![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фактор, специфический для данной деятельности.
Ч.Спирмен пришел к выводу, что он может, исходя из поведения индивидуума, выделить некий «генеральный фактор» интеллекта, который он назвал. фактором G Фактор этот определяется Ч.Спирменом как общая «умственная энергия», которая влияет на успех любой деятельности. Исследования позволили Ч.Спирмену установить, что роль «G фактора» максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. «G фактор» является скрытым фактором - максимально проявляясь в действиях, протекающих в «умственном плане», он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды. Выводы из теории «G фактора»: V Единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов – фактор общей умственной энергии. V Корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. V Для тестирования фактора G лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений. Для измерения применяются тесты Г.Айзенка, «Прогрессивные матрицы Равена», а также тесты интеллекта Д. Кеттела. Однако некоторые люди более способны к одним видам деятельности. чем к другим, хотя общий («генеральный») уровень интеллекта у них может быть сходным. Поэтому Ч.Спирмен, наряду с фактором G ввел еще фактор S, служащий показателем специфических способностей. Специальные способности стали бурно изучаться с появлением ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА. Л.Терстоун выделил 12 факторов (они были названы – «первичные умственные способности»): V - Словесное понимание – тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т.д. W - Речевая беглость – измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т.д. N - Числовой фактор – тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений. S -Пространственный фактор – делится на два подфактора. Первый – определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости). Второй – связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве. M - Ассоциативная память – измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар. P - Скорость восприятия: определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют «вербальный» и «образный» подфакторы.
|