Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2.Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории. Киевская Русь в 9 - 12 вв.






Вопрос 1. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы изучения истории.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда. Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт. С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития. Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии. При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Вопрос 2.Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории. Киевская Русь в 9 - 12 вв.

В начале 9 в. в Восточной Европе сформировалось два до государственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение славян с центром в Новгороде. В середине 9 в. в него был приглашен на княжение варяг Рюрик (862-879 гг.). Этот факт, отраженный в летописи, лег в основу создания так называемой «норманской теории».

Рюрик поселился в Новгороде, направив своих «мужей» Аскольда и Дира управлять Киевом. Преемник Рюрика варяжский князь Олег (879-912 гг.) в 882 г. выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Он захватил Киев и объединил под своей властью два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Кроме того, Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В 907 г. Олег привел к стенам столицы Византийской империи Константинополя огромное войско, опустошил окрестности города. В результате в 907 и 911.гг. Русь и Византия заключили выгодные для русичей мирные договоры.

Преемником Олега стал Игорь (912-945 гг.) - сын Рюрика. В 941 г. Игорь совершил новый поход на Константинополь (повод - нарушение Византией прежнего договора). Игорь потерпел поражение в морской битве. Тогда, в 944 г., он совершил новый поход в союзе с печенегами. Поход 944 г. оказался успешным, тогда же был заключен новый мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань в земле древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга (945-964 гг.), жестоко отомстила древлянам, разорив их земли. Однако она была вынуждена упорядочить сбор дани с подвластных территорий и велела ввести так называемые «уроки» (размеры дани) и «погосты» (места ее сбора). В 946 или 957 г. Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла там христианство.

Итак, центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен - северную и южную. В конце 9 в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.

Норманская теория - утверждение, что восточнославянские народы оказались неспособными к самостоятельному созданию государственности, что Древнерусское государство возникло благодаря появлению в Новгороде и Киеве варяжских князей, возглавивших процесс образования государства. Теория сложилась в середине 18 в., авторами были немецкие ученые Байер и Миллер. Против этого взгляда на русскую историю выступил М. В. Ломоносов и другие историки, с антинорманской теорией.

Антинорманская теория - первым антинорманистом еще в 18 в. был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в 6-8 вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют «Державу волынян». Считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, они не нуждались в их услуга.

Во второй половине 10 в. на Руси продолжается процесс укрепления власти киевских князей. В годы правления Святослава Игоревича (964-977 гг.) вырос международный авторитет древнерусского государства. Он вел успешную борьбу с печенегами, Византией. При Святославе было нанесено поражение Волжской Болгарии (964 г.), разгромлен Хазарский каганат (964 г.).

В годы правления Владимира Святославовича (980-1015 гг.) Руси был подчинены червенские земли с городами Перемышль, Червень. Для организации обороны от кочевников создается Белгородская засечная черта. В 992 г. Владимир нанес крупное поражение печенегам. Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 986-989 гг., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси.

Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом.

При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал