Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи исторической науки. Функции истории как учебной дисциплины. Источники изучения истории и каналы получения исторической информации.






История –гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества, события, явления, процессы, основные закономерности и этапы его развития в пространственно-временном измерении. Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и факторах. Можно сказать, что предметом изучения истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития общества и государства как часть мирового процесса истории человечества Задачи исторической науки:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.

Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т.д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса. 6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

Функции истории:

· Интеллектуально-развивающая

· познавательная

· Воспитательная

· Практически-политическая

· Прогностическая

· Практически-прикладная

Источники изучения истории - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе:

· Письменные

· Вещественные

· Этнографические

· Фольклорные

· Кино- и фотодокументы

· Аналитические

· Устные

· Лингвистические Каналы получения исторической информации – художественная литература, СМИ, теле- и радиопередачи, кинофильмы.

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.


2)

Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали значительны по численности, влиянию в окружающем их мире В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться. Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы). Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами. А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы). Восточные славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев. В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи " Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. Путь " из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они " жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - " из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили " волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, " красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя. Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами. Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - " лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались " полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече. Древнерусское язычество – это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти. Тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени. Первые религиозные верования – 30 – 40 тыс. лет назад. К наиболее распространенным религиозных верований относится: 1)атеизм 2)татеизм – почитание какого либо животного (растения); вера в происхождение данного человеческого рода от какого то вида животного. 3)анимизм – вера в существование невидемых двойников, видимых обьектов. 4)магия – совокупность мистических действий и вера в то, что с их помощью можно сказывать воздействие на силы природы, самого себя и др. людей. 5)политеизм – многобожие (наличие многих богов, равных между собой). В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход. 5. Возникновение государства у восточных славян. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности. «Норманизм и антинорманизм». Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства. Объединение восточных славян в Древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Причины образования: 1. Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях. 2. Развитие экономики. Хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. 3. Заинтересованность общества в появлении государства. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. Сравнительно легкое утверждение власти Олега в Приднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство. Варяги сыграли в объединении очень важную роль. Дело не в организационно-государственных качествах, они явились консолидирующим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Славянское государство не являлось чисто варяжским детищем, однако элементы активного участия варягов в жизни славян способствовали усилению этого процесса. Суть норманнской теории заключается в том, что государство на Руси ыло привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры (варягами). Сами же восточные слявяне не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности. Антинорманизм – теория, считающая, что Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал