Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неврозы у детей и их профилактика. Гигиенические основы адаптации (2 ч.)
1. Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков. 2. Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса. 3. Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость. 4. Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.
Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников – школьные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов. Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов: 1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха) 2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна), 3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния). Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности. Симптомы: -жалобы на слабость, головную боль; -быстрая утомляемость, раздражительность; -повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение; - непереносимость яркого света, звуков, шума; -расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры. Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом; - уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении. Подходы педагога к детям, страдающим астенией Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе. Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007). Школьная зрелость (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).
ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬН ИКА)
|