Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литературные направления
Направление и его основные признаки
| Представители литературы
| КЛАССИЦИЗМ XVII — начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.
| Франция:
П. Корнель,
Ж. Расин,
Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен;
Россия:
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин.
| СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
XVIII — начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема — тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
| Англия:
Л. Стерн, С. Ричардсон;
Франция:
Ж.-Ж. Руссо;
Германия:
И. В. Гете;
Россия:
Н. М. Карамзин.
| РОМАНТИЗМ
конец XVIII — XIX век
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир).
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
| Германия:
Э.-Т.-А. Гофман;
Англия:
Д. Г. Байрон, В. Вордсворд, П. Б. Шелли, Д. Китс;
Франция:
В. Гюго;
Россия:
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов.
| РЕАЛИЗМ
XIX — XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии. многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
| Англия:
Ч. Диккенс, В. Теккерей;
Франция:
Стендаль, О. Бальзак;
Россия:
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
| НАТУРАЛИЗМ
последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
| Франция:
Э. Золя, А. Хольц, братья Э. и Ж. Гонкур;
Россия:
П. Д. Боборыкин «Китай-город», Н. А. Некрасов «Петербургские углы», Д. В. Григорович «Петербургкские шарманщики», В. И. Даль «Уральский казак»;
нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитова,
М. Е. Салтыкова-Щедрина.
| МОДЕРНИЗМ:
- символизм
- импрессионизм
- акмеизм
- футуризм
- экспрессионизм
| | СИМВОЛИЗМ
1870 — 1910-е годы
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства.
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
| Франция:
Ш. Бодлер, А. Рембо;
Бельгия:
М. Метерлинк;
Россия:
Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый.
| АКМЕИЗМ
1910-е годы (1913 — 1914) в России
1) Самоценность отдельно вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
| Россия:
Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее творчество), М. А. Кузьмин.
| ФУТУРИЗМ
1909 (Италия), 1910—1912 (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация).
| Россия:
И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крченых, В. В. Маяковский.
| ИМПРЕССИОНИЗМ
последняя треть XIX — начало ХХ века
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
| Франция:
Г. де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст.
| ЭКСПРЕССИОНИЗМ
1910 — 1920-е годы (Германия)
1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
| Россия:
черты экспрессионизма в творчестве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого.
| ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
середина ХХ века (Франция)
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе.
| Франция:
Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|