![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гигиенические и мотивационные факторы
Согласно Ф. Герцбергу, гигиенические факторы не мотивируют работников; они только предотвращают у них возникновение чувства неудовлетворенности своей деятельностью и ее условиями. Для стимулирования трудовых усилий необходимы еще и мотивационные факторы [1]. Модель ключевых характеристик работы Хэкмена-Олдхема. Дж. Хэкмен и Дж. Олдхем развили и систематизировали представления Ф. Герцберга относительно методов обогащения труда и повышения мотивационного потенциала работы. Согласно их модели высокая трудовая мотивация определяется следующими психологическими состояниями работников: 1. Осознание смысла работы. Если работники считают работу слишком простой и бесцельной, то мотивация будет низкой. 2. Чувство ответственности за качество и количество произведенной продукции. 3. Осведомленность о результатах. При отсутствии обратной связи, показывающей работникам, насколько хорошо они выполняют задание, их мотивация снижается. Психологические состояния работников, определяющие силу трудовой мотивации, вызывают следующие основные характеристики работы: 1. Разнообразие процесса труда. 2. Законченность заданий. 3. Важность заданий. 4. Возможности для проявления самостоятельности. 5. Обратная связь. Указанные выше психологические состояния определяют рабочие результаты: мотивацию, производительность труда и качество работы, удовлетворенность трудом, уровень невыходов на работу и текучесть кадров. Чем выше переживается значимость работы, ответственность за выполненную работу и знание результатов, тем более позитивных результатов можно ожидать. Эта модель особенно успешно описывает поведение индивидов, которые имеют высокую потребность в росте, в продвижении и развитии [22]. «Витаминная» модель П.Б. Уорра – это оригинальный подход к мотивации персонала. Он разделил мотивы на две группы: СЕ- и AD-факторы – в зависимости от их действия на человеческое поведение и провел аналогию с действием различных витаминов на здоровье человека. СЕ-факторы не наносят никакого вреда, даже если они присутствуют в переизбытке, их действие близко к действию витаминов С и Е, которые выводятся из организма при избытке, AD-факторы близки по своему действию к витаминам A и D, которые при переизбытке вызывают токсические реакции. Таблица 4.
|