Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные направления




Направление и его основные признаки Представители литературы
КЛАССИЦИЗМ XVII — начало XIX века 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс. Франция: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен; Россия: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ XVIII — начало XIX века 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Англия: Л. Стерн, С. Ричардсон; Франция: Ж.-Ж. Руссо; Германия: И. В. Гете; Россия: Н. М. Карамзин.
РОМАНТИЗМ конец XVIII — XIX век 1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир). 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Германия: Э.-Т.-А. Гофман; Англия: Д. Г. Байрон, В. Вордсворд, П. Б. Шелли, Д. Китс; Франция: В. Гюго; Россия: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов.
РЕАЛИЗМ XIX — XX век 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии. многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. Англия: Ч. Диккенс, В. Теккерей; Франция: Стендаль, О. Бальзак; Россия: А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
НАТУРАЛИЗМ последняя треть XIX века 1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. Франция: Э. Золя, А. Хольц, братья Э. и Ж. Гонкур; Россия: П. Д. Боборыкин «Китай-город», Н. А. Некрасов «Петербургские углы», Д. В. Григорович «Петербургкские шарманщики», В. И. Даль «Уральский казак»; нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
МОДЕРНИЗМ:
  • символизм
  • импрессионизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • экспрессионизм
 
СИМВОЛИЗМ 1870 — 1910-е годы 1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства. 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. Франция: Ш. Бодлер, А. Рембо; Бельгия: М. Метерлинк; Россия: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый.
АКМЕИЗМ 1910-е годы (1913 — 1914) в России 1) Самоценность отдельно вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. Россия: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее творчество), М. А. Кузьмин.
ФУТУРИЗМ 1909 (Италия), 1910—1912 (Россия) 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация). Россия: И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крченых, В. В. Маяковский.
ИМПРЕССИОНИЗМ последняя треть XIX — начало ХХ века 1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. Франция: Г. де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ 1910 — 1920-е годы (Германия) 1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия. 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. Россия: черты экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, А. Белого.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ середина ХХ века (Франция) 1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. 3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе. Франция: Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал