При этом оба «фонаря» лучше расположить по углам условного квадрата, в центре которого находится ведущий. Третий фонарь освещает фон за спиной у ведущего. Его можно использовать для улучшения фронтальной освещенности, в том случае, если ведущих двое или более. Необходимо проследить за тем, чтобы ни один из приборов не фигурировал в кадре. Комплект из трех световых приборов в разобранном состоянии умещается в небольшой кейс. Рис. 5. Расстановка световых приборов После того, как окончательно определены темы сюжетов, распределены «роли», разработан предварительный сценарий и спланированы места и герои, группы могут приступать непосредственно к съемкам – выходить «в поле». Советуем перед этим проговорить основные правила и «секреты» видеосъемки. Каждый объект съемки желательно снимать общим планом в течение 5-8 секунд, а затем средним и крупным. Еще раз обратите внимание учащихся на то, что в итоговый материал войдут только фрагменты этих планов. Но так называемый исходник всегда должен быть длиннее, чтобы оставалась возможность выбрать наиболее подходящий фрагмент при монтаже. Несложно подсчитать, что общее число планов в сюжете длиной 3 минуты составляет в среднем 60, а это значит, что минимально потребуется 60 нажатий кнопки «запись» (Record) на камере, 60 смен крупности плана в видоискателе камеры (не считая интервью и стендапов). Нормальное соотношение хронометража исходного материала к хронометражу итогового материала составляет 1: 10. Т.е. для трехминутного сюжета нужно полчаса исходника. Запись стендапа представляется одной из наиболее интересных творческих задач. Во время записи стендапа репортер адресует свои слова напрямую зрителю, то есть смотрит в объектив камеры. По месту в композиции репортажа стендапы делятся на открывающие (в начале), связующие (в середине) и закрывающие (в конце). Выбор типа стендапа зависит от репортера, шефредактора и режиссера. Среди основных задач стендапа – показать, что репортер действительно находится в гуще событий. Поэтому крайне важен фон стендапа, он должен быть информативным. К примеру, в репортаже о спортивном матче будет уместно разместить камеру и журналиста таким образом, чтобы в кадре на фоне репортера зритель видел играющих спортсменов. А в сюжете о разбитом школьном окне, информативность стендапа обеспечивается наличием этого окна в кадре одновременно с репортером. Главным «секретом» стендапа (как и подводки ведущего в студии) является его энергетика: автор должен произносить свой текст «не перед камерой», а «рассказывать камере», т. е. зрителю. Это профессиональное умение, базирующееся на артистизме, приходит со временем. Страх перед объективом преодолевается только тренировкой. Стендап может записываться с нескольких дублей. Если во время записи автор держит микрофон«колотушку» в руке, то рука сгибается в локте под углом 90° (микрофон не надо «глотать»). Рис. 6. Запись стендапа При записи интервью необходимо также соблюдать основные правила. Объект интервью должен говорить с репортером, смотреть на него, а не прямо в камеру. Общение со зрителем напрямую, «глаза в глаза» – прерогатива журналиста, он «уполномочен» обществом сообщать информацию. Синхроны же героев и комментаторов – это результат общения журналиста с людьми, поэтому по визуальной логике говорящие должны обращаться к репортеру, а не к зрителю. На синхроне зритель, как правило, не видит репортера в кадре, а интервьюируемый говорит как бы в сторону, поскольку журналист во время интервью чаще всего стоят или сидят сбоку от камеры. При этом зритель всегда должен видеть глаза интервьюируемого, поэтому угол поворота его головы не должен быть слишком крут. Рис. 7. Запись синхрона Если автор держит микрофон сам, то действует жесткое правило: «колотушка» всегда должна находиться той руке, которая находится дальше от оси съемки. В противном случае рука с микрофоном все время будет неуклюже попадать в кадр. Нормальная дистанция между микрофоном и говорящим – 20-30 см.; согласно технике безопасности микрофон никогда нельзя отдавать в руки интервьюируемому. Технический «секрет» интервью заключается в том, что после окончания записи беседы всегда «доснимаются» несколько планов, которые потом будут использоваться при монтаже. Традиционный набор этих планов: журналист и интервьюируемый стоят вместе, репортер слушает собеседника, репортера видно через спину интервьюируемого, собеседеника видно через спину репортера. Эти дополнительные планы называются «восьмеркой». При съемке «восьмерки» важно соблюдать правило: оператор должен снимать оба объекта (журналиста и интервьюируемого) с одной стороны, не пересекая условную прямую линию между ними. Непрофессионализм репортеров часто проявляется в длительности интервью. Глупо разговаривать с человеком полчаса, чтобы потом использовать 20 секунд записи. Именно поэтому особенно тщательно необходимо продумать вопросы, прежде чем говорить с интервьюируемым. Многие телеканалы требуют от своих репортеров непременно просить интервьюируемого называть во время записи свое имя и должность – это помогает избежать ошибок при создании титров. Рис. 8. Работа с микрофоном-«колотушкой» Главной проблемой журналистов являются неразговорчивые собеседники. Зачастую люди, даже охотно согласившиеся дать интервью, в момент начала записи как бы «замораживаются», теряют дар речи, отвечают односложно или вообще молчат. Боязнь объектива и направленного микрофона – естественная реакция, а команда «Мотор!» вообще вводит людей в ступор. Самым эффективном методом преодоления этого психологического барьера является так называемая «встречная исповедь». Суть приема заключается в том, что журналист рассказывает собеседнику о себе, просто разговаривает с ним на разные темы. Ощущение «допроса», таким образом, исчезает, собеседник расслабляется и начинает нормально говорить. Молчащий перед интервью автор всегда рискует получить ответное молчание. Иногда помогает переключение внимания собеседника на какой-нибудь предмет. Например, с любителем книг уместно поговорить о каком-нибудь фолианте из его коллекции и таким образом настроить его на «привычную волну». Установление контакта стоит отступления от темы. Что же касается самих вопросов, то, безусловно, предпочтение следует отдавать «открытым», т.е. тем, которые предполагают развернутый ответ (а не ответы «Да» или «Нет»). В конце концов, интервью берется для того, чтобы записать речь человека, а не его кивания головой. Вообще, чем меньше интервью похоже на заполнение анкеты, тем оно будет интереснее. При этом нужно помнить: иногда пауза (молчание) собеседника имеет свой смысл, взгляд может сказать больше, чем слова. Техническая справка к «Разделу 4» Для полноценной работы студии и ньюзрума, требуется правильная организация рабочего пространства и соответствующее компьютерное обеспечение. Newsroom. Комната или класс, оборудованные для видеомонтажа, записи и обработки звука, должны иметь компьютеры примерно следующей конфигурации: PC. Процессор Intel Core i7 860, обладающий четырьмя ядрами и поддержкой технологии Hyper Threading. Кеш 8 Мб и тактовая частота 2.80 ГГц. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) от 4 Гб. Жесткий диск не менее 500 Гб, рассчитан на интерфейс SATA II, обладающий кешем памяти объемом 16 Мб, поддерживающий технологию оптимального чтения данных NCQ. Графический адаптер на базе чипа GeForce GTX и четыре Гб памяти. (1600x1200 точек в режиме 32 миллиона цве тов). Fire Ware порт, для подключения видеокамеры и видеомагнитофона. Звуковые порты, для подключения аудиомикшера с последующим подключением к нему микрофона и выводящих звук устройств (колонок). Macintosh. Укомплектованный компанией Apple модели Mac Pro, компьютер с процессором Dual-Core Intel Xeon 5100, обеспечивающий производительность 4-ядерной рабочей станции. Тактовые частоты: 2, 2, 66 и 3 ГГц. Архитектура Dual-Core Intel Xeon использует 4 Мбайт общей кэш-памяти 2-го уровня на процессор и 64-разрядную шину данных и регистров. Прекрасно продуманный корпус Mac Pro вмещает 4 жестких диска общей емкостью до 2 Тбайт и 2 дисковода SuperDrive с поддержкой двухслойных дисков (DVD+R DL/DVD±RW/CD-RW). Система поддерживает 8 слотов высокоскоростной памяти на двух картах по 4 слота на карту, максимум — 16 Гб. Студия. Для студии потребуется специально отведенное помещение периметром не менее 5 на 5 метров и высотой не менее 3 метров. Все стены в этой комнате можно сразу покрыть специальной краской (светло-зеленого или синего цвета) или тканью. Это так называемый хромакей – задник, который будет использоваться с целью наложения любого фонового изображения в процессе обработки и монтажа отснятого материала. Также желательно покрыть стены студии звукоизоляционным материалом (например, ковролином) для предотвращения проникновения посторонних звуков. Мебель в студии может быть любой, но отличаться по цвету от хромакея.
|