![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический тест как объективное измерение
Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых " сырых баллах". Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам. Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий: единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов; единообразие оценки выполнения теста; определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь " третий этап стандартизации"). Первый этап стандартизации - создание единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:
7 Диагностические нормы - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. В случае тестовых методик речь идет о тестовых нормах. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых диагностических признаков, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или " нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической " анормальности" (или " ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории (" нормы") Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.
Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой. Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.
Валидность и ее виды А.Анастази: «Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает».эффективность Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику, и т.п.), для оценки которого он предназначен. Проверка валидности методики называется валидизацией. Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер. Для вычисления количественного показателя – коэффициента валидности – сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Для расчета валидности должно быть не менее 50 испытуемых (лучше – более 200). Низким признается коэфициент валидности менее 0, 5, средним – 0, 50-0, 60 и высоким – свыше 0, 60. Общепринято выделять три основных вида валидности: 1) содержательная; 2) эмпирическая; 3) концептуальная. Валидность содержательная означает, что тест валиден по мнению группы специалистов. Для доказательства содержательной валидности обычно прибегают к процедуре экспертного опроса (группе специалистов-экспертов предъявляют задания теста, они же, в свою очередь, должны оценить их с точки зрения способности измерять ту характеристику, для измерения которой предназначен тест). Валидность эмпирическая заключается в определении способности теста служить индикатором или предсказателем строго определенной психологической способности или формы поведения человека. Для этого прибегают к некоторым статистическим процедурам. Обычно рассчитывают коэффициент корреляции между данными теста и данными по какому-либо внешнему критерию. Внешниий критерий - это численно выраженная характеристика, которая, бесспорно, служит показателем измеряемого тестом свойства, характеристики и т.п. Например, для тестов интеллекта в качестве внешнего критерия выбираются показатели учебы. Тогда для доказательства валидности тестовой методики рассчитывается коэффициент корреляции между баллами теста - с одной стороны, а с другой - отметками, полученными испытуемыми в процессе обучения. Пример показывает, что от выбора внешнего критерия зависит очень многое в при доказательстве эмпирической валидности теста. Валидность концептуальная заключается в доказательстве правильности теоретической концепции, положенной в основу теста. Валидностьпрогностическая Информация по нему собирается спустя некоторое время после испытания. Прием используется для предсказания успешности будущей деятельности Валидность ретроспективная Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Высоко надежный тест может быть совершенно невалидным. Ненадежный тест обязательно является невалидным. Валидность теста всегда будет ниже его надежности.
9.
|