Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 31. Валахия и Молдавия до конца XV в.






Процессы этногенеза в Карпато-Дунайском регионе. Топоним «Валахия» происходит от этнонима «волохи». Вадахия сформировалась на пространстве, замкнутом Южными Карпатами и Дунаем. Река Олт пересекает её с севера на юг и делит на 2 части: восточную – Мунтению, или Великую Валахию, и западную – Олтению, или Малую Валахию.

Топоним «Молдавия» происходит от р. Молдовы, правого притока Сирета, в бассейн которой из захваченной венграми Трансильвании переселились волохи. В XIV в. это название распространилось на всю территорию между Восточными Карпатами, и рекой Прут. Во второй половине XIV в. к Молдавии были присоединены Бессарабия и Буковина. Первая занимает пространство между реками Прут и Днестр, и территориально совпадает с современной Молдавией. Вторая разделена на Северную и Южную Буковины, соответственно в составе Украины (Черновицкая область) и Румынии (область Сучава).

В Средневековье Валахия являлась главной контактной зоной цивилизованного и варварского миров. В IV-VI вв. сюда проникали гунны, авары и славяне, в VII в. – протоболгары. Два столетия Карпато-Дунайский регион находилось под властью 1-го Болгарского царства. Затем возобновились набеги восточных кочевников: в X-XI вв. мадьяр, печенегов и торков (узов), в XII в. – половцев, в XIII в. – монголо-татар, с XIV в. – турок-османов.

Молдова, в которой с VI в. осели славяне, в X-XI вв. входила в Древнерусское государство, а в XII-XIII вв. – Галицко-Волынское княжество, в XIII-XIV вв. – Золотую орду, затем боролась с венгерской, польской и турецкой агрессией.

Первым субстратом формирования румынского и молдавского народов были фракийские племена гетов и даков. Решающее влияние на их этногенез оказали римляне. С VI в. этногенезе румын и молдаван участвовали славяне. В 200-летний, с VIII по X вв., период относительной стабильности между двумя главными волнами нашествий в Европу азиатских кочевников оттесненное в горы местное население умножилось. В 865 г. вместе с болгарами приняло православное христианство. С X в. латинских и греческих источниках появляется этноним «влахи», в славянских – «волохи». Славянский язык до середины XVIII в. выполнял в Валахии и Молдавии роль аналогичную латыни в Западной Европе, т. е. был языком государственных и церковных дел.

В 1857 г. Дунайские княжества Валахия и Молдавия объединились и образовали Румынию.

Княжество Валахия. Первые валашские этнопотестарные объединения (жупанаты, воеводаты, кнезаты) начали появляться в X-XIII вв. Их объединение стало возможным с начала XIV в., вследствие ослабления региональных лидеров и обострения их борьбы друг с другом и третьими силами: Золотой Орды с Ираном и генуэзцами, Византии, Болгарии, Сербии, Венгрии друг с другом.

Первое валашское государство с центром в основанном венграми Кымпулунге сложилось в Мунтении. Его первым великим воеводой, или господарем, стал Басараб I (1310-1352). Оно так и называлось «Земля Басараба», но в конечном итоге превратилось в «Румынскую землю» (Цара Ромыняска). В 1385 г. в титуле воевод было употреблено еще одно название «Угровлахия», в 1391 г. – «Regnum Valachia», в 1392 г. – «Влашская земля». В XV в. политоним «Валахия» употреблялся чаще других.

Басараб I был вассалом Венгрии, но проводил самостоятельную политику. Он воевал на стороне Болгарии и монголо-татар против Византии, участвовал в нападениях монголо-татар, болгар и сербов на южные границы Венгерского королевства. В 1359 г. его сын Николае Александру (1352-1364) учредил в г. Куртя де Арджеш православную «Угровалашскую» митрополию, что было очень важно для повышения уровня суверенности Валахии, особенно по отношению к католической Венгрии. Владислав Влайку (1364-1377) начал чеканить собственную серебряную монету. Он добивался полной независимости от венгров и погиб в сражении с ними. Раду I (1377-1383) и Дан I (1383-1386) также пытались отстаивать самостоятельность в борьбе с венгерской короной, но успеха не достигли.

Становление государственности у влахов совпало с появлением турецкой опасности. Господарь Мирча Старый (1386-1418) в числе других союзников сербов участвовал в битве 1389 г. на Косовом поле, победа на котором открыла туркам дорогу на левый берег Дуная. В 1391 г. османские войска впервые подвергли Валахию страшному разорению. В 1394 г. 50-тысячное турецкое войско во главе с Баязидом I Молниеносным снова опустошило княжество, но было побеждены влахами в сражении при Ровине и бесславно отступило за Дунай.

В 1395 г. османы, по призыву восставшего против Мирчи племянника Влада, разгромили княжество. Влад Узурпатор захватил трон и тогдашнюю столицу княжества Куртя де Арджеш. Мирча укрылся у венгерского короля. После поражения в 1405 г. при Анкаре Баязида I от Тамерлана Мирча вернул себе трон и вытеснил османов из валашских земель. Правда, по договору 1415 г. он согласился платить султану ежегодную дань в 3 тыс. дукатов. Это была цена признания османами власти Мирчи и фактической независимости Валахии.

Неспособность маленькой Валахии самостоятельно обеспечить свою суверенность заставляла её лавировать между могущественными соседями. Как следствие в валашской элите образовались провенгерская и протурецкая группировки. При господаре Александре I Алдя (1431-1436) усилились сторонники османов. Тогда провенгерски настроенные бояре возвели на престол Влада Дракулу (1436-1446), сына Мирчи Старого. Однако вскоре и он переориентировался на Турцию. Но Янош Хуньяди заставил Валахию признать власть венгров. При господаре Владиславе II (1446-1456) Венгрия и Турция договорились таким образом, что Валахия, оставаясь вассалом Венгрии, платила дань Турции.

Затем с помощью Яноша Хуньяди валашский престол занял Влад Цепеш (Колосажатель) (1456-1462). Невиданным по масштабам и жестокости террором ему удалось консолидировать княжество. Он отказался прибыть лично ко двору султана, перестал платить дань и разорил османские крепости на правом берегу Дуная. Летом 1462 г. султан Мехмед II вторгся в Валахию. Влад Цепеш, не вступая в бой с основными силами, одержал ряд побед над авангардными отрядами турок и устрашил их своей жестокостью, приказав всех пленных сажать на колья. Мехмед II увел войска за Дунай. Но Заговор бояр вынудил Влада Цепеша бежать в Венгрию, где Матиаш Корвин заключил его в тюрьму.

Престол достался его брату Раду Красивому (1462-1475), который стал платить дань султану. С этого времени проосманскую позицию занимали все валашские господари, включая приходивших к власти под антиосманскими лозунгами.

Влад Цепеш получил в 1476 г. свободу, вернулся в Валахию, сумел на короткое время вернуть себе власть, и был убит боярами.

Молдавское княжество.Первым господарем Молдовы считается Водэ Драгош, который в 1352 г. возглавил влахов, переселившихся сюда из Трансильвании. В 1359 г. переселенцы восстали под предводительством боярина Богдана и прогнали из г. Байи венгерского наместника. В 1365 г. воевода Богдан I (1359-1365), объединивший под своей властью большинство молдавских кнезатов и воеводатов, добился от Венгрии признания своей независимости. Господарь Лацку (1365-1373) признал вассальную зависимость от Польши, принял католичество и основал в Сирете, куда перенёс из Байи столицу, католическое епископство.

Петр I Мушат (1374-1392), основатель династии Мушатинов, которая княжила в Молдавии до 1595 г., лавировал между Венгрией и Польшей и в 1378 г. сделал выбор в пользу последней. После этого молдавские господари 100 лет оставались вассалами польской короне. Сюзеренитет Польши давал Молдавии защиту от внешних врагов и не сдерживал её рост. Когда после Куликовской битвы Золотую Орду оттянула свои силы из Нижнего Подунавья, его иколо господарь Роман (1392-1394).

В 1401 г. при господаре Александре Добром (1400-1432) была учреждена Молдавская автономная православная церковь.

После Александра Доброго в течение четверти века на троне сменилось 15 господарей, его сыновей и внуков. Молдавия ослабла и страдала от набегов крымских татар. Как раз в это время началась турецкая экспансия в Карпато-Днестровский регион. В 1420 г. османы впервые вторглись в Молдавское княжество. В 1456 г. Петр III Арон согласился выплачивать султану дань в 2 тыс. дукатов.

Усиление центральной власти произошло при Стефане III Великом (1457-1504), который сместил Петра III Арона, вассала Матиаша Корвина, и признал своим сюзереном польского короля. Матиаш Корвин предпринял поход на Молдавию, но потерпел поражение при Байи, был ранен и отступил с большими потерями.

Освободившись от венгерской угрозы, Стефан III 1470 г. начал борьбу с валашским господарем Раду Красивым, данником Порты и вассалом Венгрии. Войско румелийского бейлербея Сулеймана-паши вступило на территорию Молдавского княжества. Отступая, Стефан III применил тактику «выжженной земли». В османском войске начался голод, а 10 января 1475 г. у Васлуя Стефан дерзкой атакой под прикрытием тумана опрокинул турок, не сумевших на болотистой местности развернуть свои огромные силы. Преследование отступавших продолжалось три дня.

Но султан добился соглашения с Казимиром IV, которое распространялось на Молдавское княжество как вассала Польши. Тогда Стефан III признал венгерский сюзеренитет. Весной 1476 г. Мехмед II со 150-тысячной армией двинулся на Молдавское княжество. Тактика «выжженной земли» оправдала себя и на это раз. В турецком войске начался голод, вспыхнула чума. Вести о приближении венгерских войск заставила султана отступить.

Тем не менее ситуация была тяжёлой. Молдавское боярство также выступало за мир с турками. Валашское боярство тоже предпочитало сделку с Портой. В 1483 г. мир с Турцией заключила Венгрия. В 1484 г. войска Баязида II захватили крепости Килия и Белгород-Днестровский. В Буджакской степи, на юго-востоке иколои, турки поселили орду ногайских татар, потомков печенегов. Пытаясь спасти положение, Стефан III вновь признал сюзеренитет Казимира IV и заручился его обещанием защищать Молдавское княжество. Но Польша в 1489 г. заключила мир с Турцией. Всё это заставило Стефана III платить дань Турции и признать сюзеренитет Венгрии.

В 1497 г. столицу княжества Сучаву осадил польский король Ян Ольбрахт. Но венгры потребовали от него прекращения войны, а Стефан III поспособствовал татарским набегам на польскую территорию. Полякам пришлось отступить.

В 1499 г. Стефан III отказался от уплаты дани султану и заключил договор с Яном Ольбрахтом, присоединившись к антиосманской венгеро-польской коалиции. А в 1501 г. вновь примирился с султаном Баязидом II. Так за счет изощренного лавирования Молдавии удавалось сохранять собственную государственность.

Социальное развитие Дунайских княжеств.Генезис феодализма проходил у влахов бессинтезным путем, стал возможен не ранее X в., начался в XI-XIII вв., дал заметные результаты к концу XIV в., но даже в XV в. оставался незавершённым.

Укрывшимся от варваров в Карпатах предкам влахов пришлось отказаться от земледелия в пользу скотоводства. В горах недоставало места для хлебопашества, кроме того, скот в отличие от посевов можно было спасти от набегов, угнать, спрятать. Полноценные условия для земледельческого труда сложились в Дунайских княжествах не ранее XIV в., а заметное увеличение роли земледелия в экономике обнаружилось только в XV в. Но и тогда оно оставалось достаточно примитивным. Набор культур был небогат: просо, ячмень, пшеница, овес, рожь, фасоль, чечевица, капуста, лук, чеснок. Из технических культур – конопля и лён. Виноградарство получило распространение в господарских хозяйствах. В севообороте приоритет отдавался яровым культурам. Озимые внедрялись медленно. Животноводство оставалось главной отраслью в течение всего Средневековья. В Молдавии наибольшее развитие получило разведение крупного рогатого скота, особенно быков, и коневодство, в Валахии – овцеводство.

Городская жизнь развивалась медленно. В Молдавии города – Романов торг (Роман), Сочава (Сучава), иколо, Байя, Малый Галич (Галац), Берлад (Бырлад), Яський торг (Яссы), Бухарест – возникали, во-первых, благодаря традициям Древнерусского государства, во-вторых, в связи с потребностями международной транзитной торговли. В XIV-XV вв. получил большое значение так называемый Молдавский путь из Кракова через Львов и Сучаву к побережью Черного моря. В Валахии наиболее значимыми городами были Арджеш, Тырговиште, Кымпулунг. Они находились на господарских землях и существовали не в последнюю очередь благодаря центральной власти.

Торговые связи поддерживались в ярмарочной форме. Постоянные рынки в городах отсутствовали. Крестьяне сбывали свою продукцию местным и приезжим купцам на городских ярмарках и таким же образом приобретали ремесленные изделия из Трансильвании, Польши и Западной Украины. Торговля между Валахией и Молдавией отсутствовала, поскольку княжества производили одинаковую продукцию.

Общая бедность и отсталая структура экономики тормозили социальную стратификацию. Валашский социум состоял из общин, включавших в себя одно или несколько поселений и возглавлявшихся советами старейшин. Общины объединялись в племена во главе князьями и воеводами из числа племенной знати. Князья узурпировали право распоряжения племенными территориями (так называемое «окняжение» земель) и жаловали из этого фонда поместья своим приближенным, служилым людям и церкви. Так формировалась феодальная, элита. Её высший слой составили бояре. Средние и мелкие земельные собственники назывались: в Молдавии «куртяне» (букв. – дворяне) и «немеши» (от венгр. – знатный), а в Валахии – «роши». Их долгое время было немного. В XV в. численность военно-служилого сословия в Молдавии не превышала 2 тыс. человек.

Основную массу крестьянства составляли «кнези» и «мошнены», жившие по «волошскому праву». Они были лично свободными и могли беспрепятственно переходить из одного поместья в другое. В в конце XV в. в Валахии сложился обычай, согласно которому за выход или вывод крестьянина необходимо было уплатить господину пошлину – «кыблу» (позже «галяту»). В Молдавии выход ограничивался лишь обязанностью расчета по текущей ренте и долгам с землевладельцем.

Феодальная эксплуатация была легче, чем в Венгрии и Польше. Главным видом феодальной ренты был натуральный оброк «дижма» в виде десятины со всех зерновых, огородных и садовых культур, а также сенокосов, бортей и рыбных ловлей. В Валахии взимался еще и пастбищный побор с поголовья овец и свиней – «хотарщина». Отработочные повинности заключались в сенокошении, ремонте мельниц, уходе за прудами и озерами, перевозках грузов и занимали 2-х до 6-ти дней в году. Полевой барщины в княжествах не было. Зато распространились баналитеты, особенно мельничный. Денежные платежи крестьян землевладельцам были незначительными.

Крестьяне были обязаны государственными повинностями, обозначавшимися византийским термином «ангерия». Это могли быть работы в крепостях и посадах, на господарских виноградниках, дворах, прудах, мельницах, сенокосах, извоз, «помощь» в перегоне скота и содержании господарских коней, сторожевая служба. Подворная подать государству являлась главным денежным крестьянским платежом. Особо следует отметить, что все крестьяне, жившие по «валашскому» праву», должны были иметь оружие, уметь им пользоваться и – по одному человеку с каждого двора – участвовать в господарском ополчении.

Низшую категорию крестьянства составляли люди, жившие по «холопскому», или «татарскому» праву иноплеменники: в обоих княжествах цыгане, а в Молдавии и татары. В отдельных вотчинах насчитывалось от несколько десятков до несколько сот душ холопов, которые использовались в качестве рабочей силы в поместье, домашних слуг или ремесленников. Холопы и их имущество являлись собственностью феодала, который, хотя и не имел права лишать холопов жизни, мог их наказывать, передавать по наследству, обменивать, дарить, продавать, отдельно или вместе с членами их семей. Холопы не могли вступать в брак с крестьянами, жившими по волошскому праву, и выступать свидетелями при судопроизводстве. За убийство холопа вместо судебного штрафа следовала компенсация его владельцу.

Политическое устройство Дунайских княжеств было достаточно простым. Господарь избирался из представителей боярских фамилий собранием прелатов и бояр. Твёрдые правила престолонаследия отсутствовали. Поддержка отдельными группами бояр разных претендентов на престол вызывала частые междоусобия. Победитель, захватив власть, легитимировал победу формальным избранием на трон, и, чтобы сохранить власть за родом, обычно делал соправителем сына или брата.

Власть господаря ограничивалась Советом бояр, без санкции которого он не мог принять ни одного решения. Особо важные вопросы решались на расширенных собраниях светских и духовных феодалов. Но с течением времени эти собрания теряли свою роль из-за слабости служилого сословия. Никакой роли во власти не играли горожане. Сословно-представительная монархия так и не сложились.

Управление осуществлялось с помощью двора и канцелярии. В Валахии двор возглавлял ворник. Хранителем печати и главой канцелярии был логофет. Казной ведал вистиерник. Военными делами – спатарь За обеспечение двора продовольствием и винами отвечали стольник и чашник. Заботы о внутренних покоях и сношениях с другими государствами, находились в ведении постельника..

Валашское княжество было разделено на округа – жудецы, во главе которых стояли пыркалабы, осуществлявшие административно-судебную власть. Военные силы состояли из «малого войска», т. е. из дружин господаря и бояр, и «большого войска», включавшего в себя крестьянское ополчение.

Бедность и замедленность социального прогресса являются объективными признаками слабости. Но именно раннефеодальный характер социально-политического строя позволил Дунайским княжествам мобилизовать весь их небольшой потенциал и в течение полутора веков в целом успешно защищаться от агрессии более сильных Венгрии, Польши и Турции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал