Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальность темы исследования. Важным требованием, предъявляемым к исследовательской работе, является актуальность исследуемой проблемы
Важным требованием, предъявляемым к исследовательской работе, является актуальность исследуемой проблемы, то есть ее теоретическая и практическая значимость. Термин «актуальность» означает соответствие запросам, требованиям современности. Она должна рассматриваться в свете современного состояния смежных наук и профильной потребности учебного заведения. Актуальность темы должна быть основательно аргументирована. Для этого необходимо глубоко и всесторонне изучить историю проблемы и ее современное состояние. Это делается на основе анализа научной литературы, а так же сбора эмпирических данных о различных аспектах исследуемого вопроса, сделанных во время педагогической практики и в период выполнения курсовых работ. Необходимо четко определить цели, объект и методы исследования.
Некоторые признаки актуальности темы исследования: - социальный заказ, представленный в рекомендательных и программных документах; - общий интерес к проблеме со стороны ученых, педагогов - практиков; - потребность в разработке обозначенной проблемы в данный временной период; - необходимость разработки темы в связи с условиями региона; Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования. Проблема – это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для выполнения какой-нибудь задачи. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие. Проблема логически вытекает из противоречий и формулируется как комплексная цель, которая вбирает в себя все задачи. При обосновании актуальности исследования необходимо отталкиваться от следующих аргументов: 1. Актуальность изучения поставленной проблемы вытекает из необходимости получения новых знаний, которые бы позволили закрыть «белое пятно», имеющееся в соответствующей области знаний, и тем самым решать какие-то теоретически и практически значимые вопросы. 2. Актуальность проблемы состоит в том, что её изучение позволяет разрешить какое-либо важное противоречие. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой (например, противоречие между стремлением современной школы к реализации принципа развивающего обучения и недостаточной разработанностью научно-методического и психологического инструментария, обеспечивающего реализацию этого принципа, и т.п.), противоречия в самой науке и т.д. 3. Актуальность проблемы связана с настоятельной потребностью дополнить, уточнить и развить дальше определённые научные теории, концепции, представления и т.д., чтобы иметь возможность на этой основе подняться в процессе познания какого-либо явления на ступеньку выше предшественников. Освещение актуальности темы должно быть кратким и отражать суть проблемы – 1–1, 5 страницы текста. Автор составляет краткий обзор источников по теме, который показывает, насколько он знаком со специальной литературой, как умеет систематизировать и критически рассматривать источники, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в теме исходя из современности. Некоторые признаки актуальности темы исследования: - социальный заказ, представленный в рекомендательных и программных документах; - общий интерес к проблеме со стороны ученых, педагогов - практиков; - потребность в разработке обозначенной проблемы в данный временной период; необходимость разработки темы в связи с условиями региона.
|