Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восточные славяне в 6-9вв. Образование Древнерусского государства.
Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно " Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена " братьев" искажением древнешведских слов: " синеус" - " со своими родами", " трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани. После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей " Рюриковичами", а Киевскую Русь - " державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом. 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, " надвое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления " Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о " Законе русском", со которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией. 3) Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Причины христианизации: 1)внут потребность в единой религии: раннефеод гос-ву нужна единая гос идеология, которая: оправдывает соц расслоение, примирит низы с их положением, освятит высшую власть и оправдает гос насилие, будет иметь интернац хар-р. 2) внеш воздействие со стороны христианского мира(Византии) в ходе: разл бытовых, эк, полит контактов; целенаправленной пропаганды христианства на Руси, деятельности византийских миссионеров. На выбор Византийского(вост), а не Римского(зап) варианта христианства повлияли также: политическая умеренность Византии (она хотела дружбы и прекращения бессмысленных набегов на побер Черного моря, не стремилась поставить Русь в вассальную зависимость от себя); отсутсвие в вост варианте идеи главенства церк власти над светской; возможость богослужения на родном языке. Время и методы христианизации. Хр-ия не единовременный акт, а длит процесс: в теч. всего 10в растет число хр-н на Руси(особ. в Киеве); офиц. датой крещения Руси принято считать 988г, но условность этой даты признается самой православной церковью. В процессе хр-ции испол-сь разл. методы - от пропаганды и убеждения примером князей (Киев) до грубого принуждения и насилия, физич. расправы с непокорными(Новг) Хр-во тесно сплавилось с язычеством, вызвав к жизни феномен двоеверия. Христианские святые, ангелы заменили собою языч. богов, взяв на себя их фун-ии. Хр-кие праздники присоединялись к праздникам языческого земледельческого календаря(праздник получал хр-ское название, а обряды оставались языческими). Последствия крещения. - консолидация разл племен - повышение культуры земледелия, развитие огородничества - разв-ие строит, дела, распространение каменного зодчества - разв-е разл ремесел(резьбы по камню, ювелир иск-ва) - развитие книжного и школьного дела - лит-ры - живописи(на досках, фрески, мозаики) - церковного песнопения(капелла). 4) настия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун малолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ- лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь. Внешняя политика Руси в X в. В рамках этого периода перед Русским государством стояли следующие внешнеполитические задачи: —объединение всех восточных славян; —обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов); —безопасность южных рубежей. На юге Русь граничила с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венгры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со столицей в низовьях Волги. В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых обговаривались условия торговли и отношения между государствами. Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполитическую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Хазарский каганат. При Святославе Русь контролировала огромные территории от Карпат до Северного Кавказа. Затем Святослав переключил свое внимание на Византию. После нескольких удачных сражений с византийскими войсками Святослав потерпел крупное поражение. Возвращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами. Его преемник Владимир (980 — 1015 гг.) основное внимание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопутствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенс-кой Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокорными славян-скими племенами вятичей и радимичей. Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих целей подходило гораздо больше. К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали данную религию как средство усиления своего влияния, а также в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Европы и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам. Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (особенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества. Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени. Ярослав Мудрый. После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава выступил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем. В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгромили печенегов. После этого они уже не представляли опасности для Руси. Обострились русско-византийские отношения, закономерным разрешением которых явилась война 1043 г. Но русский поход на Византию закончился неудачей. Проводя собственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой русской церкви — не грека, а русского — Иллариона. Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династические браки с представителями крупнейших европейских монархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киев-ской Руси — «Русская Правда». По всей Руси развернулось обширное строительство, основывались новые города. Киевская Русь переживала период своего расцвета. Внутриполитическое устройство Руси. Во главе древнерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые подразделения — дружину. Дружинники не только выполняли военные функции, но также могли выступать в качестве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Бояре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе. В Новгороде и других городах сохранились старые демократические институты, такие, как вече — народное собрание. Некоторые должности в городах и деревнях были выборными. Структурно Русь делилась на волости, которыми правили представители правящей династии. По завещанию Ярослава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по пов; оду прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой. Экономическое развитие Киевской Руси. Основная масса населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дружиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, которая именовалась полюдьем. Постепенно формируется княжеский домен — земли, которыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчины — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на кормления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве. Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное платить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная. Набирают силу и растут города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами княжеств. Город делился на две части — детинец (крепость) и посад, расположенный подле детинца» В посаде жили торговцы и ремесленники,.в детинце — князь или наместник с дружиной. Обострение социальных противоречий. Во второй половине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц и произвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных рубежей Руси. В 1071 г. антихристианские выступления прошли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены. Крупное восстание произошло в Киеве в 1113 г. Народ, недовольный администрацией князя и обозленный на ростовщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение расширялось. В этой обстановке на великое княжение был приглашен Владимир Мономах, который сумел справиться с мятежом. Владимир Мономах (1113—1125). Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах показал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых — в 1111 г» — по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы долго не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, оказывая на нее военное и политическое давление. Владимир Мономах довольно успешно противостоял сепаратистским устремлениям некоторых князей, сумев сохранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учитывая требования восставших, Мономах издал юридический свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.Но Мономах сумел лишь на время приостановить центростремительные тенденции в русских княжествах. Со смертью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств. 5) Причины феодальной раздробленности: · Развитие феодального землевладения · Неупорядоченная система наследования великокняжеского престола · Ослабление роли Киева · Лишь относительное единство Киевской Руси · В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодно иметь своего князя, защищающего ее права, чем поддерживать князя киевского · Система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Товарный обмен практически отсутствовал. · Феодальная раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодального общества. 1015 – смерть Владимира 1 Святославовича. Его 12 сыновей стали делить земли, началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава. Они поделили между собой Русскую землю по Днепру. 1036 – после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично. 1054 – после смерти Ярослава Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Установился лествичный порядок замещения княжеских столов: старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. 1097 г – по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха съезд в Любече, где было принято решение о прекращении междоусобиц и провозглашен новый принцип «Да каждый держит отчину свою», признана полная самостоятельность феодальных центров 1132 – смерть последнего могущественного князя Мстислава Великого. Рубеж распада Последствия Феодальной раздробленности: 1. + Раздробленность способствовала динамическому экономическому развитию русских земель: росту городов, развитию культуры 2. - снижение оборонного потенциала 3. - снизилась интенсивность международной торговли. Особый политический строй феодальной республики, отличный от монархических княжений, сложился в XII в. в Новгородской земле. Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора: 1. Выдающаяся роль торговли, особенно внешней - Новгород с севера контролировал путь " из варяг в греки"; 2. Крупный удельный вес в экономике ремесленного производства; 3. Обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства. Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече - народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий. Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х годах XII в., завершилась в 1136-1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика. Верховная власть перешла в руки вече, которое призывало на престол князей, заключало с ними договоры. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества. Они руководили деятельностью вече, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких. Владимиро-Суздальское княжество, в отличие от Киевского, испытывало экономический подъем. Этому способствовала удаленность территории княжества от кочевников и наличие естественных преград — рек и лесов. Через Владимиро-Суздальскую землю пролегал важнейший торговый путь — Волжский, соединявший Северо-Восточную Русь со странами Востока. Все эти факторы способствовали постоянному притоку населения, росту старых и возникновению новых городов. Процессу смещения политического центра Древнерусского государства из Киева во Владимир способствовала умелая политика амбициозных князей Владимиро-Суздальской земли. Сын Владимира Мономаха Юрий (1125—1157) приложил много сил, чтобы сделать свое княжество сильным и независимым. Однако Юрий не отказывался и от попыток захватить киевский престол, за что и получил прозвище Долгорукий. 4 апреля 1147 г. Юрий пригласил своего союзника Святослава Ольговича в Москву на пир. Москва впервые была упомянута в летописи, и эта дата считается временем основания города. В 1157 г., после смерти Юрия, княжить начал его сын Андрей (1157—1174). Своей социальной опорой Андрей сделал города и дворянство, перенес столицу во Владимир, а впоследствии основал резиденцию в Боголюбове, за что и получил свое прозвище — Боголюбский. Эти действия князя объясняются его стремлением к самостоятельной политике — в Ростове и Суздале существовала сильная оппозиция княжеской власти в лице боярства. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев. Но, отдав его на разграбление, Андрей не пожелал там остаться и вернулся во Владимир, что еще раз подчеркивало, снижение значения и авторитета Киева. В 1174 г. князь был убит в своей резиденции боярами-заговорщиками во главе с Кучковичами. Андрей Боголюбский хотя и не сидел в Киеве, носил титул великого князя. После нескольких лет борьбы за владимиро-суздальский престол победу одержал Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), прозванный так за большое количество сыновей. Активная политика Всеволода способствовала расширению территории княжества, расцвету городов. Став страной «христианского Востока» в конце 10в, Русь сблизилась с Востоком идеологически и политически. События 13-15вв еще более развели Русь и Европу, увеличив различия между ними во всех сферах. В нач13в в развитии Европы и Руси наблюдались сходные процессы: ü -в экономике (рост городов как центров ремесла и торговли). ü -в политической сфере(усиление авторитета княжеской власти, и в то же время сохранение и развитие местного самоуправления, появление органов сословного представительства. ü -в соц структуре общ-ва. Рост численности горожан, сохранение в соц.структуре большего числа свободных людей. Т.о. в русских землях складывались несколько восточнославянских гос-в, приближающихся по типу развития к Польше, Германии и др европейским королевствам. Однако этим тенеденциям не суждено было реализоваться: монголы сломали одну рос историческую судьбу и стимулировали другую. На сегодняшний день существуют разные точки зрения на взаимоотношения Орды и Руси в 13-15 в. Традиционная точка зрения гласит, что в конце 30-х гг 13 века русские земли подверглись нашествию мт, за которым последовал период монголо-татарского ига (угнетения), существенно отдаливший Русь от западной Европы. В то же время во второй половине 20 века стала достаточно популярной точка зрения Гумилева, который утверждал, что ига не было, была гигантская империя Орда-Русь, которая совместными усилиями противостояла натиску католического запада. Последствия нашествия 1238-1242гг: · -резкое сокращение населения - сокращение числа годов - замедление темпов соц развития, в том числе замедлении роста численности третьего сословия · -Понижение уровня развития производительных сил. · Границы земледелия отодвинулись на север, южные благодатные земли опустели, нарушена преемственность сх ремесла, на несколько десятилетий прекратилось каменное строительство. · - замедление темпов развития товаро-денежных отношений. · - свертывание международной торговли -гибель многочисленных культурных ценностей · - изменение морально-психологического климата в землях, подвергшихся нашествию Летописи рисуют картину непрерывных «татарских ратей» в течение всей последней четверти 13в. За 20-25 лет кочевники 15 раз предпринимали значит походы насев-востокРуси.
Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов, и крайне ослабленная после разгрома Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери. Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие на Русь имело и некоторые особенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест. 7) Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого · ликвидация татаро-монгольского ига. · Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. · Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.
· Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы. · Пашенная система постепенно вытесняет подсечную. · Постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. · Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла. · Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. · Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки. · Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства. В его образовании были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купечество и ремесленники. · Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий. · Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. · Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством. · Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига. Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто. Центром объединения она стала потому, что в силу своего географического положения была лучше прикрыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
Процесс объединения был завершен в начале XVI в: Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.
8) Конец XV в. многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени. В 1453 г. турками-османами была завоевана Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены многие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456 г., И. Гутенберг). Это время в мировой истории получило название эпохи Возрождения.Конец XV столетия — это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Процесс смены раздробленности единым государством — закономерный итог исторического развития.Объединение княжеств и земель в наиболее развитых странах Западной Европы проходило в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений, разрушением натурального хозяйства как основы экономики, началом формирования капиталистических отношений. Однако при наличии соответствующих социально-экономических причин и политических условий объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии). Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западно-европейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462–1505) и Василия III (1505–1533). После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Именно на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь: § закончил собирание земель под властью Москвы; § заложил основы российского самодержавия; § укрепил государственный аппарат; § повысил международный престиж Москвы. Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В годы его правления к Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1472), великое княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), великое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в своих владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490–1500 гг. политическое верховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронежские и Мезецкие. Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за создание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По условиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.
Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к татарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формальный суверенитет. В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. «Великий князь московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока» (С.Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, строгий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца XV в. на печатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победоносцем, но и герб Византии с двухглавым орлом. Изменение общественно-политического статуса великого князя Московского отразилось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской… и иных». В международных отношениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Русской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в дополнение к прежнему источнику власти от отца и деда). В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III, — «царь» и «самодержец» — подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси. В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях о князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства. По мнению И.Н. Ионова, если в Х в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей. Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Московии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Новое значение великого князя Московского отразилось и на государственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Василию целый ряд политических преимуществ: «1) до сих пор все князья сонаследники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предоставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголовным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям; 2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому; 3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю; 4) по договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн III присвоил одному себе право вести сношения с иноземными государствами» (В.О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505–1533) являлся, по мнению В.О. Ключевского, «первым государем в настоящем политическом смысле этого слова». Присоединив к Москве Псков (1510), великое княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517–1523) и Смоленск (1514), Василий фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство. Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем. Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления. Боярская дума состояла из 5–12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли». Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому. В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом. Таким образом, завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в одно государство. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. 9) 1533 – 1584 – годы правления. Политика 1565-1572 – реевропеизация, 72-84-деевропеизация. Набирает силу процесс реевропеизации. Отмечается следующее. · Наличие развитого с/х производства · Наличие развитой внутренней торговли · Тесная международная торговля · Развитие ремесел · Появление городов на севере, процесс урбанизации Рост крупных капиталов · Наличие крупного специализированного производства, н-р строительных материалов. Но со второй половины 60х гг 16 века эти процессы начинают деградировать. Все это непосредственно вязано с опричной политикой Ивана 4 и его решением повернуть на Германы. Реформы: · 1549-созыв 1го Земского собора, упорядочено местничество; · - массовая соц опора престола в виде дворянского сословия · - 51 ограничение роста монастырского землевладения; · - 51 - Стоглавый собор(100разделов)усиление ценрализации в рус. правосл церкви, единые церковные обряды, пантеон святых, усиление дисциплины среди священников» · - 50-новый Судебник, - укрепление внеш-полит деятельности, разгромлены казанское ханство, астраханское, расширение земель на восток - сибирское ханство) · -58г война с Ливонским орденом, орден распался но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с кот России пришлось воевать до 83г- мир
данного противостояния стало падение правительства «Избранной рады», начало эпохи самодержавного царского правления. Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной небольшой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы. Последствия опричнины. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запустели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому эке в 1570—71 гг. в дополнение, ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы. 11) К числу важнейших задач, стоявших перед Россией в области внешней политики в середине XVI века, можно отнести: 1. овладение Волжским торговым путем в целях развития торговли со странами Востока; 2. открытие возможности для беспрепятственного продвижения на Восток — в Приуралье и на Урал; 3. обеспечение безопасности со стороны Крыма; 4. укрепление на берегах Балтийского моря; 5. возвращение западнорусских земель. Подчинение Поволжья. Решение первых двух задач требовало подчинения Казанского и Астраханского ханств — наследников Орды. Казанское ханство возникло в первой половине XV в. на территории бывшей Волжской Булга-рии. В XV в. Казань соперничала с Москвой за влияние в Среднем Поволжье. В конце столетия Казанское ханство ослабело из-за раздоров и попало под влияние Русского государства. С 20-х гг. XVI в. Казань стала ареной соперничества Москвы и Крыма. Подчинение Казани Крыму создавало бы единый враждебный фронт на южных и восточных границах Русского государства. Еще в середине XVI в. Москва попыталась окончательно подчинить Казань, но поход 1549 г. окончился неудачей. владения на правом берегу Волги. Проживавшие здесь чуваши, мари, мордва признали русское подданство. В 1552 г. под Свияжском сосредоточилось московское войско численностью около 150 тыс. человек. По дороге к Волге русские разбили крымского хана, пытавшегося напасть на Москву. Казань была осаждена. В ходе осады использовались артиллерия, минные подкопы, подвижные укрепления (гуляй-город). 30-тысячный гарнизон Казани упорно сопротивлялся более месяца. 2 октября русские овладели Казанью решительным штурмом, предварительно проломив стены взрывами мин. После взятия Казани все Среднее Поволжье было присоединено к русскому государству. втягивание в большую войну с Турцией, на что у Москвы не было сил. Поэтому русское правительство ограничилось оборонительными мерами: сооружением на южных границах, недалеко от Тулы и Рязани, так называемой Засечной черты — линии пограничных заграждений. 12)
|