Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия в Российской Федерации






В настоящее время ни у кого из субъектов инвестиционной деятельности не вызывает сомнений необходимость оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия – потенциального объекта инвестирования – как обязательной процедуры, предшествующей расчету ожидаемой эффективности любых вложений в этот объект. Причина – в признании того факта, что системный подход к организации инвестиционного процесса предполагает непременным атрибутом предварительную оценку возможностей той экономической системы, которая призвана обеспечить требуемую экономическую и иную эффективность данного процесса.

Единого критерия и единой методики оценки инвестиционной привлекатель­ности предприятия не существует. Наиболее часто оценка инвестиционной привлекательности производится при помощи одного из двух методов оценки: рейтин­говой и интегральной.

Метод рейтинговой оценки проводится в два этапа:

1. Заключается в анализе ограничений, накладываемых инвестором, с целью «просеивания» предприятий и формирования «узкого списка» кандидатов, удовлетворяющих первоначальным требованиям и претендующих на получение средств для финанси­рования своей инвестиционной программы.

2. Предполагает рейтинговую оценку предприятий из «узкого списка» — ранжирование по степени убывания инвести­ционной привлекательности попавших в него предприятий.

Анализ ограничений идет в контексте выбора «соответствует — не соответствует». Если предприятия соответствуют заданным ог­раничениям, они включаются в «узкий список», при несоответ­ствии — исключаются из дальнейшего рассмотрения.

Для анализа инвестиционной привлекательности накладыва­ются следующие основные ограничения:

• По абсолютной окупаемости инвестиций при заданном проценте по привлечению средств;

• По минимальной рентабельности инвестиций.

Рейтинговая оценка основывается на выведении некоего ком­плексного показателя, который рассчитывается как сумма взве­шенных репрезентативных коэффициентов, характеризующих различные аспекты эффективности деятельности и устойчивости финансового состояния предприятия. Существенное влияние на выбор весов коэффициентов оказывают:

• характер кредитования. При кредитном финансировании необ­ходимо существенно увеличить веса показателей финансового состояния (ликвидность, финансовая маневренность, общая платежеспособность) по сравнению с показателями эффектив­ности хозяйственной деятельности (прибыль к собственным средствам, рентабельность и пр.). Напротив, при институциональном финансировании показатели эффективности должны доминировать;

• предельное ограничение по срокам окупаемости. По мере воз­растания срока окупаемости (срока кредитования при бан­ковском финансировании) увеличивается вес показателей долгосрочного финансового состояния (общая платежеспо­собность) по сравнению с показателями текущей платежеспо­собности (ликвидность и финансовая маневренность). На против, при коротком сроке окупаемости коэффициенты ликвидности «в своей весовой категории» должны занимать доминирующую роль.

Таким образом, при составлении рейтинга анализируются две группы финансовых показателей, которые характеризуют инвес­тиционную привлекательность предприятий. В первую из них объ­единены пять показателей, характеризующих эффективность дея­тельности предприятий, а именно возможность получения при­были. Во вторую группу входят пять финансовых показателей, которые характеризуют платежеспособность предприятий или, другими словами, косвенно оценивают вероятность возврата вло­женных инвесторами средств. Используемые при анализе показа­тели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчет­ности по итогам года.

Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия:

1. Рентабельность продаж.

Рассчитывается как отношение чис­той прибыли к выручке от реализации. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Величина данного показателя широко варьирует в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, сроках кредитования, величине складских запасов и т.д. Длительный обо­рот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов.

Величина показателя рентабельности продукции находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предпри­ятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем меньше, чем значительнее величина задолжен­ности (и соответственно, плата за заемные средства).

2. Рентабельность активов.

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Рентабель­ность активов показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств.

Целесообразность использования данного показателя при оцен­ке инвестиционной привлекательности обусловлена тем, что он позволяет оценить эффективность использования всего имущества предприятия (прибыльность суммарных активов). С помощью тех же активов предприятие будет получать доходы и в последующие периоды деятельности. Таким образом, рентабельность активов дает возможность оценить эффективность использования активов и их прибыльность, а следовательно, оказывает влияние на инвес­тиционную привлекательность предприятия.

3. Рентабельность оборотных средств.

Определяется как отно­шение чистой прибыли к средней величине оборотных средств.

4. Рентабельность собственного капитала.

Данный показатель определяется как отношение чистой прибыли предприятия к ве­личине собственного капитала. Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения при­были от инвестиций, поэтому, с точки зрения акционеров, наилуч­шей оценкой результатов хозяйственной деятельности является получение прибыли на вложенный капитал, а именно рентабель­ность собственного капитала.

5. Доля износа основных средств (коэффициент износа).

Данный показатель определяется как отношение суммы износа к среднегодовой стоимости основных фондов. Данный показатель указы­вает на техническое состояние основных средств предприятия.

Показатели, характеризующие платежеспособность предпри­ятия:

1. Коэффициент текущей ликвидности. Показывает, какую часть текущих обязательств предприятие сможет погасить, мобилизовав все оборотные средства. Данный финансовый коэффициент рас­считывается как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Чем больше значение коэффициента, тем больше уверенность в оплате обязательств. Превышение активов над пас­сивами обеспечивает также резервный запас для компенсации убытков, возникающих при ликвидации активов. Таким образом, коэффициент определяет границу безопасности для возможного снижения рыночной стоимости активов.

2. Коэффициент срочной ликвидности. При расчете данного ко­эффициента используются наиболее ликвидные активы. При этом предполагается, что дебиторская задолженность имеет более вы­сокую ликвидность, чем запасы и прочие активы. При расчете ко­эффициента срочной ликвидности с краткосрочной задолженнос­тью сопоставляются денежные средства, краткосрочные финансо­вые вложения и дебиторская задолженность.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какую часть краткосрочных обязательств сможет погасить предприятие в ближайшее время за счет денежных средств на различных счетах и в краткосрочных ценных бумагах. Данный финансовый коэффи­циент рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Он характеризует величину де­нежных средств, необходимых для уплаты текущих обязательств. Объем денежных средств является своего рода страховым запасом и предназначается для покрытия краткосрочной несбалансирован­ности денежных потоков. Так как денежные средства не приносят дохода предприятию, то их размер должен поддерживаться на уров­не безопасного минимума.

4. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами. Показывает, какая часть оборотных средств предприятия была сформирована за счет собственного ка­питала.

5. Коэффициент автономии. Показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования. Данный фи­нансовый коэффициент позволяет оценить зависимость предпри­ятия от внешних источников финансирования, то есть возможностьосуществления деятельности без дополнительного привлечения заемного капитала. С другой стороны, коэффициент автономии показывает, насколько финансовые обязательства предприятия могут быть покрыты за счет собственного капитала. Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем активам.

На основе экспертных исследований была разработана балль­ная оценка параметров, входящих в рейтинговую оценку инвести­ционной привлекательности (таблица 39). При этом оценивалась величина первичного параметра (за определенный год), затем по­лученный балл корректировался с учетом динамики.

 

Таблица 39


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал