Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 32. Византия во второй половине XI-XIII вв.






Кризис второй половины XI в. спровоцировало пресечение Македонской династии. Императоры смутного времени 1056-1081 гг. были ставленниками различных кланов столичной гражданской бюрократии и провинциальной военной элиты. Групповые интересы доминировали над национальными. Государственная политика выродилась в интриги. Длительное могущество Македонской династии, основанное на жесткой централизации, подавило волю элиты и приучило рядовых подданных во всем полагаться на власть. Активизация внешних врагов и внутренняя дестабилизация не воспринимались обществом как смертельная опасность. Правящие круги, увлеченные борьбой за власть, не осознавали угрозы, нависшей над Империей.

Так император Роман IV Диоген в августе 1071 г. навязал просившему о мире султану Алп-Арслану битву при Манцикерте. Зная тактику кочевников, Роман IV с наступлением темноты приказал прекратить преследование отступавших сельджуков. В этот момент командир арьергарда Андроник Дука, распространил слух, что авангард армии разгромлен, а сам император покинул поле боя. Этим он вызвал панику, и первый подал пример к бегству. Император сражался до последнего и попал в плен. А предавший его Андроник Дука добился восшествия на престол своего родича Михаила VII Дуки. Того сверг Никифор III Вотаниат, стратиг фемы Анатолик, который вступил в союз с турками-сельджуками, чем облегчил им завоевание малоазийских провинций Каппадокии, Киликии, Исаврии и основание в 1080 г. Иконийского (Румского) султаната, включившего в свои границы восток Малой Азии и Северную Сирию.

Из-за этих потерь сократились налоговые поступления и подвоз продовольствия. В Константинополе люди умирали от голода. В провинции начались народные волнения, бунты военных наемников, мятежи знати. Во Фракии восставшие павликиане вступили в соглашение с печенегами. В Малой Азии греческие крестьяне переходили на сторону сельджуков и вместе с ними, по словам историка XI в. Михаила Атталиата, «восставали против соплеменников». На Адриатическом побережье влияние Византии после взятия в 1071 г. сицилийскими норманнами икол, последнего имперского города в Южной Италии, сошло на нет. От гибели Византию спасало только то, что турки, печенеги и норманны были недостаточно организованы для того, чтобы от набегов перейти к завоеванию и колонизации имперских земель.

Династия Комнинов – Алексей I (1081-1118), Иоанн II (1118-1143), Мануил I (1143-1180), Алексей II (1180-1183), Андроник I (1183-1185) – пришла к власти в этот критический момент. Социальную политику Комнинов можно определить как политику модернизации Империи. Сами Комнины, как и Кондостефаны, Мелиссины, Палеологи, Тарониты и другие, принадлежали к молодой, возвысившейся в XI в., аристократии. Старая элита – Склиры, Фоки, Аргиры, Куркуасы – сошли со сцены вместе с Македонской династией.

Комнины упростили административное управление, упразднили многие ведомства, изменили титулатуру. В провинциях власть перешла к военным командирам – дукам. Чтобы прочнее привязать их к династии, был применен испытанный феодальный прием – брачные союзы. Комнины стали широко использовать его и во внешней политике, чего до них византийские императоры не делали. Таким образом, укрепление центральной власти достигалась не в последнюю очередь за счет развития личностных связей внутри элиты.

Материальным оплотом Комнинов стали их домениальные владения, которые Алексей I по мере возможностей увеличивал. Он награждал родичей обильными выдачами из казны и ежегодными рентами. Они имели поместья напоминавшие города и обширные земли с крепостями, селами и рынками, населенные вассалами, обязанными военной службой.

Не полагаясь на лояльность аристократии, Комнины создавали служилое сословие. Ополчение заменяли наёмники из варягов, норманнов, аланов, печенегов, каких-то загадочных колбягов и даже англичан. Недостаток денежных средств компенсировался вознаграждениями натурой, в первую очередь землей. Мануил I предоставлял земли пленным сельджукам, венграм, сербам. Получив свободу, они зачислялись в воинские каталоги. Крестьянское ополчение перестало существовать. Термин стратиот приобрел значение «рыцарь».

Государство поддерживало связи с новой элитой при помощи таких механизмов как прония, харистикий, экскуссия. Прония (букв. – попечение) представляла собой пожалование частному лицу за службу части государственных налогов с некой территории. Прониар изначально права собственности на землю, доходами с которой он пользовался, не имел. Но с XIII в. прониары начали приобретать и владельческие права на землю проний.

Харистикий представлял собой пожалование монастыря светскому лицу. Монастырь жаловался на срок жизни получателя (харистикария), либо на два-три поколения. Церковь считала такое использование монастырей незаконным. Но Комнины его успешно практиковали для привлечения служилых людей.

Экскуссия представляла собой пожалование собственнику земли права на взимание в свою пользу государственных налогов с его собственных владений. Щедрые пожалования экскуссий начались с конца XI в.

Прония, харистикий, экскуссия являлись византийскими аналогами каролингских бенефиция и иммунитета. Но время этих ранних феодальных институтов в Западной Европе завершилось. Перспектив для их дальнейшей эволюции по направлению к феодализму, т. е. превращения в феод и банальную сеньорию в Византии не было. Во-первых, потому что имперская государственная машина, несмотря на все потрясения, была достаточно совершенной, чтобы не допустить полного подавления публично-правовых отношений частноправовыми. Во-вторых, из-за высокого уровня товарно-денежных связей. Города и торговля, пришедшие было в упадок в смутное время, были восстановлены и стали опорой Комнинов. Государственная регламентация ремесла и торговли, а также привилегии, которыми пользовались кредиторы династии – купцы из итальянских городов Венеции, Генуи, Пизы в какой-то мере негативно сказывались на развитии собственно византийского ремесла и торговли. В первую очередь страдал Константинополь. Но в целом экономика находилась на подъеме.

Социальная политика Комнинов позволила стабилизировать ситуацию в стране. Было покончено с сепаратистскими движениями на Крите, Кипре, в Трапезунте, подавлено движение богомилов на севере Балкан. Церковь, игравшая в XI в. самостоятельную роль, была возвращена под контроль императорской власти.

Выправилось международное положение. Сицилийские норманны после смерти в 1085 г. Роберта Гвискара отказались от экспансии на Балканы.

Печенеги, самые опасные в конце XI в. враги Империи, были разгромлены в 1091 г., после чего в течение 30 лет ничего не предпринимали против Византии. А Веройская война 1122 г. покончила с печенежской опасностью раз и навсегда.

Половцы, которые сменили печенегов, были менее опасны. Они несколько раз переходили Дунай и доходили до окрестностей Адрианополя, но получали достойный отпор. После 1160 г. источники о нападениях половцев на Византию не сообщают.

В Малой Азии ситуацию разрядил сначала распад в 1086 г. Иконийского султаната на многие эмираты, затем 1-й Крестовый поход. В 1097 г. византийцы вместе с крестоносцами взяли Никею, столицу Иконийского султаната, и сельджукам пришлось перенести ее в Конью. Далее крестоносцы разгромили сельджуков в Северной Сирии.

Покончив с печенежской, половецкой и сельджукской угрозами, Комнины перешли в наступление. Мануил I именовал себя императором Венгерским, Хорватским, Сербским, Болгарским, Грузинским, Хазарским, Готским, вёл войны за Южную Италию, предпринял поход в Египет.

Но имперская политика была уже не по силам Византии. Первым тревожным сигналом стало поражение Мануила I от сельджуков в 1176 г. при Мириокефалоне, на западе Малой Азии. С надеждой на вытеснение сельджуков из Малой Азии пришлось расстаться.

Кризис конца XII в. начался при типичных обстоятельствах. Комнины на фоне долговременных успехов перестали адекватно оценивать ситуацию. Великодержавные цели превышали реальные возможности, истощали страну и озлобляли подданных. Самовластие Мануила I восстановило против него даже ближайших его родичей и перессорило их друг с другом. Они создавали партии и готовились к борьбе за власть после его смерти.

Алексея II Комнина сверг и убил его дядя Андроник I Комнин, в свою очередь низложенный и казнённый Исааком II Ангелом. Царствование династии Ангелов (1185-1204) стало сплошной цепью заговоров. Исаак II Ангел (1185-1195) был ослеплен и заключен под стражу родным братом Алексеем III Ангелом (1195-1203). Его племянник, сын Исаака II, царевич Алексей освободил отца. Алексей III бежал, прихватив с собой казну. Исаак II и Алексей IV (1203-1204) царствовали как соправители и погибли во время бунта константинопольцев. На трон взошёл Алексей V Мурзуфл (1204), тоже из рода Ангелов.

Кланы, у которых недоставало сил, чтобы вмешаться в борьбу верховную власть, пользовались ситуацией, чтобы усилить свои позиции в провинциях. В Южной Македонии и Эпире безраздельно властвовали Комнины, Дуки и Ангелы, в Фессалии – Малиасины. В Малой Азии Атталию захватила семья Альдебрандино, Филадельфией правил Феодор Манкафа. Навплийский архонт Лев Сгур в 1204 г. овладел Коринфом, осадил Афины, взял Фивы.

Империя ослабла. В 1181 г. венгерский король Бела III отнял у неё далматинское побережье. В 1185 г. отложились и создали 2-е Болгарское царство болгары. В 1190 г. добилась независимости Сербия.

Такого рода потери, как показывал прежний опыт, не имели для Империи фатального значения. Династическая нестабильность также не являлась чем-то необычным. Однако Ангелы довели её до крайнего предела и, главное, впервые в имперской истории втянули в решение семейных споров западных европейцев. Исааку II и Алексею IV помогли вернуть трон крестоносцы. Попытка расплатиться с ними за счёт подданных стоила императорам жизни. Крестоносцы 13 апреля 2004 г. штурмом взяли Константинополь. В городе было до 1 млн. жителей, его стены были неприступны. Но деградация власти и безответственность самих константинопольцев привели к поражению.

Распад Византийской империи.Франки, как их называли греки, переименовали Византию в Латинскую, или Константинопольскую, империю. Её возглавляли: Балдуин I, граф Фландрский, (1204-1205), Генрих Генегаусский (1206-1216), Пьер де Куртене (1217), императрица Иоланта (1217-1219), Роберт де Куртене (1221-1228), Иоанн Бриеннский (1231-1237) и Балдуин II (1238-1261).

В составе Латинской империи как её вассалы были выделены Фессалоникское королевство в Фессалии и Македонии, Ахейское, или Морейское, княжество на Пелопоннесе и Афино-Фиванское герцогство в Средней Греции. Венеция получила свою долю в виде островов Ионического моря, Крита и Эвбеи, а также ряда важных для торговли владений в Константинополе и других городах. На территории латинских княжеств появились сеньории и замки, оплоты феодальной независимости.

Отношения вассалитета были распространены на византийцев, владения которых крестоносцы захватить не смогли, и которые не возражала против номинальной зависимости. В Адрианополе Феодор Врана принял титул кесаря и согласился выставлять императору 500 всадников. Стать имперским ленником согласился Георгий Феофилопул, чьи владения находился на северо-западе Малой Азии.

Вассально-ленная политическая организации была жизнеспособна на Западе, потому что её прикрывали от инородной агрессии с Востока Византия и Русь. В противостоянии с византийской, а также раннефеодальной славянской и тюркской государственностью она была неконкурентоспособной.

Но создатели Латинской империи не понимали ненадежности своего положения и всё больше его расшатывали. Православное патриаршество в Константинополе было заменено католическим. При этом практически все местное население осталось православным. Балдуин I справедливо считал греков схизматиками. Но это были его подданные, и относиться к ним с пренебрежением и, тем более, третировать их как вероотступников было нельзя. Даже та часть греческой элиты, которая искала сближения с латинянами, чувствовала себя ущемлённой.

Весной 1205 г. восстала Фракия. Опираясь на поддержку греческой знати, болгарский царь Калоян напал на Латинскую империю. У Адрианополя крестоносцы были разбиты наголову. Захваченный в плен Балдуин I умер от ран в Тырново. Венецианский дож Энрико Дандоло, идеолог разгрома крестоносцами Византии, уцелел в ночном бегстве остатков латинских войск, но вскоре умер.

Болгария стала главной державой на Балканах. Калоян, одержимый идеей мести за горе, которое причинил его предкам Василий Болгаробойца, назвал себя Ромеебойцей, начал истребительную войну против греков и погиб в 1207 г. при осаде Фессалоники (Солуни). Его смерть дала передышку и франкам, и грекам. Во второй половине XIII в. силы болгар иссякли. Региональной сверхдержавой 2-е Болгарское царство не стало.

Осколком Византийской империи на Балканском полуострове, в северо-западной его части, стал Эпирский деспотат, основанный Михаилом I Ангелом (1204-1215).

В Малой Азии, на берегу Черного моря, в провинции Халдия внуки Андроника I, Алексей и Давид, принявшие имя «Великих Комнинов», создали Трапезундскую империю. Вынужденная периодически признавать сюзеренитет более сильных соседей – сельджуков, монголов, османов – Трапезундская империя пережила Византию и была в 1461 г. завоевана Турцией.

Никейскую империю основал Феодор I Ласкарис (1204-1222) – человек неизвестного происхождения, который отличился в войнах с болгарами, женился на дочери Алексея III Ангела и получил титул деспота. В 1208 г. Константинопольский патриарх, укрывшийся в ико, короновал его как «императора ромеев». Теперь в глазах греческого населения он был единственным законным представителем имперской власти. Его преемник Иоанн III Дука Ватац (1222-1254) вытеснил латинян из Малой Азии, отнял у Болгарии фракийские и македонские земли, в 1246 г. овладел Фессалониками.

Восстановление Византийской империи реализовал Михаил VIII Палеолог (1258-1282), который низложил Иоанна IV Ватаца. В 1259 г. он разбил войска антивизантийской коалиции Сицилийского и Сербского королевств, Эпирского царства и Ахейского княжества. Летом 1261 Михаил VIII с целью демонстрации силы отправил воинов под стены Константинополя, жители которого вдруг открыли им ворота. Охваченные паникой латиняне отплыли на Запад. Балдуин II покидал Большой дворец в такой спешке, что оставил там императорские инсигнии.

Восстановленная Византийская империя была лишь тенью прежней великой державы. Северные районы Фракии и Македонии находился в руках болгар и сербов. Сохраняли независимость Эпирское царство, Афино-Фиванское герцогство, Ахейское княжество. Венеция господствовала на большей части Архипелага. В Малой Азии власть императора распространялась лишь северо-западные области. Трапезундская империя владела побережьем Чёрного моря. А большая часть полуострова принадлежала туркам.

Прямой угрозы существованию Византийской империи еще не было. Но в Малой Азии, непосредственно на границе византийских владений Осман, бей (вождь) туркменского рода кайи, создал небольшое владение. Бейлик Османа I (1288-324), собственное имя которого со временем превратилось в этноним и политоним, быстро усиливался за счет безнаказанных набегов и притока любителей легкой наживы из других турецких княжеств. В это время представилась возможность остановить эту грабительскую экспансию.

В 1302 г. завершилась война «Сицилийской вечерни», и наёмники, которые помогли Фадрике Арагонскому, отнять Сицилию у Анжуйской династии, остались без дела. Король Фадрике предложил Андронику II взять их на службу и дал корабли, чтобы переправить их на Балканы. В 1303 г. «каталонская компания», или «альмугавары» (разведчики), в числе 1500 кавалеристов и 5000 пехотинцев под командованием Рожера де Флора начали громить турок, которые несли громадные потери и откатывались вглубь Малой Азии. Слухи об этих успехах привлекали в Византию все новых авантюристов из Каталонии, Арагона, Наварры. По мнению английского византиниста Джорджа Финлея, каталонцы «если бы ими предводительствовал государь, подобный Льву III или Василию II, могли бы покорить сельджукских турок, задавить османскую силу в ее начале и довести двуглавого орла победоносной Византии до подножия гор Тавра и до берегов Дуная».

Но успехи наёмников напугали Палеологов. В 1305 г. Рожера де Флора пригласили на императорский пир в Адрианополь и там убили вместе с многочисленной свитой. Каталонцев также вырезали в Константинополе и Галлиполи. Уцелевшие устроили «каталонскую месть» и в течение ряда лет опустошали Фракию, Македонию, Фессалию и Средней Грецию. Вальтер де Бриенн, герцог Афинский, недальновидно воспользовался услугами каталонцев для подчинения Фессалии, затем попытался от них избавиться, был ими разбит. Вместо Афино-Фиванское герцогства образовалось Каталонское княжество (1326-1388).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал