Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.






С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, назы­вавшаяся также Консилией министров, которая пред­ставляла собой боярскую комиссию из числа думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Пра­вительствующего Сената — высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административны­ми, судебными, а иногда и законодательными прерогати­вами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов. Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами Боярской думы и еще трое бы­ли из дворян. Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канце­лярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма ши­роки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дво­рян на службу и заботился о сборе и расходовании госу­дарственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Се­ната. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр по­ощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные на­веты. Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский гене­рал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал рабо­ту Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и испол­нение всех его приговоров, их опротестование или приостановление.

Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государст­венного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему централь­ных государственных органов. Взамен сложного и непо­воротливого аппарата приказов и канцелярий с их рас­плывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с чет­ким разграничением сфер управления.

Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела колле­гии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались кол­лективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», явля­лись три коллегии: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий занималась финан­сами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор дохо­дов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование ка­зенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась гор­ным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созда­ны две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вот­чинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями. Его пред­шественницей была Бурмистерская палата в Москве, со­зданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуп­равления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих но­вых учреждений являлось исполнение административ­но-полицейских и судебных функций в городах. Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.

Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петров­ской эпохи (с 1695 по 1729 г.) занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также созданная в Пе­тербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая коллегия руководствовалась собст­венным регламентом, но в 1720 г. был издан обширный «Генеральный регламент» — устав граждан­ской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и поря­док деятельности обновленного административного ап­парата.

Наряду с укреплением центрального аппарата управ­ления еще раньше началась реформа местных учрежде­ний. Вместо воеводской администрации 1708—1715 гг. была введена губернская система управления. Первона­чально страна была разделена на восемь губернии: Мос­ковскую, Ингерманландскую (позднее — Петербург­скую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образова­ны еще четыре губернии. Во главе губерний стояли гу­бернаторы, в руках которых находилась вся полнота ад­министративно-полицейской и судебной власти. В по­мощь губернатору были приданы чиновники, руководив­шие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12 ландратов, избираемых дворя­нами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохра­нились, но в руках губернаторов оставались только воен­ные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных учрежде­ний влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние и верхние суды. Во главе надворных судов стояли губер­наторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразд­нены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. По­пытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал