Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении определены уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях. В соответствии с указанным законодательством, прокурор в пределах своей компетенции вправе, а в случаях, предусмотренных законом, и обязан участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на приговоры, решения, определения и постановления суда; направлять в суд заключения по уголовным делам и представления по гражданским и экономическим делам о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений; истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому приговор, решение, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; отзывать принесенный им протест на приговор, решение, определение или постановление суда до начала рассмотрения протеста судом; проверять законность исполнения приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.
Надзор за соответствием закону не вступивших (вступивших) в законную силу судебных постановлений. Надзор прокурора за соблюдением законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях. Понятие, задачи, объект, предмет и пределы надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях. Согласно ст. 4 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», местами содержащем под стражей являются: 1) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь и следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (СИЗО); 2) изоляторы временного содержания органов внутренних дел и изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Беларусь (ИВС); 3) гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь и гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь; 4) исправительные учреждения, арестные дома в качестве мест содержания под стражей. Согласно ст. 14 УИК, примененные судом наказания исполняют следующие органы и учреждения: 1) уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства или работы осужденных; 2) территориальные органы принудительного исполнения; 3) исправительные учреждения открытого типа; 4) исправительные учреждения; 5) администрация по месту работы осужденного, а также органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности; 6) учреждения уголовно-исполнительной системы; 7) органы или должностные лица, присвоившие воинское или специальное звание; 8) командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, гарнизонов. Задачами надзора за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера является обеспечение: 1) своевременного обращения к исполнению вступивших в законную силу приговоров и приведения их в исполнение в строгом соответствии с законом; 2) соблюдения установленных законом прав и законных интересов осужденного, заключенных под стражу, подвергнутым мерам принудительного характера, и выполнения ими своих обязанностей; 3) законности содержания лиц в местах содержания под стражей, лишения свободы, в учреждениях для принудительного лечения и др. Объектом прокурорского надзора в данной отрасли является точное и единообразное исполнение законов и иных нпа в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, при исполнении наказаний, иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются: 1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы; 2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей; 3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей; 4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях. Прокурор в своей деятельности не должен выходить за пределы прокурорского надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов указанными органами и учреждениями. Прокурор не должен вмешиваться в решение административных и хозяйственных вопросов администрацией и должностными лицами поднадзорных органов и учреждений, если при этом не было допущено нарушение закона, иных нормативных правовых актов. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 1) посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории; 2) знакомится с документами, на основании которых лица содержаться под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц; 3) проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев; 4) требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства; 5) требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера
|