Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические предпосылки






Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность информационного обеспечения развивающихся торгово-промышленных контактов в Европе. Потенциальное информационное пространство на территории Европы быстро оснащалось морскими, речными, сухопутными, почтовыми коммуникациями, что создавало условия для относительно быстрой передачи новостей. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.

Одним из крупнейших экономических и финансовых центров второй половины XVI в. была Венеция. Именно здесь стали выходить первые рукописные информационные листки под названием «Авизо» (от итал. avviso – сообщение, извещение), которые продавались за мелкую венецианскую монету (gazette), откуда, собственно, слово «газета» и вошло во многие европейские языки для названия периодического издания. Самый ранний из дошедших до нас комплектов венецианских «Авизо» датируется 1566 г.

Еженедельный выпуск рукописных известий потребовал и людей профессионально ориентированных на сборе и обработке информации. Имеются свидетельства, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «авизатори» (avvisatori – от итал. «вестник, приносящий новости»).

Рукописные венецианские «Авизо», имевшие широкое хождение по Европе, способствовали появлению аналогичных «газет» в Германии. Именно экономический фактор стал предпосылкой того, что крупнейшая финансовая корпорация – банкирский дом Фуггеров, имевший свои интересы во многих странах Европы, распространял среди своей многочисленной клиентуры в 1568-1605 гг. рукописную газету «Fuggerzeitung». В эпоху реформации популярностью пользовались виттенбергские известия Меланхтона, распространявшего их в форме писем-ведомостей по всей Европе на латинском, а затем на французском и немецком языках. В экономическом плане составление и распространение этих ведомостей было довольно доходным предприятием и приобретало вид профессиональной деятельности.

Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике.

В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. cекущий" нц. информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием " ыourant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал